Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»
Параньгинского района Республики Марий Эл
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор школы
протокол № 1 от «29» августа 2019 года __________ /Садыкова Л.Г./
Приказ №______от «___»_________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(учебный предмет, курс)
Уровень образования
(класс) 4 _
(основное общее образование с указанием класса)
Количество часов: 34 часа в год, 1 час в неделю _
(общее количество за год)
Учитель Воронцова Алевтина Николаевна _
(Ф.И.О.)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского
Пояснительная записка
I. Рабочая программа по ИЗО для 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с
- Законом Российской Федерации «Об образовании»,
- Федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года,
- примерной основной образовательной программой начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС – 2010 года издания,
- авторской программой по ИЗО для 1- 4 классов Б.М.Неменского,
Данная программа рассчитана на работу по учебнику «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» авторов Б.М.Неменского, Н.А.Горяевой, Л.А.Неменской, А.С.Питерских– М.: Просвещение, 2013.
II. Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
- Закону об образовании РФ «Федеральный закон об образовании в РФ»,
- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,
- Примерной основной образовательной программе начального общего образования и основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. №1/15),
- учебному плану МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №14-О от 29.08.2019 г.
- Положению о рабочей программе, разработанной в ОУ (Приказ №12-О от 29.08.2013 г.)
- Основной образовательной программе НОО МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №от 14-О от 29.08.2019 г.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Я считаю, что данная программа наиболее приемлема для творческого развития детей моего класса, так как многие ученики не обладают ярко-выраженными художественными способностями и хорошим эстетическим вкусом. Данная программа наиболее удачно отражает вид художественного творчества людей, имеет практическую направленность. В работе дети используют различные художественные материалы и техники. В программе прослеживается связь с народным искусством, что служит развитию индивидуальности, самовыражению детей.
Цели программы:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи программы:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Содержание программы (34часа) 4 класс
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Место предмета в учебном плане
На изучение изобразительному искусству в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели. Количество часов по темам соответствует авторской программе.
Таблица тематического распределения часов.
№ | Содержание программного материала | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Истоки родного искусства | 8ч | 8ч |
2 | Древние города нашей земли | 7ч | 7ч |
3 | Каждый народ- художник | 11ч | 11ч |
4 | Искусство объединяет народы | 8ч | 8ч |
| | | |
| Итого: | 34 часа | 34 часа |
Требования к планируемым результатам.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Регулятивные:
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
по изобразительному искусству
УМК для ученика | Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./Горяева Н.А, Неменский Л.А. М.: Просвещение 2012 г. Изобразительное искусство. Твоя мастерская . Рабочая тетрадь 3 класс. /Горяева Н.А. М.: Просвещение 2012 г. |
УМК для учителя | Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М.. -М.: Просвещение, 2011 г. М.А.Давыдова. Поурочные разработки по технологии. 3 класс. М.: ВАКО 2012 г. |
Дополнительная литература | |
Информационные источники |
Материально – техническое обеспечение
1.Классная доска.
2.Персональный компьютер с проектором
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 4 класс
Планирование составлено на основе: Рабочие программы «Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского» 1-4 класса – М. : Просвещение, 2011г. В соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2010 года
Учебник Е. И. Коротеева «Изобразительное искусство». 4 класс Москва «Просвещение» 2012 г.
По программе 34 часа. По учебному плану 34 часа.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата | Домашнее задание | ИКТ |
Метапредметные | Личностные | по плану | по факту |
Истоки родного искусства (8 ч) | |
1. | Пейзаж родной земли. | 1 | Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Проявлять чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | | | найти изображения горной природы | |
2. | Пейзаж родной земли. | 1 | | | сделать фото | |
3. | Гармония жилья с природой. | 1 | | | | |
4. | Деревня – деревянный мир. | 1 | | | найти в книгах изобр-ния деревянных построек | |
5. | Образ русского человека (женский образ). | 1 | | | | |
6. | Образ русского человека (мужской образ). | 1 | | | | |
7. | Воспевание труда в искусстве. | 1 | | | найти репродукции картин | |
8. | Народные праздники. | 1 | | | подготовить сообщение | |
Древние города нашей земли (7 ч) | |
9. | Древнерусский город - крепость. | 1 | Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | | | рассмотреть изображения древних городов | |
10. | Древние соборы. | 1 | | | | |
11. | Древний город и его жители. | 1 | | | найти фото архитектурных памятников | |
12. | Древнерусские воины – защитники. | 1 | | | найти изображения нарядных русских теремов | |
13. | Города Русской земли | 1 | | | | |
14. | Узорочье теремов. | 1 | | | | |
15. | Праздничный пир в теремных палатах. | 1 | | | | |
Каждый народ художник (11 ч) | |
16. | Образ японских построек. | 1 | Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | | | найти фотографии построек | |
17. | Образ человека, характер одежды в японской культуре | 1 | | | | |
18. | Отношение к красоте природы в японской культуре. | 1 | | | | |
19. | Народы гор и степей | 1 | | | подготовить сообщение | |
20. | Города в пустыне | 1 | | | | |
21. | Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека | 1 | | | найти иллюстрации в книгах | |
22. | Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура | 1 | | | | |
23. | Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции | 1 | | | | |
24. | Европейские города Средневековья (архитектура) | 1 | | | найти фото архитектурных памятников | |
25. | Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. | 1 | | | | |
26. | Многообразие художественных культур в мире. | 1 | | | | |
Искусство объединяет народы (8 ч) | |
27. | Материнство | 1 | Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Воспитание интереса к изобразительному искусству, формирование представлений о добре и зле. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств. Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. | | | рассказ о маме | |
28. | Мудрость старости | 1 | | | подобрать пословицы | |
29. | Мудрость старости | 1 | | | | |
30. | Сопереживание великая тема искусства | 1 | | | | |
31. | Герои-защитники | 1 | | | | |
32. | Юность и надежды | 1 | | | | |
33. | Искусство народов мира. (Обобщение темы) | 1 | | | | |
34. | Каждый народ – художник. Итоги года | 1 | | | | |
Итого - 34 часа | |