МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРОЧАКСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Я. И. БАЛЯЕВА»
РАССМОТРЕНО: На заседании ШМО «Искусство» Протокол № ________ от « »___________ 2020г. Руководитель ШМО ________ М.И. Сальникова | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР ________ Т.Ю. Кононенко « » __________ 20 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор __________ А.Н.Болтухин Приказ № _______ от «____» ______ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗО
6 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Учитель ИЗО, МХК
Ерёменко Н.С.
Турочак, 2020
Содержание
1. Планируемые результаты………………………………………………………………..3
2. Содержание учебного предмета…………………………...............................................5
3. Тематическое планирование……………………………………………………...…......8
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
2. Содержание учебного предмета
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 10 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 8 |
Итого | 34 |
Искусство в жизни человека
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Выразительные возможности объемного изображения. Понятие объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов).
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина, и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпохи. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
4. Человек и пространство. Пейзаж (8 часов).
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Пейзаж в русской живописи. Доской пейзаж. Знаменитые русские художники-пейзажисты. Пейзаж в графике. Виды гравюры. Особенности образного языка гравюры. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».
Календарно – тематическое планирование по ИЗО 6 класс
№ п/п | Тема изучаемого раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч.) |
1 | Изобразительное искусство. Семья пластических искусств | 1 | 02.09-05.09 | |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества | 1 | 07.09-12.09 | |
3 | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий | 1 | 14.09-19.09 | |
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | 1 | 21.09-26.09 | |
5 | Цвет. Основы цветоведения | 1 | 28.09-03.10 | |
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | 05.10-10.10 | |
7 | Объёмные изображения в скульптуре | 1 | 12.10-17.10 | |
8 | Основы языка изображения | 1 | 19.10-24.10 | |
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч.) |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | 26.10-31.10 | |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт | 1 | 09.11-14.11 | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | 16.11-21.11 | |
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 1 | 23.11-05.12 | |
13 | Освещение. Свет и тень | 1 | 07.12-12.12 | |
14 | Натюрморт в графике | 1 | 14.12-19.12 | |
15 | Цвет в натюрморте | 1 | 21.12-26.12 | |
16 | Выразительные возможности натюрморта | 1 | 28.12-30.12 | |
Вглядываясь в человека. Портрет (10ч.) |
17 | Образ человека – главная тема в искусстве | 1 | 11.01-16.01 | |
18 | Конструкция головы человека и её основные пропорции | 1 | 18.01-23.01 | |
19 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | 25.01-30.01 | |
20 | Портрет в скульптуре | 1 | 01.02-06.02 | |
21 | Графический портретный рисунок | 1 | 08.02-13.02 | |
22 | Сатирические образы человека | 1 | 15.02-20.02 | |
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | 22.02-27.02 | |
24 | Роль цвета в портрете | 1 | 01.03-06.03 | |
25 | Великие портретисты прошлого | 1 | 09.03-13.03 | |
26 | Портрет в изобразительном искусстве ХХ века | 1 | 15.03-20.03 | |
Человек и пространство. Пейзаж (8ч.) |
27 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | 29.03-03.04 | |
28 | Изображение пространства | 1 | 05.04-10.04 | |
29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива | 1 | 12.04-17.04 | |
30 | Пейзаж – большой мир | 1 | 19.04-24.04 | |
31 | Пейзаж – настроения. Природа и художник | 1 | 26.04-30.04 | |
32 | Пейзаж в русской живописи | 1 | 03.05-08.05 | |
33 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж | 1 | 11.05-15.05 | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 | 17.05-22.05 | |
| Итого: | 34 | | |
Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Директор школы
________ /_____________ _____________ А.Н.Болтухин
Коррекция рабочей программы
(календарно-тематического планирования)
ФИО учителя____________________________________________________
Класс_____________
Предмет_________________________________________________________
Цель корректировки: ликвидация отставания в прохождении учебной программы.
№ урока | Темы уроков | Дата проведения | Причина корректи ровки | Корректирующие мероприятия |
по плану | по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| Всего часов за полугодие (год) | | | | |
Учитель_______ФИО__________________________________Дата__________
10