СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 1 класса»


Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований Примерной основной образовательной программы ОУ, на основе авторской программы «Изобразительное искусство», автор Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М. (УМК «Школа России»).


Место учебного предмета в учебном плане


Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, учебного плана МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского».

На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю.

Количество часов в год - 33.


Описание учебно - методического комплекта


- Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2018.

- Неменской Л.А., под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2018.

- Неменской Л.А., под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 1 класс. Рабочая тетрадь - М., Просвещение, 2018.

- Электронное приложение к курсу Неменской Л.А., под ред. Неменского Б.М. «Технология».

- Неменская Л.А. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. - М., Просвещение, 2018.

- Комплекты демонстрационных таблиц по технологии для начальной школы. М., Варсон - 2018.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно - творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Содержание учебного предмета


Краткое описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-целостного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Основные содержательные линии

Краткое описание

Учимся у природы

Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу. Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживание, ритм. Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смещение цветов с черными и белыми красками. Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта. Пропорции фигуры человека и животных.

Фантастические образы в изобразительном искусстве

Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Основы художественного языка. Понятия: главное - второстепенное, большое - маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.

Учимся на традициях своего народа


Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских сказок. Основы художественного языка. Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение с натуры, по воображению и памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.


Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Наименование раздела

К-во

часов

Краткое содержание раздела

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

9 ч

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

2.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

8 ч

Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

3.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

7 ч

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа, дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

4.

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу.

9 ч

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).


Итого

33 ч



Проведение экскурсий

урока

Дата

Тип урока

Тема

1


Экскурсия

Изображения всюду вокруг нас

2


Экскурсия

Мастер Изображения учит видеть

3


Экскурсия

Наблюдения за природой

4


Экскурсия

В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве»

24


Экскурсия

Город, в котором мы живем

31


Экскурсия

Урок любования. Умение видеть.

Общее количество

6 ч


Циклограмма тематического контроля

урока

Дата

Вид работы. Тип урока

Тема

16

24.12

Практическая работа

(контроль и коррекция знаний)

Как украшает себя человек

25


Практическая работа

(контроль и коррекция знаний)

Город, в котором мы живем

32


Практическая работа

(контроль и коррекция знаний)

Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками

Общее количество

3 ч



Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:

Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере
— эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. В трудовой сфере навыки использования различных художественных материалов для рабо-
ты в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, кон-
струирование; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей
или их украшения.

Метапредметные результаты:

- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);

- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художест-
венно-эстетическим содержанием;

- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выби-
рать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельно-
сти, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; вос-
приятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего
региона.

В ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-твор-
ческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства,
и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского
и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художест-
венным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особен-
ностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состоя-
ниях; умение обсуждать коллективные результаты.

В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых обра-
зов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства
и компьютерной графики).


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» первоклассник научится:

- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, фиолетовый, голубой) цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

- выполнять простейшие композиции из бумаги.


Первоклассник получит возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.


Календарно - тематическое планирование

1 ч. в неделю, всего 33 ч.

п/п

Название раздела и тем

Кол. час.

Дата план.

Дата факт.

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ (9ч)

1.

Изображения

всюду вокруг нас

1 ч.

01/09


2.

Мастер Изображения учит видеть

1 ч.

08/09


3.

Наблюдение

за природой

1 ч.

15/09


4.

В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве»

1 ч.

22/09


5.

Изображать можно пятном

1 ч.

29/09


6.

Изображать можно в объеме

1 ч.

06/10


7.

Изображать можно линией

1 ч.

13/10


8.

Разноцветные

краски

1 ч.

20/10


9.

Художник и зрители

1 ч.

27/10


ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ (8ч)


10.

Мир полон украшений

1 ч.

10/11


11.

Красоту надо уметь замечать

1 ч.

17/11


12.

Узор на крыльях

1 ч.

24/11


13.

Красивые рыбы

1 ч.

01/12


14.

Украшение птиц

1 ч.

08/12


15.

Узоры, которые

создали люди

1 ч.

15/12


16.

Как украшает себя человек

1 ч.

22/12


17.

Мастер Украшения помогает сделать праздник




ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ (7ч)

18.

Страна восходящего солнца.

1 ч.

29/12


19.

Образ художественной культуры Японии.

1 ч.

19/01


20.

Народы гор и степей.

1 ч.

26/01


21.

Жилища горцев и кочевников.

1 ч.

02/02


22.

Города в пустыне.

1 ч.

09/02


23.

Удивительные строения Востока.

1 ч.

16/02


24.

Древняя Эллада.

1 ч.

23/02


Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (9ч)

25.

Совместная работа трех Братьев-Мастеров

1 ч.

13/04


26.

Сказочная страна. Создание панно.




27.

Разноцветные жуки




28.

Весенний день




29.

Урок любования.

1 ч.

20/04


30.

Времена года

1 ч.

27/04


31.

Сказочная птица

на ветке с золотыми яблоками

1 ч.

04/05


32.

Здравствуй, лето!

1 ч.

11/05


33.

Наши проекты: «Совместная работа трех Братьев-Мастеров»

1 ч.

18/05



10