Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы под руководством Б.М. Неменского, УМК «Школа России» (Москва «Просвещение» 2018 г.), Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО МБОУ- Чемерновской СОШ.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на уроке и формулировать её с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Мастер Изображения учит видеть
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.
Разноцветные краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь (8 ч)
Мир природы полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Цветы
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги
Красоту надо уметь замечать
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Узоры на крыльях. Ритм пятен
Ритмический узор пятен и симметрический повтор.
Красивые рыбы. Монотипия
Ритмическое соотношение пятна и линии
Украшение птиц
Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений.
Узоры, которые создавали люди.
Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.
Как украшает себя человек.
Что могут рассказать украшения о своем хозяине.
Ты строишь
Постройки в нашей жизни
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Дома бывают разные
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Домики, которые построила природа.
Многообразие природных построек.
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Строим город
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Все имеет свое строение
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
Строим вещи
Конструирование предметов быта.
Город, в котором мы живем
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Три Брата- Мастера всегда трудятся вместе
Три стороны работы художника
Праздник весны
Конструирование и украшение разнообразных форм
Сказочная страна
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Времена года
Наблюдение живой природы.
Здравствуй, лето! Урок любования
Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Ты учишься изображать | 9 |
2 | Ты украшаешь | 8 |
3 | Ты строишь | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
Итого | | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Количе-ство часов | Дата |
План. | Факт. |
1 четверть -9 часов Ты учишься изображать – 9 часов |
1 | 1 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | | |
2 | 2 | Мастер Изображения учит видеть. | 1 | | |
3 | 3 | Изображать можно пятном. | 1 | | |
4 | 4 | Изображать можно в объеме. | 1 | | |
5 | 5 | Изображать можно линией. | 1 | | |
6 | 6 | Разноцветные краски | 1 | | |
7 | 7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 | | |
8 | 8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 | | |
9 | 9 | Художники и зрители (обобщение по теме) | 1 | | |
2 четверть -7 часов Ты украшаешь- 8 часов |
10 | 1 | Мир полон украшений. | 1 | | |
11 | 2 | Цветы | 1 | | |
12 | 3 | Красоту нужно уметь замечать. | 1 | | |
13 | 4 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 | | |
14 | 5 | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 | | |
15 | 6 | Украшения птиц. Объемная аппликация. | 1 | | |
16 | 7 | Узоры, которые создали люди. | 1 | | |
3 четверть – 9 часов |
17 | 8 | Как украшает себя человек. | 1 | | |
Ты строишь – 11 часов |
18 | 1 | Постройки в нашей жизни. | 1 | | |
19 | 2 | Дома бывают разные. | 1 | | |
20 | 3 | Домики, которые построила природа. | 1 | | |
21 | 4 | Дом снаружи и внутри. | 1 | | |
22 | 5 | Дом снаружи и внутри. | 1 | | |
23 | 6 | Строим город. | 1 | | |
24 | 7 | Строим город. | 1 | | |
25 | 8 | Все имеет свое строение. | 1 | | |
4 четверть – 8 часов |
26 | 9 | Все имеет свое строение. | 1 | | |
27 | 10 | Строим вещи. | 1 | | |
28 | 11 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | 1 | | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 5 часов |
29 | 1 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | | |
30 | 2 | Праздник весны. Праздник птиц. | 1 | | |
31 | 3 | Разноцветные жуки. | 1 | | |
32 | 4 | Сказочная страна. | 1 | | |
33 | 5 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | 1 | | |
5. Описание материально- технического обеспечения образовательного предмета
Книгопечатная продукция
Б. М. Неменский . Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011
1. Учебники
Б. М. Неменский . Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2014 год
2. Рабочие тетради
Л.А. Неменская . Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2014 год
3. Методические пособия
Л.А. Неменская . Изобразительное искусство. Поурочные разработки. 1 класс М.: Просвещение. 2014 год
Печатные пособия
Таблицы.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства.
Электронные учебные пособия
Электронное приложение к учебнику
Б. М. Неменский . Изобразительное искусство. 1 класс.
Технические средства
Персональный компьютер с принтером.
Проектор.
Экран
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенная доска.
23