Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа имени Талгата Лутфулловича Рахманова
с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район
Республики Башкортостан
Рабочая программа учителя
на 2018-2019 учебный год
Предмет: искусство (изо)
Класс: 9
Общее количество часов: 17
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Латипова Дильбар Талгатовна
с. Верхнеяркеево, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству (ИЗО) составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного стандарта общего образования, утверждённого 17.12.2010г. №1897;
- Компонента государственного стандарта основного общего образования; обязательного минимума содержания учебной программы по изо искусству;
- В соответствии с программой МБОУ СОШ им.Т.Рахманова с. Верхнеяркеево, составленной на период 2018-2019 учебный год;
- Объёмом учебной нагрузки, определённой учебным планом МБОУ СОШ им.Т.Рахманова с. Верхнеяркеево, составленной на период 2018-2019 учебный год;
- Программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 5 – 9 классы (М. «Просвещение» 2010), на основе федерального
- Исходя из личностных особенностей учащихся: целеустремлённости, желания приобретать новые знания, умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;
– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
- Пурик Э.Э. Ахадуллина Н.Э. Изобразительное искусство Учебник для классов 7-8 классов. Уфа: Китап.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 9 классе – по 17 часов, из расчета 0.5ч учебный час в неделю. Таким образом, в соответствие объёмом учебной нагрузки, определённой учебным планом МБОУ СОШ им.Т.Рахманова с. Верхнеяркеево, составленной на период 2018-2019 учебный год в 9 классе за год должно быть проведено 17 часов «Искусство (ИЗО)».
Задачи программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих работ
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве.
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфике их образного языка;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
Содержание учебного предмета.
Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.
Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальных рисунков до электронных форм – нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.
Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.
Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (5ч.)
Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.
Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства.
Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.
Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.
Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.
Синтетические искусства и изображения.
Театр и экран – две грани изобразительной образности.
Сценография или театрально – декорационное искусство.
Изобразительные средства актёрского перевоплощения.
Театр кукол.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (4ч.)
Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).
Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).
Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок – изображение действительности в формах самой действительности.
Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, без условно, входит.
Фотография – вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.
Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни.
Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.
Сегодняшняя доступность фотоаппарата – не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не то только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.
Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.
Художник и художественные технологии.
Фотография.
Человек на фотографии.
Событие в кадре.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (5ч.)
Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).
Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).
Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.
Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в него звука и цвета).
Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и – прежде всего – режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).
Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).
Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимации (для рисованного фильма).
Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.
Кино – запечатлённое движение.
Из истории кино. Киножанры.
Репортаж и интервью.
Роль звука и музыки в фильме.
Этапы сценарной работы над видеофильмом.
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель (3ч.)
Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.
Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображении и образов.
Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.
Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения – просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.
Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документально репортажа – основа телеинформации.
Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.
Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения – от информационной зарисовки их своей жизни до видеоклипа любимой песни.
Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение – мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс-культуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры – важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.
Связь искусства с жизнью каждого человека.
Вечные истины искусства.
Обобщение тем.
календарно-тематическое планирование
УРОКОВ искусство «ИЗО» В 9А, 9Б КЛАССах
№ урока | Тема урока | Дата планируемая | Примечание |
1 | Синтетические искусства и изображения. | 06.09 | |
2 | Театр и экран – две грани изобразительной образности. | 13.09 | |
3 | Сценография или театрально – декорационное искусство. | 20.09 | |
4 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения. | 27.09 | |
5 | Театр кукол. | 04.10 | |
6 | Художник и художественные технологии. | 09.10 | |
7 | Фотография. | 18.10 | |
8 | Человек на фотографии. | 25.10 | |
9 | Событие в кадре. | 08.11 | |
10 | Кино – запечатлённое движение. | 15.11 | |
11 | Из истории кино. Киножанры. | 22.11 | |
12 | Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры. | 29.11 | |
13 | Роль звука и музыки в фильме. | 06.12 | |
14 | Этапы сценарной работы над видеофильмом. | 13.12 | |
15 | Связь искусства с жизнью каждого человека. | 20.12 | |
16 | Вечные истины искусства. | 27.12 | |
17 | Обобщение тем | 29.12 | |
Описание материально-технической обеспеченности.
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы: Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/ Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений)
Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
14