ОГБОУ «Школа-интернат № 89»
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании МО учителей основной школы Протокол от _ 2019г. № 1 Руководитель ___________ /Айзятуллова О.Н./ подпись | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________/Е.А. Клочкова/ подпись ___ ___________2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОГБОУ «Школа-интернат № 89» _______________/Г.Н. Борисова/ подпись Приказ от ___ __________2019г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование предметной области: ____искусство_____________________
Наименование предмета: ______изобразительное искусство_____________
Уровень образования: ___основное общее образование_________________
Класс: _______5 класс_______________________________________________
Количество часов всего: __35, в неделю __1 час_____
Учитель: ___Белова Наталья Викторовна,___высшее,__________________ (ФИО, образование, квалификационная категория)
высшая квалификационная категория______________________________
2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе следующих нормативных документов:
I. Федерального уровня:
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
II. Школьного уровня:
- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования;
- положение о рабочих программах ОГБОУ «Школа-интернат № 89».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения обучающимися курса «Изобразительное искусство»:
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека;
- потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Изобразительное искусство»:
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Регулятивные универсальные учебные действия
- проговаривать последовательность действий на уроке.
- работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме.
- слушать и понимать высказывания собеседников.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- согласовано работать в группе: планировать работу в группе; распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты освоения учащимися курса «Изобразительное искусство»:
Пятиклассники научатся:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
Учащиеся получат возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
определять произведения разных народных промыслов.
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства.
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать коммуникативные навыки, кругозор. Развивать целенаправленное восприятие содержания картин.
Развивать графические умения и навыки, мелкую моторику.
Развивать наблюдательность, умение анализировать натуру.
Развивать зрительное восприятие, глазомер.
развивать умение анализировать форму, строение предмета.
Развивать творческую фантазию.
Развивать кругозор, повышать речевую активность
Развивать память, внимание.
Развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение.
Развивать целенаправленность восприятия содержания картин.
Развивать познавательную активность.
Развивать целенаправленность восприятия содержания картин, кругозор.
Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс
Раздел I. Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Раздел II. Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Раздел III. Декор – человек, общество и время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел IV. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное декоративное искусство.
Ты сам мастер: панно; витраж; коллаж; ваза; декоративная кукла.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
«Изобразительное искусство» 5 класс
№ | Содержание тем | Количество часов |
1 | Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. | 1 |
2 | Убранство русской избы. | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы. | 1 |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 2 |
5 | Русская народная вышивка. | 1 |
6 | Народный праздничный костюм. | 1 |
7 | Народные праздничные обряды. | 1 |
8 | Древние образы в современных народных игрушках. | 2 |
9 | Искусство Гжели. | 2 |
10 | Городецкая роспись. | 2 |
11 | Хохлома. | 2 |
12 | Жостово. Роспись по металлу. | 2 |
13 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 |
14 | Зачем людям украшения. | 1 |
15 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 |
16 | Одежда говорит о человеке. | 1 |
17 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 2 |
18 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение. | 1 |
19 | Современное выставочное искусство (художественная керамика, стекло). | 1 |
20 | Современное выставочное искусство (ковка, литьё). | 1 |
21 | Современное выставочное искусство (гобелен). | 1 |
22 | Современное выставочное искусство (батик). | 1 |
| Ты сам мастер: панно; коллаж; витраж; ваза; декоративная кукла. | 5 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
Класс: 5
Учитель: Белова Н.В.
Количество часов за год:
всего: 35
в неделю: 1
Планирование составлено на основе: программы « Изобразительное искусство. 5-8 классы» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского, Авторы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских- М.: Просвещение, 2015
Учебник: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. _ М.: Просвещение, 2017.
Календарно – тематическое планирование
«Изобразительное искусство» 5 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
план | факт | предметные | метапредметные | личностные |
Раздел I. Древние корни народного искусства – 8 часов |
1 | 5.09 | | Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. | 1 | Научатся характеризовать особен-ности уникального народного искус-ства, семантическое значение тради-ционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; Получат возможность научиться: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: пользоваться языком изобразительного искусства; донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме. | Осознают потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художест-венной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. |
2 | 12.09 | | Убранство русской избы. | 1 | Научатся создавать эскизы декора-тивного убранства русской избы; Получат возможность научиться: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | Регулятивные: работать по предложенному учителем плану. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: пользоваться языком изобразительного искусства; оформить свою мысль в устной форме. | Проявляют активное отношения к традициям художественной культуры как смысло-вой, эстетической и личностно-значимой ценности. |
2 | 19.09 | | Внутренний мир русской избы. | 1 | Научатся создавать цветовую компо-зицию внутреннего убранства избы; Получат возможность научиться: активно использовать язык изобра-зительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: добывать новые знания: на-ходить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать высказывания собеседников. | Освоение художествен-ного наследия народов России и мира, творчес-кой деятельности эстети-ческого характера. |
4-5 | 26.09 3.10 | | Конструкция и декор предметов народного быта. | 2 | Научатся определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения с опорой на народные традиции; Получат возможность научиться: активно использовать язык изобра-зительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные: пользоваться языком изобрази-тельного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме. | Осваивают творческую деятельность эстетического характера |
6 | 10.10 | | Русская народная вышивка. | 1 | Научатся создавать самостоятель-ные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; Получат возможность научиться: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; | Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать высказывания собеседников. | Выражают эстетическое, эмоционально-ценност-ное видение окружаю-щего мира; Осваивают творческую деятельность эстетического характера |
7 | 17.10 | | Народный праздничный костюм. | 1 | Научатся создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; Получат возможность научиться: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме. | Осваивают творческую деятельность эстетического характера |
8 | 24.10 | | Народные праздничные обряды. | 1 | Научатся раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; Получат возможность научиться: н активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: пользоваться языком изобразительного искусства: оформить свою мысль в устной форме. | Выражают активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. |
Раздел II. Связь времен в народном искусстве – 11 часов |
9-10 | 7.11 14.11 | | Древние образы в современных народных игрушках. | 2 | Научатся распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; Получат возможность научиться: определять произведения разных народных промыслов. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать высказывания собеседников. | Выражают активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. |
11-12 | 21.11 28.11 | | Искусство Гжели. | 2 | Научатся различать и характери-зовать несколько народных художественных промыслов России; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; Получат возможность научиться: определять произведения разных народных промыслов. применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; учаться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме; слушать и понимать высказывания собеседников. | Проявляют потребность в общении с художест-венными произведения-ми. Осваивают творческую деятельность эстетического характера |
13-14 | 5.12 12.12 | | Городецкая роспись. | 2 |
15-16 | 19.12 26.12 | | Хохлома. | 2 |
17-18 | 16.01 23.01 | | Жостово. Роспись по металлу. | 2 |
19 | 30.01 | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 | Научатся находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; Получат возможность научиться: называть и характеризовать произведения изобразительного искусства. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать высказывания собеседников. | Выражают активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. |
Раздел III. Декор – человек, общество и время – 7 часов. |
20 | 6.02 | | Зачем людям украшения. | 1 | Научатся умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); Получат возможность научиться: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения; активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания учебных предметов | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: пользоваться языком изобра-зительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме. | Осваивают основы художественной культуры как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. Осваивают творческую деятельность эстетического характера. |
21-22 | 13.02 20.02 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 |
23 | 27.02 | | Одежда говорит о человеке. | 1 |
24-25 | 5.03 12.03 | | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 2 | Научатся выстраивать декоративные, орнаментальные композиции. Получат возможность научиться: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументи-ровать свою точку зрения. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные: пользоваться языком изобра-зительного искусства; оформить свою мысль в устной форме. | Выражают активное отношение к традициям художественной культу-ры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. |
26 | 19.03 | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение. | 1 | Научатся умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); Получат возможность научиться: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. | Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме. | Осваивают основы художественной культуры, как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. |
Раздел IV. Декоративное искусство в современном мире – 9 часов. | 19.04 |
27 | 2.04 | | Современное выставочное искусство (художественная керамика, стекло). | 1 | Научатся умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); Получат возможность научиться: различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; | . Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: слушать и понимать высказывания собеседников. | Проявляют потребность в общении с художест-венными произведения-ми, проявляют активное отношения к традициям художественной культу-ры как смысловой, эстетической и личност-но-значимой ценности. Осваивают творческую деятельность эстетического характера |
28 | 9.04 | | Современное выс-тавочное искусство (ковка, литьё). | 1 |
29 | 16.04 | | Современное выс-тавочное искусство (гобелен). | 1 |
30 | 23.04 | | Современное выставочное искусство (батик). | 1 |
31-35 | 30.04 7.05 14.05 21.05 28.05 | | Ты сам мастер: панно; коллаж; витраж; ваза; декоративная кукла. | 5 | Научатся владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; Получат возможность научиться: применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; | Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме. | Осваивают творческую деятельность эстетического характера |
Из 35 часов по АООП ООО запланировано 35 часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год. Программа реализуется полностью.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методический комплекс
Программа « Изобразительное искусство. 5-8 классы» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского, Авторы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских- М.: Просвещение, 2015
Учебник: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. _ М.: Просвещение, 2017.
Литература:
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед.училищ. – М.: Просвещение, 1980.
Паранюшкин Р.В. Техника рисунка / Р.В. Паранюшкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007