СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО УМК "Школа России" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования под редакцией народного художника России, академика РАО  Б. М. Неменского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО УМК "Школа России" 4 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»

Параньгинского района Республики Марий Эл



Принята Утверждаю

на педагогическом совете Директор школы

протокол № 1 от «29» августа 2019 года __________ /Садыкова Л.Г./

Приказ №______от «___»_________2019 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

(учебный предмет, курс)



Уровень образования

(класс) 4 _

(основное общее образование с указанием класса)

Количество часов: 34 часа в год, 1 час в неделю _

(общее количество за год)

Учитель Воронцова Алевтина Николаевна _

(Ф.И.О.)







Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского









Пояснительная записка


I. Рабочая программа по ИЗО для 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с

- Законом Российской Федерации «Об образовании»,

- Федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года,

- примерной основной образовательной программой начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС – 2010 года издания,

- авторской программой по ИЗО для 1- 4 классов Б.М.Неменского,

Данная программа рассчитана на работу по учебнику «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» авторов Б.М.Неменского, Н.А.Горяевой, Л.А.Неменской, А.С.Питерских– М.: Просвещение, 2013.


II. Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:

- Закону об образовании РФ «Федеральный закон об образовании в РФ»,

- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,

- Примерной основной образовательной программе начального общего образования и основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. №1/15),

- учебному плану МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №14-О от 29.08.2019 г.

- Положению о рабочей программе, разработанной в ОУ (Приказ №12-О от 29.08.2013 г.)

- Основной образовательной программе НОО МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №от 14-О от 29.08.2019 г.

Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с  разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

        Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

       Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

      Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.       Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.        

      Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

      Я считаю, что данная программа наиболее приемлема для творческого развития детей моего класса, так как многие ученики не обладают ярко-выраженными художественными способностями и хорошим эстетическим вкусом. Данная программа наиболее удачно отражает вид художественного творчества людей, имеет практическую направленность. В работе дети используют различные художественные материалы и техники. В программе прослеживается связь с народным искусством, что служит развитию индивидуальности, самовыражению детей.

Цели программы: 

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности    творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи программы:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

  • воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Содержание программы (34часа)   4 класс

Каждый народ-художник (изображение, украшение,  постройка в творчестве народов всей земли)

 Истоки родного искусства – 8 час.

Пейзаж родной земли.

Красота природы в произведениях русской живописи.

Деревня — деревянный мир.

Украшения избы и их значение.

Красота человека.

Образ русского человека в произведениях художников.

Календарные праздники.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли – 7 час.

Родной угол.

Древние соборы.

 Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник- 11 час.

Страна Восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

Образ женской красоты.

Народы гор и степей.

Юрта как произведение архитектуры.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Мифологические представления Древней Греции.

Европейские города Средневековья

Образ готического храма.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы – 8 час.

Материнство.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои - защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Место  предмета  в учебном  плане

На изучение изобразительному искусству в 4 классе отводится  34 учебных  часа  в год,  из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели. Количество часов по темам соответствует авторской программе.

Таблица тематического распределения часов.

Содержание программного материала

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

 Истоки   родного  искусства

2

 Древние  города  нашей  земли

3

 Каждый  народ- художник

11ч

11ч

4

 Искусство  объединяет  народы






Итого:

34 часа

34 часа

Требования к планируемым результатам.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Регулятивные:

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более       высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России

  • и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

по изобразительному искусству

УМК для ученика

 Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./Горяева Н.А, Неменский Л.А. М.: Просвещение 2012 г.

Изобразительное искусство. Твоя мастерская . Рабочая тетрадь 3 класс. /Горяева Н.А. М.: Просвещение 2012 г.

УМК для учителя

 Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М.. -М.: Просвещение, 2011 г.

М.А.Давыдова. Поурочные разработки по технологии. 3 класс. М.: ВАКО 2012 г.

Дополнительная

литература 



Информационные

источники


Материально – техническое обеспечение

1.Классная доска.

2.Персональный компьютер с проектором























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 4 класс


Планирование составлено на основе: Рабочие программы «Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского» 1-4 класса – М. : Просвещение, 2011г. В соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2010 года

Учебник Е. И. Коротеева «Изобразительное искусство». 4 класс Москва «Просвещение» 2012 г.

По программе 34 часа. По учебному плану 34 часа.




п/п



Тема урока


Кол-во

часов

Планируемые результаты


Дата


Домашнее

задание


ИКТ

Метапредметные

Личностные

по плану

по факту


Истоки родного искусства (8 ч)


1.

Пейзаж родной земли.

1

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД:

Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.


Проявлять чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.




найти изображения горной природы


2.

Пейзаж родной земли.

1



сделать фото


3.

Гармония жилья с природой.

1





4.

Деревня – деревянный мир.

1



найти в книгах изобр-ния деревянных построек


5.

Образ русского человека (женский образ).

1





6.

Образ русского человека (мужской образ).

1





7.

Воспевание труда в искусстве.

1



найти репродукции картин


8.

Народные праздники.

1



подготовить сообщение



Древние города нашей земли (7 ч)


9.

Древнерусский город - крепость.

1

Регулятивные УУД:

Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.




рассмотреть изображения древних городов


10.

Древние соборы.

1





11.

Древний город и его жители.

1



найти фото архитектурных памятников


12.

Древнерусские воины – защитники.

1



найти изображения нарядных русских теремов


13.

Города Русской земли

1





14.

Узорочье теремов.

1





15.

Праздничный пир в теремных палатах.

1






Каждый народ художник (11 ч)


16.

Образ японских построек.

1

Регулятивные УУД:

Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.  

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.




найти фотографии построек


17.

Образ человека, характер одежды в японской культуре

1





18.

Отношение к красоте природы в японской культуре.

1





19.

Народы гор и степей

1



подготовить сообщение


20.

Города в пустыне

1





21.

Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека

1



найти иллюстрации в книгах


22.

Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура

1





23.

Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции

1





24.

Европейские города Средневековья (архитектура)

1



найти фото архитектурных памятников


25.

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.

1





26.

Многообразие художественных культур в мире.

1






Искусство объединяет народы (8 ч)


27.

Материнство

1

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Воспитание интереса к изобразительному искусству, формирование представлений о добре и зле. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств. Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.



рассказ о маме


28.

Мудрость старости

1



подобрать пословицы


29.

Мудрость старости

1





30.

Сопереживание великая тема искусства

1





31.

Герои-защитники

1





32.

Юность и надежды

1





33.

Искусство народов мира. (Обобщение темы)

1





34.

Каждый народ – художник.

Итоги года

1






Итого - 34 часа