Рабочая программа
по изобразительному искусству
на 2019/2020 учебный год
класс 2 «А»
Составитель: Токмакова А.М.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем видеть и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, и др.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты обучающихся:
знать некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
знать известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь);
знать ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет, пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия,
аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Содержание внутрипредметного модуля
ходе освоения модуля «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (Натюрморт. Пейзаж. Историческая картина. Бытовая картина. Портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.
Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)
ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт. Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части.
Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)».
Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.
В. Поленов. «Московский дворик». Работа с названием картины и выявление того, чем хотел поделиться художник. Путешествие внутри картины по дорожкам, которые обнаруживают зрители, описывая, где она расположена и в чем ее значение для
обитателей этого дворика\улицы. Что там, за границами дворика? Какие звуки можно услышать во дворе\улице? Чем примечателен городок?
И. Левитан. «Свежий ветер. Волга». Цвета, создающие впечатление свежести летнего ветреного дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции. Ощущение праздника. Наблюдение деталей, создающих ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение) с целью определения выразительных средств для создания нужного образа.
Б. Кустодиев. «Морозный день». Городские постройки. Первые этажи, их назначение и обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега.
Б. Кустодиев. «Масленица». Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.
В. Маковский «Две сестры (Две дочери)». Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.
В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная». Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях персонажей на картине.
А.А.Киселёв «Усадьба в Туапсе». Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.
П. Федотов. «Сватовство майора». Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.
К. Брюллов. «Последний день Помпеи». Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе». Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.
М.В. Нестеров. «Три старца». Фигуры старцев, их руки. Выводы-суждения о возрасте старцев, подтверждение деталями на репродукции.
Изображение мира северной природы. Краски (яркость/приглушенность). Время года: деталь для подтверждения приметы наступления осени. Предположение, в течение какого времени уже сидят старцы. Их связь с миром природы (фрагмент с лисой, безбоязненно вышедшей из леса). Работа с фрагментами картины. Цветовой контраст
Тематическое планирование по изобразительному искусству
| | | | | | Количес | |
№ п/п | Раздел | Тема урока | тво | |
| | | | | | часов | |
1 | (пластических | | | | Лето в произведениях художников | 1 | |
2 | ) | | Многоцветье земли в произведениях художников | 1 | |
| | | | |
3 | | | | | Экспериментируй с красками и кисточками. | 1 | |
| | | | Подивись палитре и форме сокровищ земли | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
4 | | | | | И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт | 1 | |
(1 модуль) | | | | | | |
| искусств9часов | | | |
5 | изобразительных | В мастерской мастера-гончара. Как любуются | 1 | |
формой живописцы и графики | |
| | | | |
| | | | | | |
6 | | | | | Экспериментируй с графическими материалами | 1 | |
7 | | | | | Экспериментируй с палитрой цветовых контрастов | 1 | |
| | | | | В мастерской мастера-игрушечника. В мастерской | | |
8 | | | | | художника Гжели. Фантазируй волшебным | 1 | |
| Мир | | | | гжельским мазком | | |
9 | | | | Цвет красный- прекрасный. Как белый и черный | 1 | |
| | | | | | |
| | | | | цвета создают образ | | |
10 | | | | | Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» | | |
Художественныйязыкизобразительного | | | | 1 | |
(2 модуль) | искусства | (10часов) | | |
| | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
11 | | | | | Маска, ты кто? Радость зимнего праздника | 1 | |
12 | | | | | Мастера русского зодчества. Зимняя прогулка. | 1 | |
| | | | Измени яркий цвет белилами | |
| | | | | | |
13 | | | | | Б. Кустодиев. «Морозный день» | 1 | |
(3 модуль) | | | | | | |
| | | | | | |
14 | | | | | Русские изразцы. О чем рассказала русская печь | 1 | |
15 | | | | | Русское поле. Доблестные воины в произведениях | 1 | |
| | | | русских художников | |
| | | | | | |
16 | | | | | Образ русской женщины в искусстве | 1 | |
17 | | | | | Сказки А.С. Пушкина в творчестве художников | 1 | |
| | | | Палеха | |
| | | | | | |
18 | | | | | Как передать радость и веселье в произведениях | 1 | |
| | | | изобразительного искусства | |
| | | | | | |
19 | | | | | Натюрморты из предметов старинного быта | 1 | |
20 | | | | | Весна разноцветная. Гостинец с весенней ярмарки | | |
Художественноетворчествоиего | | | | | |
| | | | | |
21 | связьсокружающейжизнью | | Братья наши меньшие | 1 | |
22 | | Б. Кустодиев. «Масленица» | 1 | |
(8 модуль) | (15часов) | | |
| | |
(4 модуль) | | | | | | | |
23 | | | | | Цветут цветы в орнаментах народов мира | 1 | |
24 | | | | | В. Маковский. «Две матери. Мать приемная и | 1 | |
(5 модуль) | | | | | родная» | |
| | | | | |
25 | | | | | В. Маковский. «Две сестры (Две дочери)» | 1 | |
(6 модуль) | | | | | |
| | | | | | |
26 | | | | | А.А.Киселёв «Усадьба в Туапсе» | 1 | |
(7 модуль) | | | | | | |
| | | | | | |
27 | | | | | И. Левитан. «Свежий ветер. Волга» | 1 | |
| | | | | | | |
28 | | | | | Космические фантазии. | 1 | |
29
(9 модуль)
30
(10 модуль)
31
(11 модуль)
32
33
(12 модуль)
34
(13 модуль)
В. Поленов. «Московский дворик» | 1 |
| |
П. Федотов. «Сватовство майора» | 1 |
| |
К. Брюллов. «Последний день Помпеи» | 1 |
| |
Промежуточная аттестация в форме итоговой | 1 |
творческой работы | |
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в | 1 |
старом городе» | |
М.В. Нестеров. «Три старца» | 1 |
| |