СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО. Программа " Школа 21 века".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО. Программа " Школа 21 века".»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.7

тел.: (498) 500-40-06, (498) 500-40-07, e-mail: [email protected]

ИНН 5001096382 КПП 500101001 ОГРН 1135001006238





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа № 30»

___________ /С. А. Кузьмина/

Приказ от __________ 2018г. №____





Программа

учебного курса «Изобразительное искусство»

2 класс

(2018-2019 уч. год)



Составлена на основе авторской программы

по изобразительному искусству

Автор программы: на основании авторской программы УМК «Начальная школа 21 века» ,авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.


Учителя

начальных классов МБОУ «Школа № 30»

Ларченко И.М.





г. Балашиха

2018-2019 уч. год.





  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 1-4 классов на 2018-2019 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основании авторской программы УМК «Начальная школа 21 века» ( авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.) «Изобразительное искусство» (УМК «Начальная школа XXI века»; Москва: Издательский центр Вентана-Граф, 2015)).


Данная учебная программа реализуется на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009).

- Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2009 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 06.10.2009».

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 30» 2018 – 2019 учебный год.

- Школьный учебный план МБОУ «Школа №30» 2018-2019 учебный год.



II.Общая характеристика учебного предмета.


Преподавание изобразительного искусства во 2-ом классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».

Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.

Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.


Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

. формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира,

. активизация самостоятельной творческой деятельности,

.развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством;

.формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

.воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.


Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству; уважение к культуре и искусству разных народов,

обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

• развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно- образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Особое внимание уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П.Юсупову).

Духовное возвышение ребенка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.

Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать сое мнение, творчески и неординарно мыслить.

Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детейк художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, - географические, национальные, культурно-исторические.

Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавая свой художественный образ.

Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Ведь ребенок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания.

Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) – основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная) – требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства – существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.

Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребенка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно-действенные, логические.

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

  • процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на разработку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы дают педагогу возможность увеличивать количество часов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возможностей и специфики школы.

Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся.

1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространствj) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции), знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

2.Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию.

Важное условие развития художественно-образного мышления – вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных и психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (через зрение, на слух, через действия и т. д.); у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) – общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный и полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, - развивать у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн – создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок различной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитии представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

1 класс. Для детей этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и т.д.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения освоение учащимися формата листа.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и неприродной среде. Индивидуальное чувство формы.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.

Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение.

В практическую деятельность учащихся с 1-го класса включены задания, предполагающие использование ИКТ. Такие задания способствуют развитию зрительного восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать с дистанционным материалом и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из разных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, Словарей и т. д.).

2 класс. Дети знакомятся с разными природными пространствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого года – развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фантазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменение цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направляется на создание художественных образов. Ведущая практическая задача – расширение представления школьников о цвето-колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Освоение человеком пространства Земли. Пространство в природе в разное время года. Я в пространстве. Предмет в среде. Элемент в архитектуре. Архитектура в природе и пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Творение формы в природе. Формообразование в архитектуре. Изменение архитектурных форм в разные периоды истории.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в искусстве и окружающей действительности. Выражение в цвете замысла, настроения, звука, слова.

Композиционные задачи в искусстве. Освоение композиционных задач в искусстве на основе композиции отдельного предмета: предмет в среде, человек в пространстве архитектуры.

Задания с использованием ИКТ дают возможность знакомить школьников на втором году обучения с творчеством художников, работающих с разными материалами, в разных сферах искусства, в том числе с достижениями архитекторов, дизайнеров; способствуют формированию умения находить визуальный ряд по изучаемой тем; позволяют расширять диапазон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте, применению в изобразительном искусстве современных технических средств.

3 класс. Главная тема этого года – мир природы и мир человека (взаимосвязь «человек – природа - среда»). Дети учатся наблюдать

за объектами разных природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира), составляющими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача в 3 –ем классе – развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Изучение исторического и национально аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Движение, ритм, в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе).

Обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире и искусстве. Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества.

Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в композиции: ритм пятен, линий; орнамент, его роль в жизни человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального колорита.

Задания по ИКТ на третьем году обучения направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формирование интереса к природным объектам (флоре и фауне). Использование разнообразных видов компьютерной графики позволяет развивать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности; даёт возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументированно защищать свою точку зрения, формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из различных областей науки помогает работа с Интернетом – поиск информации и её анализ.

4 класс. Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия, особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники. Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью от природных условий и т. др. Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире и искусстве. Цвет в искусстве народной игрушки.

Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразие композиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё).

Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение у другим национальностям.

III.Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 класс в начальной школе выделяется 138 часов, из них в 1-ом классе 33 часа,

(1 ч в неделю), во 2- 4 классах по 35 часов (1 ч в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).



IѴ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- целостное, гармоничное восприятие мира;

- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

- умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

- представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение доводить работу до конца;

- способность предвидеть результат своей деятельности;

- адекватная оценка результатов своей деятельности;

- способность работать в коллективе;

- умение работать индивидуально и в малых группах;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

- умение выполнять по образцу и самостоятельно действовать при решении отдельных учебно-творческих задач;

- умение проводить самостоятельные исследования;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение находить нужную информацию в Интернете;

- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

- умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве в целом.

Предметные результаты:

- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

- умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

- умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.);

- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

• духовные начала личности и целостная картина мира;

• основы художественной культуры;

• понимание роли искусства в жизни человека;

• представления, о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;

• потребность в творческом проявлении;

• наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

• умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;

• способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

• понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:

• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

• работать с художественными материалами (красками, ка­рандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

• создавать образы природы и человека в живописи и графике;

• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

• понимать форму как одно из средств выразительности;

• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможно­стями силуэта;

• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

• изображать объёмные тела на плоскости;

• использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

• применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

• использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

• чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

• приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

• использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

• понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

• приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник2 класса получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

• работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

• воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

• работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

• участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

• выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

• проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.



Ѵ. Содержание учебного предмета

1 класс (33 ч)

1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)-16 ч.

Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе – ниже, дальше – выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

2.Развитие фантазии и воображения - 11 ч.

Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдения за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

3.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) - 6 ч.

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники – живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

2 класс (35 часов)

Содержание курса полностью соответствует требованиям Примерной основной образовательной программы начального общего образования. В зависимости от возраста учащихся больше внимания уделяется тому или иному направлению художественной деятельности.

1.Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму- (изобразительное искусство и окружающий мир) - 17часов.

Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познакомиться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить законы создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.

Живопись и графика. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы работы различными графическими материалами; приёмы работы красками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы); выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животного, человека, игрушки.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек (по мотивам народных промыслов). Создание коллективных композиций. Представления народа о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, местные промыслы).

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ

в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые

геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно- прикладном искусстве.

2.Развитие фантазии и воображения - 11 часов.

Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой инициативы учащихся, их способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, желания творить, способствует формированию индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:

• импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова;

• импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения);

• создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на передачу настроения;

• передача в слове характера звуков природы;

• отображение настроения и движения в рисунке;

• передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения;

• конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани;

• создание композиции по мотивам литературного произведения;

• сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;

• передача в работе волшебства сказки;

• создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе;

• создание моделей предметов бытового окружения человека;

• выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;

• передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;

• использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;

• изготовление тростевых кукол и использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении;

• оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);

• трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых, словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы; • передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами;

• передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации;

• соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста;

• использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства;

• создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов;

• создание коллективных композиций в технике коллажа;

• выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;

• отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;

• роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;

• создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла;

• участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;

• участие в подготовке «художественного события» на темы сказок; • участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

3.Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) - 6часов.

Систематическая работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать и оценивать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся с значимыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства:

• наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;

• жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;

• восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);

• знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кавказа, казахи, китайцы);

• роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно- прикладного искусства;

• роль природных условий в характере традиционной культуры народов России; пейзажи родной природы; единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;

• связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;

• образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ защитника Отечества; отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);

• образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;

• темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;

• особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;

• фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия;

• образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;

• особенности работы живописца, графика, скульптора, архитектора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;

• наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства, выражение своего эстетического отношения к произведению;

• отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;

• выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них;

• представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);

• определение творческой манеры письма разных мастеров, подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции;

• представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России), выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору);

• символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений декоративно-прикладного искусства;

• связь архитектуры с природой;

• орнаментальные символы разных народов и их значение;

• представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;

• формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции); представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;

• ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);

• восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;

• знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства, профессией художника-творца;

• представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;

• проведение коллективных исследований творчества художников.


3 класс (35 часов)

1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) – 17часов

Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

2.Развитие фантазии и воображения – 11часов

Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.


3.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) - 6часов.

Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.

  1. класс (34часа)

  1. Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) - 17 часов.

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля-прима».

Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми.

Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью графических материалов.

Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.

Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др.

Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.

Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности.

Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества каждого человека.

Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его

роли в жизни общества, в жизни каждого человека.

Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы.

Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий.

Освоение графических компьютерных программ.

Поиск нужного формата, выделение композиционного центра.

Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников).

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов.

Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита.

Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией.

Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами.

Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения.

Создание небольших этюдов.

Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета.

Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера чело-века.

Лепка фигуры человека по наблюдению.

Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности).

Передача симметрии и асимметрии в природной форме.

Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.

2.Развитие фантазии и воображения -11 часов.

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».

Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)».

Освоение поисковой системы Интернет.

Выполнение графических работ по результатам обсуждения.

Создание коллективных композиций в технике коллажа.

Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением.

Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги.

Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.

Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ.

Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок.

Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов.

Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом).

Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства.

Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона.

Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел.

Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

3.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

(музейная педагогика) - 6 часов

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Определение особенностей творческой манеры разных мастеров.

Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции.

Представление о народном декоративно-прикладном искусстве.

Нахождение особенного в каждом виде народного искусства.

Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства.

Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности.

Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов.

Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.

Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепкой), графике (линией), живописи (способом «от пятна»).



ѴI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.


Для реализации программного содержания программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом

(учебные пособия и дидактические материалы):

Е.А. Ермолинская , Л.Г. Савенкова,.« Изобразительное искусство». 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Методические материалы для учителя:

Л.Г. Савенкова, Е.А Ермолинская, «Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы» М.«Вентана – Граф», 2015 г.

Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 2 класс : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 117 с. : ил.






ѴII. Тематический план

2 класс

Название раздела

Количество часов

1.

Предметный мир

5 ч

2.

Многообразие открытого пространства

5 ч

3.

Волшебство искусства

2 ч

4.

О чём и как рассказывает искусство

18 ч

5.

Природа — великий художник

4 ч

6.

Резерв

1 ч.


Итого

35ч.




График проектов.


Дата план

Дата факт

Название проектной работы

1.

02.10


Творческий проект «Интерьер для сказочного героя»

2.

06.11


Архитектурный проект «Детская площадка»

Итого


График практических работ и экскурсий.


Дата план

Дата факт

Название практической работы, экскурсий

1.

28.05


Экскурсия по родному городу.

Итого








ѴIII. Календарно-тематическое планирование по ИЗО. 2 класс (35 ч).

Программа «Школа 21 века»

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

 

Характеристика учебной деятельности обучающихся






Предметный мир – 5 ч.

1.

04.09.


Что значит быть художником? Создание композиций «За лесами, за горами», «Волшебное окно».

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

2.

11.09.


Фактура предмета. Композиции «Ковёр-самолёт», «Ожившие листья».

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур

3.

18.09.


Изображаем предметы на плоскости: рисуем натюрморт.

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе

4.

25.09.


Изображаем предметы на плоскости: рефлекс в изобразительном искусстве.

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе

5.

02.10.


Интерьер и его музыка: что может рассказать интерьер.

Проект: интерьер для сказочного героя (на основе коробки).

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.

Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты.

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

Многообразие открытого пространства – 5 ч.

6.

09.10.


Что такое открытое пространство. Создание композиции «Я путешествую».

Работа на плоскости. Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния)

7.

16.10.


Путешествуем по свету.

Создание композиции «Зарисовки художника, совершившего путешествие вокруг света».

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния)

8.

23.10.


Открытое пространство и архитектура. Создание композиции «Дом и окружающий его мир природы».

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры.

9.

06.11.


Кто создаёт архитектуру. Архитектурный проект «Детская площадка».

Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте.

10.

13.11.


Сочиняем сказку. Рисуем сказочное открытое пространство.

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями. Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

Волшебство искусства – 2 ч.

11.

20.11


Какие бывают виды искусства. Театр. Создаём тростевые куклы.

Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе. Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника». Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы.

12.

27.11


Народная игрушка. Лепим игрушку.

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения. Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.

Уметь проводить коллективные исследования.

О чём и как рассказывает искусство – 18 ч.


13.

04.12.


Художественно-выразительные средства. Цветовая гамма. Создание композиции «Заколдованный лес».

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

14.

11.12.


Рисуем холодную зиму.

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).

15.

18.01.


Передаём настроение цветом.

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

16.

25.12


Учимся рисовать с натуры. Композиция из предметов по выбору.

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

17.

15.01.


Портрет и автопортрет. Изображение любимого литературного героя.

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

18.

22.01.


Такие разные маски! Изготовление праздничной маски.

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями. Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

19.

29.01


Графика. Графическая иллюстрация любимой сказки.

Иметь представление о работе художника-иллюстратора.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам. Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки. Передавать в работе волшебство сказки.

20.

05.02.


Контраст. Создание композиции «Сказочная планета».

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

21.

12.02


Тон в живописи. Создание композиции «Дождик».

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

22.

19.02


Штрих как средство выразительности в графике. Рисуем музыку штрихами.

Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр.

23.

26.02


Тон в графике.

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

24.

05.03


Набросок.

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека.

25.

12.03


Придаём бумаге объём. Выполнение объёмной композиции «Чудо - дерево»

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики. Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении.

26.

19.03


Пейзаж. Создание композиции « Весенний пейзаж»

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция)

27.

02.04.


Животные в произведениях искусства. Рисуем и лепим животных.

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).

28.

09.04


Создаём волшебную птицу из бумаги.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики. Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении.

29.

16.04


Сюжетная композиция. Выполнение сюжетной композиции с фигуркой человека.

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки.

30.

23.04


Человек учится у природы.

Составление композиций на основе природных форм.

Создавать зрительные художественные образы. Уметь работать с литературными произведениями. Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Природа — великий художник – 4 ч.

31.

07.05


Удивительный мир природы.

Создание композиции «Букет любимых цветов»

Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Создавать зрительные художественные образы. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

32.

14.05


Симметрия в природе и искусстве. Создание композиции «Лесная поляна».

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

33.

21.05


Слушаем, наблюдаем и рисуем ритмы. Орнамент.

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).

34.

28.05


Смотри на мир широко открытыми глазами. Экскурсия по родному городу.

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых). Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира.

35.



Резерв.






















Лист коррекции дат в календарно – тематическом планировании по курсу «Изобразительное искусство»

на 2018 - 2019 уч. г. ___класс


Дата план.

Дата факт.

Изменения


Причины

























Класс: ______ Классный руководитель_______________________









«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

___________ / И.М.Ларченко/

Протокол №___от«___»____2018 г.









«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

___________ / О.А. Самчук /

«____»_____________2018 г.