СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 9 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для 9 класса общеобразовательных школ по изобразительному искусству.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа имени Талгата Лутфулловича Рахманова

с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район

Республики Башкортостан






















Рабочая программа учителя

на 2018-2019 учебный год



Предмет: искусство (изо)

Класс: 9

Общее количество часов: 17

Количество часов в неделю: 1

Учитель: Латипова Дильбар Талгатовна










с. Верхнеяркеево, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по искусству (ИЗО) составлена в соответствии с требованиями:

- Федерального государственного стандарта общего образования, утверждённого 17.12.2010г. №1897;

- Компонента государственного стандарта основного общего образования; обязательного минимума содержания учебной программы по изо искусству;

- В соответствии с программой МБОУ СОШ им.Т.Рахманова с. Верхнеяркеево, составленной на период 2018-2019 учебный год;

- Объёмом учебной нагрузки, определённой учебным планом МБОУ СОШ им.Т.Рахманова с. Верхнеяркеево, составленной на период 2018-2019 учебный год;

- Программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 5 – 9 классы (М. «Просвещение» 2010), на основе федерального

- Исходя из личностных особенностей учащихся: целеустремлённости, желания приобретать новые знания, умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

- Пурик Э.Э. Ахадуллина Н.Э. Изобразительное искусство Учебник для классов 7-8 классов. Уфа: Китап.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 9 классе – по 17 часов, из расчета 0.5ч учебный час в неделю. Таким образом, в соответствие объёмом учебной нагрузки, определённой учебным планом МБОУ СОШ им.Т.Рахманова с. Верхнеяркеево, составленной на период 2018-2019 учебный год в 9 классе за год должно быть проведено 17 часов «Искусство (ИЗО)».

Задачи программы:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих работ

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;

- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве.

- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;

- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;

- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфике их образного языка;

- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;

- о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;

- о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;

- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;

- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.

Учащиеся должны уметь:

- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;

- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;

- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;

- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;

- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.


Содержание учебного предмета.

Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.

Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальных рисунков до электронных форм – нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (5ч.)

Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.

Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства.

Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

Синтетические искусства и изображения.

Театр и экран – две грани изобразительной образности.

Сценография или театрально – декорационное искусство.

Изобразительные средства актёрского перевоплощения.

Театр кукол.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (4ч.)

Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).

Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок – изображение действительности в формах самой действительности.

Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, без условно, входит.

Фотография – вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.

Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни.

Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата – не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не то только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.

Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.

Художник и художественные технологии.

Фотография.

Человек на фотографии.

Событие в кадре.

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (5ч.)

Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в него звука и цвета).

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и – прежде всего – режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимации (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Кино – запечатлённое движение.

Из истории кино. Киножанры.

Репортаж и интервью.

Роль звука и музыки в фильме.

Этапы сценарной работы над видеофильмом.

Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель (3ч.)

Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображении и образов.

Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.

Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения – просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.

Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документально репортажа – основа телеинформации.

Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения – от информационной зарисовки их своей жизни до видеоклипа любимой песни.

Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение – мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс-культуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры – важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Связь искусства с жизнью каждого человека.

Вечные истины искусства.

Обобщение тем.




























календарно-тематическое планирование

УРОКОВ искусство «ИЗО» В 9А, 9Б КЛАССах


№  урока

Тема урока

Дата планируемая

Примечание

1

Синтетические искусства и изображения.

06.09


2

Театр и экран – две грани изобразительной образности.

13.09


3

Сценография или театрально – декорационное искусство.

20.09


4

Изобразительные средства актёрского перевоплощения.

27.09


5

Театр кукол.

04.10


6

Художник и художественные технологии.

09.10


7

Фотография.

18.10


8

Человек на фотографии.

25.10


9

Событие в кадре.

08.11


10

Кино – запечатлённое движение.

15.11


11

Из истории кино. Киножанры.

22.11


12

Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.

29.11


13

Роль звука и музыки в фильме.

06.12


14

Этапы сценарной работы над видеофильмом.

13.12


15

Связь искусства с жизнью каждого человека.

20.12


16

Вечные истины искусства.

27.12


17

Обобщение тем

29.12




















Описание материально-технической обеспеченности.



  1. «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

  2. «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

  3. «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

  4. Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

  5. «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

  6. Интернет – ресурсы: Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/ Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 
  1. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

  2. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

  3. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

  4. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

  5. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

  6. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

  7. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

  8. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений)

  9. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

  10. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

  11. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  12. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

  13. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!