Пояснительная записка.
Нормативно-методическое обеспечение:
Основная образовательная программа гимназии, утв. Приказом директора № 256 от 31.08.2016 г.
Об утверждении рабочей программы 5-11 кл. приказ № 03-02/181 от 31.08.2020 г.
Учебный план на 2020-21 учебный год, утв. Приказом директора 03-02/180 от 31.08.2020 г.
Соответствие с календарным планом-графиком, утв. Приказом директора 03-02/175 от 24.08.2020 г., учебный год составляет 34 учебных недели.
Л.Л.Алексеева, Е.Д.Критская. Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2014.
Авторские программы под ред. Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2015 г.
Рабочие программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 5-8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций /Б.М.Неменский.4-е изд.-М.: Просвещение 2015 г.
Утверждение списка учебников приказ 03-02/182 от 31.08.2020
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе:
Выпускник научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных
Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники
Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.)
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.
объяснять назначение и художественные особенности памятников архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства, произведений культуры и искусства народов мира;
оценивать сущность и значение орнамента в деревянном зодчестве;
использовать элементы народных промыслов при самостоятельной разработке орнаментальной композиции для украшения предметов быта и народных праздничных костюмов;
самостоятельно выполнять практические задания различными художественными материалами.
Содержание 5 класс:
Древние корни народного традиционного искусства.
Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Убранство русской избы. Русская изба: единство конструкции и декора.
Внутренний мир русской избы. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры
Конструкции и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка. Орнамент и его происхождение. Орнамент как основа декоративного украшения. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Виды орнамента.
Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Стилевое единство.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках. (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка) Семантика образа в народном искусстве.
Искусство Гжели. Композиционное, стилевое и цветовое единство.
Городецкая роспись. Композиционное, стилевое и цветовое единство.
Хохлома. Композиционное, стилевое и цветовое единство.
Жостово. Роспись по металлу. Композиционное, стилевое и цветовое единство.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Связь времён в народном искусстве.
Декор, человек, общество, время
Зачем людям украшения. Украшения в жизни людей, его функции в жизни общества.
Роль декоративного искусства в жизни древних обществ.
Одежда говорит о человеке.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Истоки декоративно-прикладного искусства.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Выразительные средства декоративной композиции
Творческая интерпретация древних образов народного искусства
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин) образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Ты сам – мастер.
В 5 классе в авторскую программу Б.М.Неменского заложены следующие виды художественно-творческой деятельности учащихся: изобразительная, декоративная и конструктивная, восприятие произведений искусства, творческая деятельность и проект. Ученики приобретают опыт художественного творчества.
Формы проведения занятий: урок-беседа, дискуссия, урок-путешествие, урок-игра, урок-проект, урок-выставка, урок индивидуального практического творчества.
В 5 классе основными содержательными понятиями являются: народный быт, народное искусство, декоративно-прикладное искусство, орнамент, изба, знаки-символы, интерьер, росписи.
В 5 классе заложено знакомство с творчеством отечественных мастеров: И.Я.Билибина, А.П.Рябушкина, Б.М.Кустодиева, А.М.Васнецова.
Для реализации требований ФГОС по «Изобразительному искусству» в 5 классе в авторскую программу Б.М.Неменского внесены следующие изменения:
авторские темы уроков оставлены без изменений, но введены другие виды деятельности обучающихся: на уроках-беседах добавлена практическая и творческая деятельность школьников.
расширено содержание отдельных тем:1) «Конструкция и декор предметов народного быта» в тему добавлен краеведческий компонент – рисование с натуры ярославской прялки; 2). «Русская народная вышивка» - составление орнамента полотенца.
Тематическое планирование.
№ | Разделы, темы | Количество часов |
5 класс | «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» | |
1 | Древние корни народного традиционного искусства. | 9 |
2 | Связь времен в народном искусстве. | 7 |
3 | Декор – человек, общество, время. | 10 |
4 | Декоративное искусство в современном мире. | 8 |
Итого | | 34 |
Поурочное планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе
I четверть. 9 уроков.
«Древние корни народного искусства»
№ | Основное содержание урока (в соответствии с ФГОС) | Материал урока | Виды контроля Задания контроля1 | Дата проведения |
план | факт |
1. | Древние образы в народном творчестве. Солярные знаки(декоративное изображение и их условно-символический характер) | Глубинные смыслы основных знаков, символов традиционного крестьянского прикладного искусства, их лаконичность выразительная красота. | графическое рисование на заданную тему | 02.09-03.09 | |
2. | Убранство русской избы. Русская изба: единство конструкции и декора. | Целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре | рисование по памяти деталей фасада дома гуашью | 09.09-10.09 | |
3. | Внутренний мир русской избы. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры | Символическое значение, содержательный смысл знаков образов в декоративном убранстве избы. Отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | изображение по представлению интерьера в графике | 16.09-17.09 | |
4. | Внутренний мир русской избы. | Перспектива, построение перспективы интерьера с одной точкой схода. | изображение по представлению интерьера в графике | 23.09.-24.09. | |
5. | Конструкция и декор предметов народного быта. | Общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. | рисование с натуры ярославской прялки акварелью | 30.09-01.10. | |
6. | Русская народная вышивка. Орнамент как основа декоративного украшения. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. | Особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Традиционные для вышивки сочетания цветов. | рисование по представлению эскиза полотенца гуашью | 07.10-08.10. | |
7. | Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. | Образный строй народного праздничного костюма. Особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. | | 14.10.-15.10. | |
8. | Праздничный народный костюм. Стилевое единство. | Общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. | рисование по представлению северорусского костюма гуашью. | 21.10.-22.10. | |
9. | Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устного, поэтического и т. д.). | | 28.10.-29.10. | |
II четверть, 7 уроков.
«Связь времен в народном искусстве»
10.1. | Древние образы в народных игрушках. Каргопольская, Дымковская, Филимоновская игрушки. | Истоки возникновения современной народной игрушки. Форма, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Обобщенность, выразительность. Каргопольской, Дымковской, Филимоновской игрушек. | Создание эскиза игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | 11.11.-12.11. | |
11. 2. | Искусство Гжели. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. | История промысла. Характерные для промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. | Создание композиции росписи с приёмами гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». | 18.11.- 19.11. | |
12. 3. | Городецкая роспись. | История промысла. Характерные особенности произведений городецкого промысла. Основные приёмы кистевой росписи Городца. | Создание композиции росписи в традиции Городца. | 25.11.- 26.11. | |
13. 4. | Хохлома | История промысла. Характерные для промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Виды хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), | Создание композиции росписи в традиции Хохломы. | 02.12.- 03.12. | |
14. 5. | Жостово. Роспись по металлу. | История промысла. Характерные для промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя | Создание композиции росписи в традиции Жостова. | 09.12.- 10.12. | |
15. 6. | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | Традиционные изделия мастеров Русского Севера. Единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженная графическая орнаментика. Основные приемы росписи. | Создание композиции росписи в традиции Мезенской росписи. | 16.12.- 17.12. | |
16. 7. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. | Презентации выставочных работ. | 23.12.- 24.12. | |
III четверть, 10 уроков.
«Декор – человек, общество, время»
1. | Зачем людям украшения | Смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). | | 11.01-16.01 | |
2. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства Древнего Египта | рисование по представлению эскизов украшений акварелью. | 18.01-23.01 | |
3. | Одежда. Костюм Древнего Китая | Связь конструктивных декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора костюма Древнего Китая. | рисование по представлению эскиза одежды гуашью. | 25.01-30.01 | |
4. | Одежда. Костюм Западной Европы. | Многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. | рисование по представлению эскиза одежды гуашью. | 01.02-06.02 | |
5. | Одежда говорит о человеке. | Костюм разных социальных групп в разных странах. Образный строй одежды разных социальных групп. | рисование композиции «Бал в интерьере дворца» гуашью. | 08.02-13.02 | |
6. | О чем нам рассказывают гербы и эмблемы | Смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе. | | 15.02-20.02 | |
7. | История возникновения и развития геральдики | Гербоведение как историческая наука. Геральдические, негеральдические фигуры, значение цвета в гербоведении | проект «Герб семьи» | 22.02-27.02 | |
8. | Герб как отличительный знак русских городов | Гербы государств и отдельных городов. Связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в гербах. | | 01.03-06.03 | |
9. | Символы и эмблемы в современном обществе. | История возникновения символов и знаков. Символы и знаки вокруг нас. Государственная символика. Символы искусства, науки, дорожные знаки. Торговые марки. Юридические символы и эмблемы. | рисование по представлению эмблемы класса. | 08.03-13.03 | |
10. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Обобщение темы. Игра-викторина. | | 15.03-25.03 | |
IV четверть, 8 уроков.
«Декоративное искусство в современном мире»
11. 1. | Современное выставочное искусство. | Широкое разнообразие современного декоративно-прикладного искусства. Материалы, техника исполнения. Художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен и т. д. Характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства | | 05.04-10.04 | |
12. 2. | Выразительные средства декоративной композиции | Роль выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Линия, цвет, контраст, ритм, силуэт, пропорции, масштаб, симметрия, асимметрия , стилизация. | Создание декоративной композиции в технике макраме. | 12.04-17.04 | |
13. 3. | Творческая интерпретация древних образов народного искусства. | Связь в произведениях декоративно-прикладного искусства конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. | Создание декоративной работы в технике аппликации из ткани. | 19.04-24.04 | |
14. 4. | Связь времен в народном искусств | Отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | | 26.04-01.05 | |
15. 5. | Оформление школьного интерьера | Выразительные средства в построении декоративного образа. Линия, цвет, контраст, ритм, силуэт, пропорции, масштаб, симметрия, асимметрия , стилизация. | Создание дизайн-проекта оформления школьного внутреннего двора | 03.05-08.05 | |
16. 6. | Ты сам – мастер | Использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. | Разработка эскиза декоративного оформления интерьера школы. | 10.05-15.05 | |
17. 7. | Ты сам – мастер. Анималистический жанр. (В.А.Ватагин, Е.И.Чарушин) образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. | Анималистическом жанр в изобразительном искусстве. Творчестве художников-анималистов. | Создание декоративной работы в различных материалах. | 17.05-22.05 | |
18. 8. | Создание декоративной работы в материале. Опыт художественного творчества. | Связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. | | Создание декоративной работы в различных материалах. | 24.05-29.05 | |
| Всего: 34. | | | | |
1