СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, по программе Б.Неменского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2011);

  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);

  • Базисного учебного плана ;

  • Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2011г.)

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;

  • процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Общая характеристика предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:

Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

рисование с натуры (рисунок, живопись),

рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

декоративная работа,

лепка,

аппликация с элементами дизайна,

беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Художественная деятельность детей с дефектами зрения на уроках находит разнообразные формы выражения:

 изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

 декоративная и конструктивная работа;

 восприятие явлений действительности и произведений искусства;

 обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

 изучение художественного наследия;

 подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

 прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Тема 2 года обучения - "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.

В курсе освещены следующие разделы:

 Чем и как работают художники

 Реальность и фантазия.

 О чём говорит искусство.

 Как говорит искусство.

Основная задача второго года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому. Для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональной уровне. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.

Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

Описание места предмета в учебном плане:

На изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Связи искусства с жизнью человека – главный смысловой стержень программы. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей действительности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Конечная цель – формирование у школьников самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Обучение через деятельность, проживание художественного образа, освоение художественного наследия, культуры своего народа, воспитание гражданственности и патриотизма – культуросозидающая роль программы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты освоения учебного предмета:

Формирование чувства гордости за свою Родину, народ, историю воспитание уважительного отношения к иному мнению, культуре, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, эстетических чувств, навыков сотрудничества.

Метапредметные результаты:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, формирование умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, воспитание умения слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты:

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, основ художественной культуры, овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства.



Содержание курса

Изобразительное искусство

2 класс

34 часа

Ты и искусство


Тема 1. Чем и как работают художники (8ч)

Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

Пять красок – все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти).


Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантази

Постройка и реальность.

"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел,

Постройка и фантазия.

"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе (обобщение темы).


Тема 3. О чем говорит искусство (10 ч)

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в разных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру.


Тема 4. Как говорит искусство (10 ч)

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражений.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

Обобщающий урок года.


Тема «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребёнка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в чёткой методической последовательности. Нарушение её нежелательно. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.


Календарно-тематическое планирование

Изобразительное искусство 2 класс

п/п

Дата по плану

Дата фактически

Название темы

Вид

деятельности

Страницы учебника

Кол-во

часов

1.



«Цветочная поляна». Три основных цвета.

Рисование по памяти и впечатлению.


1 час

2.



«Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь.

Рисование по памяти и представлению.


1 час

3.



«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель и мелки).

Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса.


1 час

4.



«Осенний листопад» - коврик аппликаций.

Выразительные возможности аппликации.

Декоративно-прикладное творчество.


1 час

5.



«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

Работа тушью, карандашом, углем.


1 час

6-7.



«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме.

Лепка птиц и животных (работа в объеме).


2 час

8.



«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.

Выполнение макета игровой площадки.


1 час

9.



«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух, и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность.

Рисование с натуры и по памяти.


1 час

10.



«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

Рисование по памяти и представлению.


1 час

11.



«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.

Рисование узора паутинки.


1 час

12.



«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.

Работа по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации.


1 час

13.



«Кружевные узоры». Украшения и фантазия.

Работа в технике «граттаж» (процарапывание).


1 час

14.



«Подводный мир». Постройка и реальность.

Конструктивное строение: объемное изображение фигур морской фауны и флоры.


1 час

15.



Постройка и фантазия.

Конструктивное строение из бумаги.


1 час

16.



«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

Рисование по памяти и представлению.



1 час

17.



Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»).

Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.


1 час

18.



Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.

Рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.


1 час

19.



Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

Изображение в объеме сказочных героев (лепка).


1 час

20.



«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.

Рисование природы по памяти.


1 час

21.



«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

Декоративное конструирование.


1 час

22.



«Морозные узоры». Украшение и реальность.


Вырезание из бумаги элементов морозных узоров.


1 час

23.



«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

Украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых.


1 час

24-25.



«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

Смешанная техника (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).


2 часа

26.



«Огонь в ночи». («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета.

Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению).


1 час

27.



«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»).

Рисование по памяти и представлению.


1 час

28.



Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.

Графическое изображение весеннего лесного пейзажа.


1 час

29.



«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий.

Рисование по памяти и с натуры (деревья в окне, растения комнатные).


1 час

30.



«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.

Рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество.


1 час

31.



«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация).

Рисование по памяти, с натуры; вырезание из бумаги.


1 час

32.



«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).

Конструирование из бумаги или лепка.


1 час

33.



«Весна идет». Ритм пятен, линей. Пропорций как средство художественной выразительности.

Живопись с элементами аппликации.


1 час

34.



Музей искусств.

Беседа.


1 час

35.

Резерв



«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

Игровые формы, конкурсы, творческие задания.


1 час


Описание УМК и МТБ, обеспечивающих образовательный процесс:

Программа обеспечена следующим методическим комплектом

  • Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник/ Под редакцией Н.Б.Неменского – М.: «Просвещение», 2008

  • Н.Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Методическое пособие. – М.: «Просвещение». 2008

Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.


Основные требования к уровню подготовки обучающихся II класса


В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

  • приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

  • учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;

  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

  • приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;

  • приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

  • приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

  • приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.


Список литературы


  1. Б.М. Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1 -9 классов – М.: Просвещение, 2007.

  2. Л.А.Неменская. Ты и искусство. Учебник для 2 класса - М.: Просвещение, 2007 – 111 с.