
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы (Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Долгоаршинных Н.В. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2013)
Цель курса:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти и представлению, декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Место курса в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы
Рисование с натуры (рисунок живопись) (7 ч.)
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Рисование на темы, по памяти и представлению (15 ч.)
Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.
Декоративная работа (7 ч.)
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узорах, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.
Лепка (4 ч.)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (1 ч.)
Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 7 |
2 | Рисование на темы, по памяти, по представлению | 15 |
3 | Декоративная работа | 7 |
4 | Лепка | 4 |
6 | Беседы | 1 |
| Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу учебного года обучающиеся
научатся:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
- лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
- составлять простейшие аппликационные композиции;
смогут:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
получат возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
- осознание своей принадлежности к народу, чувства уважения к народному художественному искусству России;
внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- интерес к посещению художественных музеев, выставок;
Предметные результаты:
получат начальные сведения:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Познавательные УУД:
научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
Коммуникативные УУД:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
| Мы рисуем осень | 8 | |
1 | Рисование на тему «Моё лето». | 1 | |
2 | Рисование с натуры различных форм растительного мира. «И снова осень к нам пришла» | 1 | |
3 | Рисование с натуры: «Осень – пора грибная» | 1 | |
4 | Рисование с натуры: «Сыплются с дерева листья поблёкшие» (осенние листья). | 1 | |
5 | Рисование на тему «Осень. Музыка дождя» (композиция «Под дождём»). | 1 | |
6 | Художественное конструирование и дизайн: «Красота обычных вещей. Цилиндр» (ваза для цветов) | 1 | |
7 | Лепка. «Осенние подарки природы» (овощи и фрукты) | 1 | |
8 | Рисование с натуры. «Осенний натюрморт» | 1 | |
| Мы рисуем сказку | 8 | |
9 | Декоративное рисование. «Мы рисуем сказочную веточку» | 1 | |
10 | Декоративная лепка. «Весёлые узоры» (птичка-свистулька по мотивам филимоновских игрушек) | 1 | |
11 | Рисование по памяти. «Сказка про осень» (осенний пейзаж) | 1 | |
12 | Рисование по памяти. «Мы готовимся к рисованию сказки» | 1 | |
13 | Иллюстрация к сказке «Серая Шейка» | 1 | |
14 | Декоративная работа. «Мы рисуем сказочную птицу» | 1 | |
15 | Лепка. «Архангельский рождественский пряник» | 1 | |
16 | Художественное конструирование и дизайн. «Готовимся к встрече сказки – празднику Нового года» | 1 | |
| Мои друзья | 10 | |
17 | Рисование на тему. «Зимние развлечения с друзьями» | 1 | |
18 | Лепка по представлению. «Богородская игрушка» (фигурки зверей) | 1 | |
19 | Рисование по памяти. «Наши друзья – животные» (иллюстрация рассказа Е. Чарушина «Медвежата») | 1 | |
20 | Рисование по памяти. «Наши друзья – животные» (композиция «Рыбки в аквариуме) | 1 | |
21 | Рисование. «Любимые сказки моих друзей» (силуэты для теневого театра) | 1 | |
22 | Художественное конструирование и дизайн. «Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед» | 1 | |
23 | Рисование на тему «Защитники земли русской» | 1 | |
24 | Художественное конструирование и дизайн. «Красота вещей. Конус» (игрушки из конуса) | 1 | |
25 | Рисование на тему «Моя семья – забота и любовь) | 1 | |
26 | Рисование по памяти. «Мои друзья – птицы» | 1 | |
| С чего начинается Родина … | 8 | |
27 | Беседа об искусстве: «Главные художественные музеи страны» | 1 | |
28 | Рисование на тему «Весенний солнечный денёк» | 1 | |
29 | Рисование с натуры. «Мы готовимся к рисованию сказки» | 1 | |
30 | Иллюстрирование. «Рисуем русскую народную сказку» (иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди») | 1 | |
31 | Рисование с натуры. «Красота окружающего мира. Насекомые» | 1 | |
32 | Рисование с натуры. «Цветы нашей Родины» (композиция «Мои любимые цветы») | 1 | |
33 | Художественное конструирование и дизайн: «Проект детской площадки» | 1 | |
34 | Рисование на тему «С чего начинается Родина …» | 1 | |
| Итого | 34 | |
Используемая литература
1. Кузин В.С., Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство. 2 кл.: учеб.
для общеобразоват. учрж. - М.: Дрофа, 2011г.
2. Кондаков А.М., Кезина Л.П. Примерные программы по учебным
предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011
3. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Долгоаршинных Н.В. и др.
Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для
общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2013 – 46с.
4. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочное
планирование (система уроков по учебнику В.С. Кузина, Э.И.
Кубышкиной). – Волгоград: Учитель, 2013г.
8