СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» - 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству  УМК «Школа России» - 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» - 4 класс»

Рабочая программа по изобразительному искусству

УМК «Школа России» - 4 класс

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

4 класс

В результате четвертого года изучения учебного предмета "Изобразительное искусство" ученик научится:

- понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств, анализировать выразительные средства произведений;

- понимать зависимость художественного образа мира культуры от природной среды того или иного уголка России, региона мира, представлений людей о красоте;

- ориентироваться в представлениях об основных видах и жанрах изобразительного искусства;

- объяснять, как в произведениях искусства выражается определенное эмоциональное состояние;

- воспринимать красоту русского деревянного зодчества, древних городов;

- понимать роль художника в жизни человека и рассказывать о ней;

- овладевать живописными, графическими материалами, а также материалами для лепки, декоративной работы и конструирования;

- уметь выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла;

- создавать пейзажные композиции с передачей характерных особенностей природы, времени года, состояния;

- овладевать начальными навыками изображения фигуры человека, создания многофигурных композиций в коллективных панно;

- использовать выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий и пятен в практической творческой работе; овладевать навыками изображения, композиционного построения в скульптуре.

Содержание учебного предмета

4 класс

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА

В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 часа)

Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

Истоки родного искусства (8 ч.)

Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

- Пейзаж родной земли.

- Деревня — деревянный мир.

- Красота человека.

- Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли (7ч.)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

- Родной угол.

- Древние соборы.

- Города Русской земли.

- Древнерусские воины-защитники.

- Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

- Узорочье теремов.

- Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник (11ч.)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

- Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

- Народы гор и степей.

- Города в пустыне.

- Древняя Эллада.

- Европейские города Средневековья.

- Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы (8ч.)

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

- Материнство.

- Мудрость старости.

- Сопереживание.

- Герои-защитники.

- Юность и надежды.

- Искусство народов мира (обобщение темы).

Тематическое планирование

4 класс

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА

В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 ч)

п/п

Название разделов

тема урока

Количество часов

Истоки родного искусства (8 ч)

1

Пейзаж родной земли.

1

2

Деревня — деревянный мир. Изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем);

1

3

Деревня — деревянный мир. Создание образа традиционной деревни: коллективное панно

1

4

Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.

1

5

Красота человека. Изображение сцен труда из крестьянской жизни.

1

6

Народные праздники. Осенний праздник урожая, ярмарка.

1

7

Народные праздники. Народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды.

1

8

Народные праздники (обобщение темы).

1

Древние города нашей земли (7 ч)

9

Образ древнего русского города. Изобразительный образ города-крепости.

1

10

Древние соборы. Изображение храма.

1

11

Города Русской земли. Изображение древнерусского города.

1

12

Древнерусские воины – защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

1

13

Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля.

1

14

Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат.

1

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

1

Каждый народ — художник (11 ч)

16

Художественная культура Японии. Изображение природы через характерные детали.

1

17

Художественная культура Японии. Изображение японок в кимоно.

1

18

Художественная культура Японии. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».

1

19

Народы гор и степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.

1

20

Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города.

1

21

Древняя Эллада. Изображение греческих храмов.

1

22

Древняя Эллада. Изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.

1

23

Древняя Эллада. Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник».

1

24

Образ готических городов средневековой Европы. Архитектура.

1

25

Образ готических городов средневековой Европы. Одежда

1

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

1

Искусство объединяет народы (8 ч)

27

Тема материнства — вечная тема в искусстве.

1

28

Мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.

1

29

Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево).

1

30

Герои-защитники. Лепка эскиза памятника герою.

1

31

Тема детства в изобразительном искусстве. Изображение радости детства.

1

32

Тема юности в изобразительном искусстве. Изображение мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

1

33

Искусство народов мира (обобщение темы)

1

34

Итоговая выставка творческих работ.

1