Рабочая программа по изобразительному искусству
УМК «Школа России» - 4 класс
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
4 класс
В результате четвертого года изучения учебного предмета "Изобразительное искусство" ученик научится:
- понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств, анализировать выразительные средства произведений;
- понимать зависимость художественного образа мира культуры от природной среды того или иного уголка России, региона мира, представлений людей о красоте;
- ориентироваться в представлениях об основных видах и жанрах изобразительного искусства;
- объяснять, как в произведениях искусства выражается определенное эмоциональное состояние;
- воспринимать красоту русского деревянного зодчества, древних городов;
- понимать роль художника в жизни человека и рассказывать о ней;
- овладевать живописными, графическими материалами, а также материалами для лепки, декоративной работы и конструирования;
- уметь выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла;
- создавать пейзажные композиции с передачей характерных особенностей природы, времени года, состояния;
- овладевать начальными навыками изображения фигуры человека, создания многофигурных композиций в коллективных панно;
- использовать выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий и пятен в практической творческой работе; овладевать навыками изображения, композиционного построения в скульптуре.
Содержание учебного предмета
4 класс
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА
В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 часа)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Истоки родного искусства (8 ч.)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
- Пейзаж родной земли.
- Деревня — деревянный мир.
- Красота человека.
- Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли (7ч.)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
- Родной угол.
- Древние соборы.
- Города Русской земли.
- Древнерусские воины-защитники.
- Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
- Узорочье теремов.
- Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник (11ч.)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
- Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
- Народы гор и степей.
- Города в пустыне.
- Древняя Эллада.
- Европейские города Средневековья.
- Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы (8ч.)
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
- Материнство.
- Мудрость старости.
- Сопереживание.
- Герои-защитники.
- Юность и надежды.
- Искусство народов мира (обобщение темы).
Тематическое планирование
4 класс
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА
В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 ч)
№п/п | Название разделов тема урока | Количество часов |
Истоки родного искусства (8 ч) |
1 | Пейзаж родной земли. | 1 |
2 | Деревня — деревянный мир. Изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем); | 1 |
3 | Деревня — деревянный мир. Создание образа традиционной деревни: коллективное панно | 1 |
4 | Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. | 1 |
5 | Красота человека. Изображение сцен труда из крестьянской жизни. | 1 |
6 | Народные праздники. Осенний праздник урожая, ярмарка. | 1 |
7 | Народные праздники. Народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. | 1 |
8 | Народные праздники (обобщение темы). | 1 |
Древние города нашей земли (7 ч) |
9 | Образ древнего русского города. Изобразительный образ города-крепости. | 1 |
10 | Древние соборы. Изображение храма. | 1 |
11 | Города Русской земли. Изображение древнерусского города. | 1 |
12 | Древнерусские воины – защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | 1 |
13 | Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. | 1 |
14 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат. | 1 |
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы). | 1 |
Каждый народ — художник (11 ч) |
16 | Художественная культура Японии. Изображение природы через характерные детали. | 1 |
17 | Художественная культура Японии. Изображение японок в кимоно. | 1 |
18 | Художественная культура Японии. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». | 1 |
19 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. | 1 |
20 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города. | 1 |
21 | Древняя Эллада. Изображение греческих храмов. | 1 |
22 | Древняя Эллада. Изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. | 1 |
23 | Древняя Эллада. Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник». | 1 |
24 | Образ готических городов средневековой Европы. Архитектура. | 1 |
25 | Образ готических городов средневековой Европы. Одежда | 1 |
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | 1 |
Искусство объединяет народы (8 ч) |
27 | Тема материнства — вечная тема в искусстве. | 1 |
28 | Мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир. | 1 |
29 | Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево). | 1 |
30 | Герои-защитники. Лепка эскиза памятника герою. | 1 |
31 | Тема детства в изобразительном искусстве. Изображение радости детства. | 1 |
32 | Тема юности в изобразительном искусстве. Изображение мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. | 1 |
33 | Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 |
34 | Итоговая выставка творческих работ. | 1 |