Пояснительная записка к рабочей программе по предмету
изобразительное искусство для 6 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для учащихся 6 класса.
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса составлена на основе следующих документов:
Примерная программа основного общего образования по направлению «изобразительное искусство»;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часов по 1 часа в неделю
Цель — развитие личности учащегося средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества, формирование у школьника умений самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Задачи:
развития художественно-эстетического восприятия произведений искусства;
практического обучения художественно-творческой изобразительной деятельности;
формирования художественного эмоционально-ценностного восприятия окружающей действительности.
«Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Активное эстетическое наблюдение окружающей реальности, красоты природы, красоты человека, взаимоотношения людей, созданной ими жизненной среды, многообразие стилевых картин мира формирует смысловые ориентации школьника.
Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно-эмоционального восприятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать своё отношение к реальности при освоении средств художественной выразительности. Только в процессе активной художественной деятельности, через опыт личного художественного высказывания происходит присвоение учащимися культурного социального опыта. Поэтому материал учебника — и текст, и задания — направлен на освоение способов решения проблем творческого характера и поиска средств выразительности для личного художественного высказывания. Таким образом, материал учебника базируется на личностно ориентированном подходе к обучению.
Особенно большое внимание в учебнике уделяется отечественному искусству. При этом акцент сделан именно на смысловых особенностях и способах их раскрытия в художественной форме. Отечественное искусство, раскрываемое в контексте и взаимодействии с западноевропейским и, шире, мировым искусством, имеет своё особое лицо, великие произведения, углублённое знакомство с которыми даёт новые аспекты понимания истории и культуры нашей Родины. Задания, когда перед учащимися ставятся задачи постижения эволюции образов при изображении человека, его предметного окружения, его отношения к природе и к истории своей страны, формируют новое и эмоционально пережитое понимание отечественной духовной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство», в соответствии с концепцией и методологией художественно-педагогической школы Б. М. Неменского, служит становлению умений наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, т. е. с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Художественное познание связано с умением строить художественный образ, т. е., определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор. Художественное познание — это особый навык смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, мы называем этот мыследеятельный процесс умение видеть.
Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержания, средствами речи, т. е. средствами выразительности.
Содержание курса.
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Искусства и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деление их на виды. Какое место в нашей жизни занимает разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника.
Изобразительное, конструктивное и декоративное виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт
Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плотное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции.
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет
Изображение человека в искусстве разных эпох. Истое возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека.
Портрет в искусстве Древнего Рима эпохи возрождения и в искусстве нового времени.
Парадный и лирический портрет. Проблемы сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты. Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части.
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр.
Понятие жанра в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется содержанием произведения.
Историческое развитие жанров и изменение в ведении мира. История жанров и целостное представление о развитие культуры.
Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства. Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности изображения в скульптурах древнего востока, Древний Египет. Пространственное изображения предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве средневековье.
Перспектива как одно из художественных средств выражения, как форма определенного содержания, обусловленного культурой эпохи и мировоззрением художника.
Личностные:
Осознают свои интересы, что значит понимать искусство и почему этому надо учиться, формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Осознают свои интересы, осваивают новые социальные роли, понимают значение для человека;
Осознавать свои эмоции понимают эмоции других людей;
Имеют мотивацию к учебной деятельности;
Понимать значение знаний для человека, осознают сои интересы и цели, идут на разные уступки в различных учебных ситуациях;
Преодолевать конфликты, договариваться между собой;
Проявлять интересы к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности;
Проявляют интерес к изучению нового материала, стремятся к достижению поставленной цели;
Проявлять интерес к произведениям искусства.
Развитие морального сознания и компетенции в решенииморальных проблен на основе личностного выбора, формирование нравственных чувст и нравственного поведения, осознаного и ответственного поведения к собственным поступкам.
Предметные:
Научаться классифицироваться по заданным основаниям, сравнивать объекты по заданным критериям ( конструктивность, декоративность, художественные материалы);
подразделять пространственные искусства на группы и сравнивать их по заданным критериям, познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями;
самостоятельно сравнивать объекты, определять виды рисунка, графические материалы;
научаться находить решение поставленных учебных задач, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения;
пользоваться художественными материалами и инструментами, организовывать свое рабочее место;
использовать в работе и анализировать цветовые отношения;
научаться устанавливать аналогии, создавать модели объекта, сравнивать объекты по заданным критериям;
строить логические обоснованные рассуждения;
сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать, определять;
анализировать работу великих художников.
Метапредметные:
Научаться определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге;
Научаться выдвигать версии ( об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью, планировать деятельность в учебной ситуации, корректировать свое мнение, организовать работу в группе;
Научаться анализировать работу товарищей, корректировать свое мнение, излагать, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке;
Научаться делать выводы;
Осознавать недостаточность своих знаний, самостоятельно различать художественные материалы и искать способы работы с ними;
Строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания;
Оценивать сою работу, осознавать правила контроля;
Развивать воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные языки и средства;
Развивать навыки техникой рисования;
Понимать позицию одноклассников;
Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
Слушать друг друга, обмениваться мнениями, планировать деятельность и работать по плану;
Самостоятельно исправлять ошибки.
Планируемые результаты:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Система проверки :
Предварительное выявление уровня знаний - осуществляю в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся.
Текущие тематические проверки в процессе обучения.
Повторная тематическая проверка.
Периодическая проверка знаний умений обучаемых по целому разделу.
Итоговая проверка.
Комплексная проверка.
Проверка определения уровня и качества знаний.
Перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011г..
Список литературы (основной и дополнительной):
1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы» / Под ред. Неменского Б.М. – М., 2010 г/.
2. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2005
3.О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
4.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
5.Павлова О. В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2008.
6.Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997.
7.Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998.
8.Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008.
9. Библиотека электронных наглядных пособий. Мировая художественная культура. МОРФ, 2003
10. Библиотека электронных наглядных пособий История искусства. МОРФ, 2003г
11.Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.