Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) на основе авторской программы по ИЗО 2017года под редакцией Б.М.Неменского.
Цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусства» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культура духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-изобразительная художественная деятельность;
-декоративно-художественная деятельность;
-конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.
Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Учебно-тематический план.
№п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8 часов |
2 | Искусство на улицах твоего города | 8 часов |
3 | Художник и зрелище | 10 часов |
4 | Художник и музей | 8 часов |
5 | Резерв | - |
| Итого | 34 часа |
Содержание учебного предмета, курса.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно0нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте.
Культуросозидающая роль программы состоит так же в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Изучение такого многообразия искусств, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего- это три основных вида художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная.
Достоинством программы является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
К одному из достоинств этой программы относится ее четкая тематическая последовательность. Она в том, что в теме каждого урока преломляются темы четверти, а в теме четверти – темы года. По кирпичикам выстраивается стройное здание культуры художественного восприятия. Осуществляется принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
К основным принципам программы относится и принцип единства восприятия и созидания. Ученик то выступает в роли художника, то в роли зрителя осваивает опыт художественной культуры. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствует музыкальный и литературный ряд, практически присутствующие на каждом уроке.
Проживание как форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа.
Содержание программы
№ четв. | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия. |
1 | Искусство в твоем доме | 8 | Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования. |
2 | Искусство на улицах твоего города | 8 | Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства. |
3 | Художник и зрелище | 10 | Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. | Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. |
4 | Художник и музей | 8 | Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. | Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Специфическое сопровождение (оборудование):
-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-схемы рисования предметов, растений, животных человека;
-открытки и календари с репродукциями;
-таблицы по ДПИ;
-стелажи (полки) для хранения;
- демонстрационные и постановочные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-электронные библиотеки по искусству;
-презентации к урокам на дисках и флеш.носителях;
-DVD – фильмы по ИЗО;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук с художественными программами,
-интерактивная доска;
-музыкальный центр;
-магнитная доска.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО
Универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия. |
У третьеклассника будут формироваться: -Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. -Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом. -Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека. -Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия. -Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. -Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. -Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | Третьеклассник получит возможность для формирования: -Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека. -Понимания роли искусства в собственной жизни. -Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ. -Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям. -Мотивации к коллективной творческой работе. -Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека. -Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве. |
Метапредметные учебные действия |
Третьеклассник научится: -Овладеет умением творческого видения с позиции художника. Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы. -Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. -Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. -Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий. -Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов. | Третьеклассник получит возможность: -Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике. -На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения. -Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности. -Воспринимать мнение и предложения своих сверстников. -Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности. -Делать несложные выводы. -Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты. -Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи. -Следить за действиями других участников в совместной деятельности. |
Предметные результаты. Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности. |
Третьеклассник научится: | Третьеклассник получит возможность научиться: |
-Различать виды художественной деятельности. -Различать виды и жанры в ИЗО. -Понимать образную природу искусства. -Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. -Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы. -Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства. -обсуждать и анализировать произведения искусства. -Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона. -Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. -Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники -Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности. -овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, Навыками изображения средствами аппликации и коллажа. Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру. -Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории. -Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников. -Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. -Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. | -Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений. -Сопоставлятьобъекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу. -Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства. -Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. -Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. -Овладеть на практике основами цветоведения. -Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета. -Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы. -Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. |
\
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
Р а з д е л 1.искусство в твоем доме (8 часов)
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности | Результаты образования | Формы контроля | Дата проведения |
предметные | личностные | метапредметные |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Твои игрушки (создание формы, роспись). | Разнообразие формы и декора игрушек. Рассматривать с детьми игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские) Связь внешнего оформления игрушек и его формой. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. | Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Индивид. фронтальная | 2.09. | |
2 | Твои игрушки (лепка из пластилина). | Знакомить с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские) Связь внешнего оформления игрушек и его формой. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки из пластилина и украшать её | Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умения выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки. Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Индивид фронтальная | 9.09 | |
3 | Посуда у тебя дома. Чайный сервис | Понимать обусловленность формы, украшения посуды ее назначением. Зависимость формы и декора посуды от материала. | Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке. | Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома) Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз» | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Индивид фронтальная | 16.09. | |
4 | Мамин платок. | Знать и объяснять основные варианты композиционного решения платка от того кому он предназначен. Различать растительный и геометрический узоры на платке. Овладевать ритмикой и единым цветовым решением в создании эскиза. | Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. | Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Индивид фронтальная | 23.09. | |
5 | Обои и шторы у тебя дома. | Понимать роль цвета обоев в настроении комнаты. Характеризовать роль художника в создании обоев и штор. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. | Знание роли художников в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Индивид фронтальная | 27.10. | |
6 | Твои книжки. | Понимать роль художника и Братьев мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы) Узнавать и называть произведения нескольких художников иллюстраторов детской книги. | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании книги.Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации | Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов оформления книги. Овладеть навыками коллективной работы. | Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Индивид фронтальная | 4.10. | |
7 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | Овладевать навыками работы с графическими материалами. Понимать роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики. Эксперементировать с разными материалами (цветной бумагой, фломастерами, карандашами). | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них. | Знание видов графических работ ( работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике) Умение выполнить простую графическую работу. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Индивид фронтальная | 11.10. | |
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. | Понимать роль художника в создании всех предметов в доме. Осознавать неразрывную связь всех сторон жизни человека с трудом художника | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов. | Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Индивид фронтальная | 18.10. | |
Р а з д е л 2. Искусство на улицах твоего города (8 часов)
9 | Памятники архитектуры. | Учиться видеть архитектурный образ городской среды. Различать и оценивать в архитектурном образе работу каждого из Братьев – Мастеров. Понимать что памятники архитектуры - достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения.Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. | Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Индивид фронтальная | 25.10. | |
10 | Витрины на улицах. | Знать разновидности парка (парки для отдыха, детские парки, парки музеи.) и особенности их устроения. Эстетически воспринимать парк как единый, целостный ансамбль. Познакомиться с традициями создания парков в нашей стране – Петергофе, Павловске, Санкт – Петербурге. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. | Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Индивид фронтальная | 8.11. | |
11 | Парки, скверы, бульвары. | Понимать роль и назначение ажурных оград в украшении города. Наблюдать в природе аналоги ажурных оград (снежинки, конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков). Осваивать вырезание из цветной бумаги сложенной гармошкой. | Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения. | Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа целого коллектива. Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Индивид фронтальная | 15.11. | |
12 | Ажурные ограды. | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшения. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях. Связь образного строя фонаря с природными аналогами. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. | Закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла. Умение конструировать из бумаги ажурные решетки. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Индивид фронтальная | 22.11. | |
13 | Фонари на улицах и в парках. | Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Понимать связь оформления витрины с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. | Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. | Изображать необычные фонари. Знание виды и назначение фонарей. Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Индивид фронтальная | 29.11. | |
14 | Новогодний фонарик. | Наблюдать связь конструкции автомобиля с природными прообразами (жук, стрекоза, паук) Сравнивать автомобили разных времен. Уметь видеть образ в форме машины. | Наблюдать за разнообразием форм новогодних фонарей, конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе. | Знание основных приемов работы с бумагой. Умение конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику, передавать настроение в творческой работе. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | Индивид фронтальная | 6.12. | |
15 | Удивительный транспорт. | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения. | Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. | Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта. Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | Индивид фронтальная | 13.12. | |
16 | Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. | | .Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. | Овладеть приемами коллективной творческой деятельности | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Индивид фронтальная | 20.12. | |
Р а з д е л 3. Художник и зрелище (10 часов)
17 | Художник в театре. | Понимать взаимосвязь театра с изобразительным искусством. Овладевать навыками создания объемно- пространственной композиции « Театр на столе». Знать истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. | Знание истоков театрального искусства. Умение создать эпизод театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма Знание, каким был древний античный театр. Умение нарисовать эскиз театрального костюма. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. | Индивид Фронтальная | | |
18 | Образ театрального героя. | | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя. | Знание истоков театрального искусства. Умение создать образ героя. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | Индивид фронтальная | | |
19 | Театральные маски. | Понимать условность языка масок и их декоративную выразительность. Уметь конструировать выразительные острохарактерные маски. Знать историю создания масок и их назначение. | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. | Знание истории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | | | |
20 | Театр кукол. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки). Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие образу куклы.) Уметь применять и комбинировать в работе разные материалы. | Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. | Знание театра кукол как пример видового разнообразия театра. Умение создать театральных кукол из различных материалов. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. | Индивид фронтальная | | |
21 | Театральный занавес. | | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса. | Знание устройства театра. Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных художников. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. | Индивид фронтальная | | |
22 | Афиша и плакат. | Понимать особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах плакатах изображение, украшение, лаконизм. | Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. | Знание назначения афиши. Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Индивид фронтальная | | |
23 | Художник в цирке. | Понимать роль художника в цирке. Знать элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Учиться передавать яркую красочность, зрелищность циркового искусства. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | Знание отличия и сходство театра и цирка. Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Индивид фронтальная | | |
24 | Театральная программа | | Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | Знание о назначении программы. Умение создать эскиз программы к спектаклю или цирковому представлению. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Индивид фронтальная | | |
25 | Праздник в городе | Понимать роль художника в создании праздничного облика города. Создавать в рисунке праздничную атмосферу используя элементы праздничного украшения города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы, Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным и красивым. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году. | Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Индивид фронтальная | | |
26 | Школьный карнавал. Обобщение темы | Понимать роль праздничного украшения для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Индивид фронтальная | | |
Р а з д е л 4. Художник и музей (8 часов)
27 | Музеи в жизни города. | Знать крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании экспозиции | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. | Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Индивид фронтальная | | |
28 | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | Иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Уметь рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. | Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Индивид фронтальная | | |
29 | Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. | Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Воспринимать картину натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Знать знаменитых русских и западноевропейских художников работавших в жанре натюрморта. Изображать натюрморт с настроением используя роль цвета. | Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. | Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ | Индивид фронтальная | | |
30 | Картина-портрет. | Иметь представление об изобразительном жанре – портрете. Уметь создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. | Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. | Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Индивид фронтальная | | |
31 | Картины исторические и бытовые. | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Осваивать новую технику (восковые мелки и акварель). | Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. | Знание отличия исторических и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Индивид фронтальная | | |
32 | Скульптура в музее и на улице. | Понимать отличие скульптуры от живописи и графики. Знать основные скульптурные материалы (камень, металл, дерево, глина). Называть основные виды скульптуры: скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином. | Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов. Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Индивид фронтальная | | |
33 | Музеи архитектуры. | | Рассказать о древних архитектурных памятниках. Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами. | Знание правил работы с пастель. И восковыми мелками. Компоновать на плоскости листа архитектурные постройки и задуманный художественный образ. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Индивид фронтальная | | |
34 | Художественная выставка. Обобщение темы | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Знание крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | Индивид групповая | | |