.Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования – ФГОС ООО);
-Примерной программы по предмету «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М. Неменского. 5—8 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — ISBN 978-5-09-035917-7.
-Учебник. 8 класс: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М. 2014.
Рабочая программа составлена с учетом изучения ИЗО в объеме 1 часа в неделю (35 недели, 35 часа).
Планируемые результаты
По окончании 8 класса учащиеся должны:
освоить азбуку фотографирования;
анализировать фотопроизведения, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной практике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно – временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного стандарта обучения на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
приобретать первичные представления о театре и кино как двух гранях изобразительной образности;
приобретать первичные представления о художественной фотографии как виде современного искусства и о её отличиях от живописной картины;
приобретать первичные представления о различных видах театральных зрелищ;
приобретать первичные представления о телевидении как визуально-зрелищном искусстве;
приобретать первичные представления об анимации как виде экранного искусства;
приобретать ценностные представления об искусстве кино и театра, телевидения, художественной фотографии;
получать навыки овладения новейшими компьютерными технологиями;
развивать художнические способности в процессе использования в работе компьютерных технологий и Интернета;
учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалог по проблеме;
формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ;
формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать свои высказывания, сохраняя логику в начале и конце высказывания;
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.);
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и консультативно с помощью учителя;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные:
понимать и толковать тексты и зрительный ряд в учебнике, условные обозначения;
находить и выделять необходимую информацию из текстов, зрительного ряда самостоятельно и под руководством учителя;
понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать их смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско -аналитического или практического характера;
анализировать объекты и явления окружающего мира с выделением отличительных признаков;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока соответственно возрастным особенностям;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении реферативных работ и презентаций;
располагать рассматриваемые объекты согласно временной шкале (раньше-позже).
Коммуникативные:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём идёт речь;
интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм), уметь аргументированно излагать своё мнение;
участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным перед учащимися.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
понимать и объяснять синтетическую природу спектакля и фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в них, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова;
приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение);
понимать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма;
приобретать представления о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы;
осваивать азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике её простейшие формы;
излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение кинослова и кинофразы;
иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства;
иметь представление об искусстве анимации, технических основах создания анимационного фильма;
применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжетов, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами;
различать и определять роль и место изображения в театре и кино;
называть, определять и различать жанры в театре и кино;
уметь сравнивать сценические и экранные произведения, проводить аналитические исследования в данном контексте;
находить практическое применение полученным знаниям на уроке в ходе выполнения практических заданий;
выполнять творческие рефераты на предложенные темы;
раскрывать смысл создания сценических и экранных произведений;
анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах;
представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздники, концерты) и художнических профессий, связанных с их созданием;
понимать единство творческой природы театрального и школьного спектаклей;
понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа;
представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые), создавать куклы для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра;
понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие;
различать особенности художественно-образного языка, на котором говорят картина и фотография;
осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом;
иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии;
понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом;
овладевать элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии;
уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии;
осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться овладевать основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике;
определять позитивное и негативное в явлениях окружающего мира через искусство фотографии, кино, театра и телевидения.
Содержание учебного курса
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Художник и искусство театра
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.
Сценография- особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Сценография- искусство и производство.
Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса.
Спектакль- от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий
Фотография- взгляд, сохраненный навсегда. Фотография-новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография- искусство «светописи». Вещь: цвет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство. Искусство фотопейзажа или фотоинтерьер.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтажа. Пространство и время в кино.
Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.
От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Телевидение — пространства культуры? Экран- искусство- зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного напряжения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до репортажа.
Киноглаз, или Жизнь врасплох.
Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал. Вечные истины искусства.
Проект «Влияние современного телевидения на искусство
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов |
1 | Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. | 8 |
2 | Эстафета искусств от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. | 8 |
3. | Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 12 |
4. | Телевидение- пространство культуры? Экран- искусство- зритель | 7 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема урока | Дата |
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. (8 часов) |
1 | Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | |
2 | Образная сила искусства. Изображение в театре и в кино | |
3 | Театральное искусство и художник. Правда и магия театра | |
4 | Сценография- особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены | |
5 | Сценография- искусство и производство | |
6 | Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения | |
7 | Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса | |
8 | Р.К. Спектакль от замысла к воплощению | |
Эстафета искусств от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 часов) |
9 | Эволюция изобразительных искусств и технологий | |
10 | Р.К. Фотография-взгляд, сохраненный навсегда | |
11 | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства | |
12 | Фотография- искусство «светописи». Вещь: свет и фактура | |
13 | «На фоне Пушкина снимается семейство». | |
14 | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета | |
15 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа | |
16 | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка | |
Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?(12 часов) |
17 | Что мы знаем об искусстве кино? | |
18 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и | |
19 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и | |
20 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и | |
21 | Художник и художественное творчество в кино | |
22 | Художник и художественное творчество в кино | |
23 | От «большого» экрана к домашнему видео | |
24 | Художник и художественное творчество в кино | |
25 | Бесконечный мир кинематографа | |
26 | Бесконечный мир кинематографа | |
27 | Бесконечный мир кинематографа | |
28 | Обобщение темы: «Бесконечный мир кинематографа» | |
29 | Экран- искусство- зритель | |
30 | Мир на экране здесь и сейчас | |
31 | Телевидение и документальное кино | |
32 | Киноглаз, или Жизнь врасплох | |
33 | Телевидение, Интернет... Что дальше? | |
34 | Р.К. Современные формы экранного языка | |
35 | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства | |