Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2011);
«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
Базисного учебного плана ;
Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2011г.)
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Общая характеристика предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа,
лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Художественная деятельность детей с дефектами зрения на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Тема 2 года обучения - "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.
В курсе освещены следующие разделы:
Чем и как работают художники
Реальность и фантазия.
О чём говорит искусство.
Как говорит искусство.
Основная задача второго года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому. Для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональной уровне. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.
Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Описание места предмета в учебном плане:
На изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Связи искусства с жизнью человека – главный смысловой стержень программы. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей действительности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Конечная цель – формирование у школьников самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Обучение через деятельность, проживание художественного образа, освоение художественного наследия, культуры своего народа, воспитание гражданственности и патриотизма – культуросозидающая роль программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Формирование чувства гордости за свою Родину, народ, историю воспитание уважительного отношения к иному мнению, культуре, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, эстетических чувств, навыков сотрудничества.
Метапредметные результаты:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, формирование умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, воспитание умения слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, основ художественной культуры, овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства.
Содержание курса
Изобразительное искусство
2 класс
34 часа
Ты и искусство
Тема 1. Чем и как работают художники (8ч)
Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски, строящие многоцветие мира.
Пять красок – все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти).
Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантази
Постройка и реальность.
"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел,
Постройка и фантазия.
"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе (обобщение темы).
Тема 3. О чем говорит искусство (10 ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
Выражение характера человека в изображении; женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в разных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру.
Тема 4. Как говорит искусство (10 ч)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражений.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Тема «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребёнка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в чёткой методической последовательности. Нарушение её нежелательно. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство 2 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата фактически | Название темы | Вид деятельности | Страницы учебника | Кол-во часов |
1. | | | «Цветочная поляна». Три основных цвета. | Рисование по памяти и впечатлению. | | 1 час |
2. | | | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь. | Рисование по памяти и представлению. | | 1 час |
3. | | | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель и мелки). | Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса. | | 1 час |
4. | | | «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. | Декоративно-прикладное творчество. | | 1 час |
5. | | | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Работа тушью, карандашом, углем. | | 1 час |
6-7. | | | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме. | Лепка птиц и животных (работа в объеме). | | 2 час |
8. | | | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. | Выполнение макета игровой площадки. | | 1 час |
9. | | | «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух, и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность. | Рисование с натуры и по памяти. | | 1 час |
10. | | | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | Рисование по памяти и представлению. | | 1 час |
11. | | | «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе. | Рисование узора паутинки. | | 1 час |
12. | | | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. | Работа по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации. | | 1 час |
13. | | | «Кружевные узоры». Украшения и фантазия. | Работа в технике «граттаж» (процарапывание). | | 1 час |
14. | | | «Подводный мир». Постройка и реальность. | Конструктивное строение: объемное изображение фигур морской фауны и флоры. | | 1 час |
15. | | | Постройка и фантазия. | Конструктивное строение из бумаги. | | 1 час |
16. | | | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. | Рисование по памяти и представлению. | | 1 час |
17. | | | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»). | Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру. | | 1 час |
18. | | | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении. | Рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру. | | 1 час |
19. | | | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. | Изображение в объеме сказочных героев (лепка). | | 1 час |
20. | | | «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях. | Рисование природы по памяти. | | 1 час |
21. | | | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. | Декоративное конструирование. | | 1 час |
22. | | | «Морозные узоры». Украшение и реальность. | Вырезание из бумаги элементов морозных узоров. | | 1 час |
23. | | | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. | Украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых. | | 1 час |
24-25. | | | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. | Смешанная техника (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование). | | 2 часа |
26. | | | «Огонь в ночи». («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета. | Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению). | | 1 час |
27. | | | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»). | Рисование по памяти и представлению. | | 1 час |
28. | | | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. | Графическое изображение весеннего лесного пейзажа. | | 1 час |
29. | | | «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий. | Рисование по памяти и с натуры (деревья в окне, растения комнатные). | | 1 час |
30. | | | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. | Рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество. | | 1 час |
31. | | | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). | Рисование по памяти, с натуры; вырезание из бумаги. | | 1 час |
32. | | | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка). | Конструирование из бумаги или лепка. | | 1 час |
33. | | | «Весна идет». Ритм пятен, линей. Пропорций как средство художественной выразительности. | Живопись с элементами аппликации. | | 1 час |
34. | | | Музей искусств. | Беседа. | | 1 час |
35. Резерв | | | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. | Игровые формы, конкурсы, творческие задания. | | 1 час |
Описание УМК и МТБ, обеспечивающих образовательный процесс:
Программа обеспечена следующим методическим комплектом
Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник/ Под редакцией Н.Б.Неменского – М.: «Просвещение», 2008
Н.Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Методическое пособие. – М.: «Просвещение». 2008
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся II класса
В результате изучения программы учащиеся:
осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
Список литературы
Б.М. Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1 -9 классов – М.: Просвещение, 2007.
Л.А.Неменская. Ты и искусство. Учебник для 2 класса - М.: Просвещение, 2007 – 111 с.