Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 1 класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 06.10.2009г №373, примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НПО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04.2015г.) и Положения МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по изобразительному искусству и составлено на основе программы курса «Изобразительное искусство» для учащихся 1 классов автора Б.М.Неменского, изд.Просвещение, 2019г.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже на изучение данного курса отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно‑прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно‑творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в
1 классе являются:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работыв команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В области регулятивных УУД учащийся научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
В области познавательных УУД учащийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
В области коммуникативных УУД учащийся научится:
-пользоваться языком изобразительного искусства;
-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-слушать и понимать высказывания собеседников;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений:
Учащийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Учащийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание учебного предмета
№ | Названия разделов | Кол-во часов |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). | 9 |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 8 |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 8 |
4 | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы). | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата по плану факт. |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч) |
1 | Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Все дети любят рисовать. | 1 | | |
2 | Изображения всюду вокруг нас | 1 | | |
3 | Мастер Изображения учит видеть | 1 | | |
4 | Изображать можно пятном | 1 | | |
5 | Изображать можно в объеме | 1 | | |
6 | Изображать можно линией | 1 | | |
7 | Разноцветные краски | 1 | | |
8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 | | |
9 | Художник и зрители | 1 | | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) |
10 | Мир полон украшений | 1 | | |
11 | Красоту надо уметь замечать | 1 | | |
12 | Узор на крыльях | 1 | | |
13 | Красивые рыбы | 1 | | |
14 | Украшение птиц | 1 | | |
15 | Узоры, которые создали люди | 1 | | |
16 | Как украшает себя человек) | 1 | | |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 | | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 ч) |
18 | Постройки в нашей жизни. | 1 | | |
19 | Рисуем домики для сказочных героев | 1 | | |
20 | Домики, которые построила природа | 1 | | |
21 | Дом снаружи и внутри | 1 | | |
22 | Строим город | 1 | | |
23 | Все имеет свое строение | 1 | | |
24 | Постройка предметов | 1 | | |
25 | Город, в котором мы живем | 1 | | |
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (8ч) |
26 | Совместная работа трех Братьев-Мастеров | 1 | | |
27 | Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги. | 1 | | |
28 | Разноцветные жуки | 1 | | |
29 | Сказочная страна. | 1 | | |
30 | Весенний день | 1 | | |
31 | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками | 1 | | |
32 | «Здравствуй, лето!». Образ лета в творчестве художников. | 1 | | |
33 | Урок любования. Умение видеть. Экскурсия в парк. | 1 | | |