СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО для 1 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Данная рабочая программа разработана  на   основе следующих документов:  Федерального   государственного    образовательного    стандарта    начального общего образования, Концепции духовно -  нравственного развития и воспитания личности гражданина  России; планируемых  результатов  начального   общего образования, авторской  программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы под руководством Б.М. Неменского, УМК «Школа России» (Москва «Просвещение» 2018 г.), Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО МБОУ- Чемерновской СОШ.

        Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 1 класса»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы под руководством Б.М. Неменского, УМК «Школа России» (Москва «Просвещение» 2018 г.), Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО МБОУ- Чемерновской СОШ.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполне­ния художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколь­ко великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные ма­териалы и техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмо­циональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изо­бражения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы

  • различных регионов нашей страны.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке и формулировать её с помощью учителя и самостоятельно;

  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

  • планировать практическую деятельность на уроке;

  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания мате­риалы и инструменты;

  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертеж­ных инструментов);

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использо­вать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать про­стейшие обобщения и выводы;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержа­ния и средств его выражения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотно­сить свою часть работы с общим замыслом;

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по про­грамме «Изобразительное искусство». К ним относятся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и ми­ра в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельно­го человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на­блюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусст­вом, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Содержание учебного предмета

Ты учишься изображать

Изображения всюду вокруг нас

Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.

Мастер Изображения учит видеть

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фраг­менты природы, животные: чем они похожи и чем отли­чаются друг от друга.
Изображать можно пятном

Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и поста­раться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)

Изображать можно в объеме

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. По­смотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).

Изображать можно линией

Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о се­бе»— рисунок или последовательность рисунков.

Разноцветные краски

Проба красок. Радость общения с красками. Овладе­ние навыками организации рабочего места и пользова­ния красками. Названия цветов. Что в жизни напомина­ет каждый цвет? Игровое изображение красочного мно­гоцветного коврика.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выра­жаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.

Художники и зрители (обобщение темы)

Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.

Ты украшаешь (8 ч)

Мир природы полон украшений

Развитие наблюдательности, приобретение детьми опы­та эстетических впечатлений. Украшение крыльев ба­бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заго­товки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в при­роде.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

Цветы

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги

Красоту надо уметь замечать

Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рас­сматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства факту­ры. Накопление опыта зрительных поэтических впечат­лений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Узоры на крыльях. Ритм пятен

Ритмический узор пятен и симметрический повтор.

Красивые рыбы. Монотипия

Ритмическое соотношение пятна и линии

Украшение птиц

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений.

Узоры, которые создавали люди.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Как украшает себя человек.

Что могут рассказать украшения о своем хозяине.

Ты строишь

Постройки в нашей жизни

«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персо­нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Раз­ные дома для разных дел. Развитие воображения.

Дома бывают разные

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадрат­ный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длин­ный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Домики, которые построила природа.

Многообразие природных построек.

Дом снаружи и внутри

Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображе­ние дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?

Строим город

Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цве­тов и игрушек.

Все имеет свое строение

Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструк­цию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на апплика­цию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геомет­рических форм, заранее заготовленных.

Строим вещи

Конструирование предметов быта.

Город, в котором мы живем

Задание на тему «Я рисую любимый город». Изобра­жение по впечатлению после экскурсии.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Цель темы — показать детям, что на самом деле на­ши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребята­ми, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.

Три Брата- Мастера всегда трудятся вместе

Три стороны работы художника

Праздник весны

Конструирование и украшение разнообразных форм

Сказочная страна

Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.

Времена года

Наблюдение живой природы.

Здравствуй, лето! Урок любования

Создание коллективной компо­зиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.






Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1

Ты учишься изображать

9

2

Ты украшаешь

8

3

Ты строишь

11

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

Итого


33































Календарно-тематическое планирование

п/п

урока

в теме

Тема урока

Количе-ство часов

Дата

План.

Факт.

1 четверть -9 часов

Ты учишься изображать – 9 часов

1

1

Изображения всюду вокруг нас.


1



2

2

Мастер Изображения учит видеть.


1



3

3

Изображать можно пятном.


1



4

4

Изображать можно в объеме.


1



5

5

Изображать можно линией.


1



6

6

Разноцветные краски

1



7

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).


1



8

8

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).


1



9

9

Художники и зрители (обобщение по теме)


1



2 четверть -7 часов

Ты украшаешь- 8 часов

10

1

Мир полон украшений.


1



11

2

Цветы

1



12

3

Красоту нужно уметь замечать.

1



13

4

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

1



14

5

Красивые рыбы. Монотипия.

1



15

6

Украшения птиц. Объемная аппликация.

1



16

7

Узоры, которые создали люди.

1



3 четверть – 9 часов

17

8

Как украшает себя человек.

1



Ты строишь – 11 часов

18

1

Постройки в нашей жизни.

1



19

2

Дома бывают разные.

1



20

3

Домики, которые построила природа.

1



21

4

Дом снаружи и внутри.

1



22

5

Дом снаружи и внутри.

1



23

6

Строим город.

1



24

7

Строим город.

1



25

8

Все имеет свое строение.

1



4 четверть – 8 часов

26

9

Все имеет свое строение.

1



27

10

Строим вещи.

1



28

11

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

1



Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 5 часов

29

1

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1



30

2

Праздник весны. Праздник птиц.

1



31

3

Разноцветные жуки.

1



32

4

Сказочная страна.

1



33

5

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

1









5. Описание материально- технического обеспечения образовательного предмета

Книгопечатная продукция

Б. М. Неменский . Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011

1. Учебники

Б. М. Неменский . Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2014 год
2. Рабочие тетради

Л.А. Неменская . Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2014 год

3. Методические пособия

Л.А. Неменская . Изобразительное искусство. Поурочные разработки. 1 класс М.: Просвещение. 2014 год

Печатные пособия

Таблицы.

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства.

Электронные учебные пособия

Электронное приложение к учебнику

  1. Б. М. Неменский . Изобразительное искусство. 1 класс.

Технические средства



  1. Персональный компьютер с принтером.

  2. Проектор.

  3. Экран

Оборудование класса

  1. Ученические столы с комплектом стульев.

  2. Стол учительский.

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  4. Настенная доска.



23