II. Пояснительная записка
Рабочая программа для первого класса предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью и учебника для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2015 г.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности и творческих способностей ребенка.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основныезадачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно- двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
Эти виды деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, трудовое обучение, окружающий мир, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Прежде чем приступить к занятиям изобразительного искусства, учащихся необходимо к ним подготовить.
Главная задача подготовительных занятий — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно- двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с бсновными геометрическими формами.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
Беседы об изобразительном искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
III. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на
темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их
изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть
гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских
работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с
произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
IV. Описание места предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, начиная со 2 четверти. Курс рассчитан на 25 часов (25 учебных недель) в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».
V. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
VI. Результаты освоения учебного предмета и области развития жизненной компетенции
Академический компонент:
обучающиеся должны научиться:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Жизненные компетенции.
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках изобразительного искусства позволяет учащимся получать следующие умения:
уважительно относиться к культуре другого народа;
понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
понимать место и роль изобразительного искусства в других искусствах (театре, кино, телевидении);
работать с инструментами при выполнении рисунка;
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;
овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами;
экономно расходовать материалы;
осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка;
контролировать свои действия;
работать по инструкциям, алгоритму;
анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя;
определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;
оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;
адекватно оценивать собственные мысли, действия и поведение других людей;
работать самостоятельно.
VII. Содержание учебного предмета
Рисование с натуры
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных
росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),
знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Бродский И. Опавшие листья.
Ван дер Гус Г. Алтарь Портинари.
Васильев Ф. Камни. Сушка сетей; Оттепель.
Васнецов В. Снегурочка.
Васнецов Ю. Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот,
петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока.
Веселов С. Миска «Пряник».
Врубель М. Царевна-Лебедь.
Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.
Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.
Дейнека А. После дождя. Озеро Сенеж.
Каменский Ф. Молодой скульптор.
Коровин К. Зимой.
Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.
Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга.
Кугач Е. Праздничный натюрморт.
Куинджи А. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.
Кукунов М. Волк; Сова.
Купецио К. Анютины глазки.
Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.
Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони.
Лентулов А. Овощи. Натюрморт.
ОпекушинА. Памятник А. С. Пушкину в Москве.
Остроухов И. Золотая осень.
Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.
Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Репин И. Автопортрет.
Решетников Ф. Прибыл на каникулы.
Ромадин Н. Розовый вечер.
Рябушкин А. Зимнее утро.
Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели.
Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.
Сидоров В. Тихая моя родина.
Сомов К. Лето. Вечерние тени.
Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.
Фалалеева Л. Дед тянет репку.
Фирсов И. Юный живописец.
Хруцкий И. Цветы и плоды.
Чарушин Е. Колобок.
Шишкин И. Осень.
Юон К. Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво.
VIII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п | Кол-во уроков | Дата урока | Тема урока | Академический компонент | Область развития жизненной компетенции |
1 | 1 | | Радуга и праздник красок Рисование на тему | организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось): различать и называть цвета; узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. | - уважительно относиться к культуре другого народа; - понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; - понимать место и роль изобразительного искусства в других искусствах (театре, кино, телевидении); - работать с инструментами при выполнении рисунка; - применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности; - овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями. - соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами; - экономно расходовать материалы; -осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка; - контролировать свои действия; - работать по инструкциям, алгоритму; - анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя; - определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями; - оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя); - употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов; - общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата; - ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях; - адекватно оценивать собственные мысли, действия и поведение других людей; - работать самостоятельно; |
2 | 1 | | Декоративно-прикладное искусство Беседа |
3 | 1 | | Волшебные листья и годы Декоративная работа |
4 | 1 | | Красота орнаментов из геометрических фигур Декоративная работа |
5 | 1 | | Волшебные превращения геометрических фигур Художественное конструирование и дизайн |
6 | 1 | | Красота орнаментов из растительных форм Декоративная работа |
7 | 1 | | Волшебный узор Декоративная работа |
8 | 1 | | Волшебные краски осеннего дерева Рисование по памяти или по представлению |
9 | 1 | | Золотые краски осени Рисование с натуры |
10 | 1 | | Красота формы осенних листьев Лепка |
11 | 1 | | Осенние подарки. Овощи Лепка. |
12 | 1 | | Осенние подарки. Овощи и фрукты Рисование с натуры |
13 | 1 | | Сказка про осень Рисование на тему |
14 | 1 | | Новогодняя ёлка Рисование на тему |
15 | 1 | | В мире красоты Декоративная работа |
16 | 1 | | В гостях у сказки Иллюстрирование |
17-18 | 2 | | Мы рисуем зимние деревья Рисование по памяти или по представлению |
19-20 | 2 | | Красавица зима Рисование на тему |
21-22 | 2 | | Красота обычных вещей. Круг. Кольцо. Овал Художественное конструирование и дизайн |
23-24 | 2 | | Герои любимых сказок Иллюстрирование |
25-26 | 2 | | Встречаем весну-красну Декоративная работа |
27-28 | 2 | | Птицы прилетели Лепка |
29-30 | 2 | | Весенний день Рисование на тему |
31-32 | 2 | | Красота вокруг нас. Весенние цветы Рисование с натуры |
33 | 1 | | Здравствуй, лето Рисование на тему |
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов. |
1 | В мире волшебных красок | 10 |
2 | Мы готовимся к празднику | 4 |
3 | Красота вокруг нас | 9 |
4 | Встреча с весной | 10 |
| Итого | 33 |
IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечныйфонд (книгопечатнаяпродукция) |
Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству для 1-4 классов (программа, учебники), | К | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. | П | |
(справочники, справочники-определители, энциклопедии об изобразительном искусстве, природе, труде людей…) | П | |
Печатные пособия |
Таблицы (комплекты) | Д | |
| Д | |
| Д | Репродукции картин |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Д | |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | Д | |
Магнитная доска. | Д | |
Персональный компьютер | Д | |
Мультимедийный проектор. | Д | |
Экранно-звуковые пособия |
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Изобразительное искусство» | Д | |
Видеофильмы соответствующего содержания | Д | |
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
| Д | |
| Д | |
Фотографии и иллюстрации животных. | Д | |
Репродукции картин разных художников. | Д | |
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). | Д | |
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках) | Д | |
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. | Д | |
Муляжи овощей, грибов, фруктов. | Д | |
Натуральные объекты |
Гербарии культурных и дикорастущих растений. | Д | |
Живые объекты ( комнатные растения) | Д | |
Оборудование класса |
Ученические столы | К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Стол учительский | Д | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | Д | |
Настенные доски | Д | |
Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К | |
Игры и игрушки |
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Изобразительному искусству» | П | |
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. | П | |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | К | |
Методические пособия для учащихся:
Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.;
Учебно-методическое обеспечениедля учителя:
Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
Программа по курсу «Изобразительное искусство»:
Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство - М.: Дрофа, 2013г.
X. Поурочное календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Часы | Цели урока | Планируемые результаты | Рекомендуемые приёмы работы | Дата | Беседы Региональлный компонент (РК) | Обратная связь |
В мире волшебных красок |
1. | Радуга и праздник красок Рисование на тему | 1ч. | Познакомить с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков ИЗО, последовательным расположением цветов в спектре; дать представление о живописи; формировать навыки и умения организации рабочего места; развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве; воспитывать интерес к предмету. | Знать правила работы с материалами и инструментами; знать последовательность расположения цветов в спектре; умение организовать своё рабочее место. | Вступительное слово; беседа; слушание музыки; знакомство с материалами и инструментами; знакомство с правилами организации рабочего места; беседа; демонстрация приёмов работы; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | Беседа «Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека». РК Красота цвета в природе нашего края. | Нарисовать радугу. ИКТ |
2. | Декоративно-прикладное искусство Беседа | 1ч. | Продолжить формирование навыков организации рабочего места; дать первичные представления о декоративно-прикладном искусстве; учить технике акварельной живописи; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность. | Знать о декоративно-прикладном искусстве ; знание правил работы с акварельными красками; умение работать акварельными красками; умение наблюдать. | Проверка готовности учащихся к уроку; беседа; знакомство с декоративно-прикладным искусством; дидактическая игра; знакомство с цветом предметов; приёмы работы с акварелью; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | РК. Декоративное искусство у нас в доме | ИКТ |
3. | Волшебные листья и годы Декоративная работа | 1ч. | Учить выполнять изображения с натуры, различать оттенки красок, смешивать краски; познакомить с понятием «композиция»; развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов; воспитывать аккуратность, уважение к труду. | Умение выполнять изображение с натуры, смешивать краски; знать значение понятия «композиция»; умение анализировать форму, цветовую окраску предметов. | Словесно-иллюстративный рассказ; рассматривание и описание матрёшек; анализ форм; изучение цвета фруктов; композиция рисунка; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; итог урока. | | Беседа "Музей игрушки в Сергиевом Посаде" | Выполнить рисунок матрёшки ИКТ |
4 | Красота орнаментов из геометрических фигур Декоративная работа | 1ч. | Ознакомить с понятием орнамент; учить выполнять орнамент, различать геометрический орнамент; развивать умение анализировать форму и цветовую окраску овощей; воспитывать интерес к предмету. | Умение выполнять геометрический орнамент ; различать оттенки красок; анализировать форму и цветовую окраску; знать правила работы с акварельными красками. | Проверка готовности учащихся к уроку; рассказ учителя об орнаменте; беседа; определение орнамента; определение цвета; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | РК Найти дома вещи, на которых есть орнамент. Расскажи об этих вещах | Выполнить рисунок геометрического орнамента ИКТ |
5 | Волшебные превращения геометрических фигур Художественное конструирование и дизайн | 1ч. | Учить выполнять аппликацию из геометрических фигур; развивать наблюдательность; содействовать воспитанию эстетической восприимчивости. | Умение выполнять из геометрических фигур ; умение работать с цветной бумагой, ножницами и клеем; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; беседа; актуализация знаний учащихся; беседа о геометрических фигурах; этапы выполнения работы; практическая работа; подведение итога урока. | | | Выполнить аппликацию из геометрических фигур |
6 | Красота орнаментов из растительных форм Декоративная работа | 1ч. | Познакомить с орнаментом из растительных форм ; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей об орнаментах; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия. | Знание об орнаментах растительных и геометрических форм; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками. | Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | Беседа «Орнамент из растительных форм». | Выполнить рисунок орнамента из растительных форм ИКТ |
7. | Волшебный узор Декоративная работа | 1ч. | Познакомить с Хохломой одним из видов декоративно-прикладного искусства; учить приёмам выполнения хохломской росписи; обучать навыкам композиционного решения рисунка; воспитывать аккуратность. | Знание видов декоративно-прикладного искусства; знать приёмы выполнения хохломской росписи; композиционно выстраивать свой рисунок. | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; рассматривание работ, выполненных в технике хохломской росписи; этапы выполнения работы; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | Беседа «Хохломская роспись». РК. Красота осенней природы нашего края. | Выполнить рисунок с элементами хохломской росписи |
8. | Волшебные краски осеннего дерева Рисование по памяти или по представлению | 1ч. | Познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художников И.Грабаря, И.Шишкина ; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках осени; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия. | Знание о жанрах изобразительного искусства; о творчестве И.Шишкина; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками. | Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; анализ репродукции И.Шишкина "Осень"; сравнение пейзажей И.Шишкина и И.Грабаря; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | Беседа «Жанры изобразительного искусства». | Вылепить рисунок осеннего дерева |
9. | Золотые краски осени Рисование с натуры | 1ч. | Познакомить с творчеством художников И.Остроухова и И.Бродского; продолжить формирование графических навыков; развивать наблюдательность, творческую активность; воспитывать чувство доброты и отзывчивости к природе. | Знать о творчестве художников; умение работать карандашом и акварельными красками; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; анализ репродукции И.Остроухова "Золотая осень"; сравнение пейзажей И.Остроухова и И.Бродского; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | Беседа Красота осенней природы нашего города | Выполнить рисунок осеннего листка. ИКТ |
10. | Красота формы осенних листьев Лепка | 1ч. | Дать представление об образных особенностях работы над изображением в объёме; учить приёмам работы с пластилином; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность организованность, самостоятельность, эстетический вкус. | Знать об особенностях работы над изображением в объёме; знание приёмов работы с пластилином; умение наблюдать; умение лепить веточку с листочками | Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; организация рабочего места; актуализация знаний учащихся; приёмы работы с пластилином; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | РК. Где в наши дни применяется глина и пластилин | Слепить веточку с листочками Проект Пейзаж из осенних листьев или Любимые буквы из сказочного алфавита |
Мы готовимся к празднику |
11 | Осенние подарки. Овощи Лепка. | 1ч. | Дать представление об образных особенностях работы над изображением в объёме; учить приёмам работы с пластилином; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность организованность, самостоятельность, эстетический вкус. | Знать об особенностях работы над изображением в объёме; знание приёмов работы с пластилином; умение наблюдать; умение лепить овощи и фрукты. | . Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; организация рабочего места; актуализация знаний учащихся; приёмы работы с пластилином; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | РК. Что растёт на нашей грядке? | Слепить овощи и фрукты |
12 | Осенние подарки. Овощи и фрукты Рисование с натуры | 1ч. | Познакомить с творчеством художника В.Стожарова и В.Серова; формировать умения и навыки в изображении натюрморта; способствовать развитию детского воображения. | Знать о творчестве художника В.Стожарова и В.Серова; умение графически передавать изображение овощей и фруктов; умение работать карандашом и акварельными красками. | Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | Беседа «Творчество художника В.Стожарова». Беседа «Творчество В.Серова». | Выполнить натюрморт из овощей и фруктов. ИКТ |
13 | Сказка про осень Рисование на тему | 1ч. | Познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художника И.И.Левитана; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках осени; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия | Знание о жанрах изобразительного искусства; о творчестве И.И.Левитана; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками. | Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; анализ репродукции И.И.Левитана «Золотая осень»; сравнение пейзажей И.И.Левитана и И.С.Остроухова; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | Беседа «Жанры изобразительного искусства». Беседа «Творчество И.И.Левитана». | Выполнить рисунок «Осенний пейзаж». ИКТ |
14. | Новогодняя ёлка Рисование на тему | 1ч. | Познакомить с творчеством художников Ф.Решетникова и Б.Кустодиева; формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы от общего к прорисовке деталей; способствовать развитию детского воображения. | Знать о творчестве художников; умение графически передавать изображение предметов сложной формы; умение работать карандашом и акварельными красками. | Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | РК Новогодние праздники в нашем городе. | Выполнить рисунок «Новогодняя ёлка». к сказке "Снегурочка" Проект Фигура из снега фото ИКТ |
Красота вокруг нас |
15 | В мире красоты Декоративная работа | 1ч. | Познакомить с народным промыслом кружевных узоров Вологды, Ельца, Мценска и Михайлова; формировать умения и навыки изображений белоснежных узоров снежинок; развивать наблюдательность; воспитывать доброту и бережное отношение к живой природе. | Умение выполнять изображения снежинок; наблюдать; бережно относиться к живой природе. | Проверка готовности к уроку; знакомство с творчеством народных мастеров Вологды, Ельца, Мценска и Михайлова; слушание музыки; практическая работа; выставка работ; подведение итога урока. | | | Рисование снежинок ИКТ |
16 | В гостях у сказки Иллюстрирование | 1ч. | Познакомить с творчеством художников В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве; развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка. | Знать о творчестве В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова; знание о роли фантазии в искусстве; умение графически передавать пропорции сложных по форме предметов; умение композиционно выстраивать свой рисунок; умение работать с акварельными красками. | Проверка готовности учащихся к уроку; беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | Беседа «Жанр портретной живописи». | Выполнить портрет мамы. ИКТ |
17 | Мы рисуем зимние деревья Рисование по памяти или по представлению | 1ч. | Познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художников И.Грабаря, А.Пластова ; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках осени; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия. | Знание о жанрах изобразительного искусства; о творчестве А.Пластова; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками. | Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; анализ репродукции А.Пластова "Первый снег"; сравнение пейзажей А.Пластова и И.Грабаря; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | Беседа Зимние деревья нашего города | Рисование картины "Зимние деревья" |
18-19 | Красавица зима Рисование на тему | 2ч. | Познакомить с творчеством художников А.Рябушкина, К.Коровина; продолжить формирование графических умений и навыков; развивать навыки композиционного решения рисунка; дать представление о красках зимы; способствовать развитию детского воображения и эстетического восприятия. | Знание о творчестве художников А.Рябушкина,К.Коровина; умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; иметь представление о красках зимы. | Проверка готовности учащихся к уроку; анализ репродукций картин А.Рябушкина, К.Коровина; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | Беседа «Творчество художников А.Рябушкина, К.Коровина ». РК. Красота зимней природы нашего края. | Выполнить рисунок на тему «Красавица зима». ИКТ |
20-21 | Красота обычных вещей. Круг. Кольцо. Овал Художественное конструирование и дизайн | 2ч. | Закрепить графические умения и навыки; активизировать творческое воображение учащихся для решения изобразительной задачи; содействовать воспитанию чувства уважения к старшему поколению, любви к Родине. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно выполнять работу | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; этапы выполнения работы; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | | Выполнить ребристую игрушку ИКТ |
22-23 | Герои любимых сказок Иллюстрирование | 2ч. | Познакомить с творчеством художников В.Васнецова и Б.Рачёва; дать представление о роли фантазии в искусстве; развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников В.Васнецова и Б.Рачёва умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; знакомство с творчеством художников В.Васнецова и Б.Рачёва; устное рисование; этапы выполнения рисунка; практичес-кая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | Беседа «Творчество художников В.Васнецова и Б.Рачёва». | Нарисовать портрет сказочного героя ИКТ Проект Сказка в 4-х картинах |
Встреча с весной |
24-25 | Встречаем весну-красну Декоративная работа | 2ч. | Продолжить формирование приемов свободной кистевой росписи; развивать навыки композиционного решения рисунка; воспитывать интерес к традициям своего народа. | Знание приёмов свободной кистевой росписи; знать о традициях своего народа; умение пользоваться кистью и акварельными красками; умение использовать различные приёмы рисования. | Проверка готовности к уроку; изучение нового материала; беседа; приёмы выполнения розана методом примакивания; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; | | РК Традиции народов нашего края. | Выполнить цветочный узор в круге в технике хохломской росписи. |
26-27 | Птицы прилетели Лепка | 2ч. | Дать представление об образных особенностях работы над изображением в объёме; учить приёмам работы с пластилином; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность организованность, самостоятельность, эстетический вкус. | Знать об особенностях работы над изображением в объёме; знание приёмов работы с пластилином; умение наблюдать; умение лепить дымковскую уточку | Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; организация рабочего места; актуализация знаний учащихся; приёмы работы с пластилином; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | Беседа «Изображение птиц в народном творчестве». | Дымковская уточка |
28-29 | Весенний день Рисование на тему | 2ч. | Познакомить с творчеством художников К.Юона, Ф.Васильева, А.Саврасова; продолжить формирование графических умений и навыков; развивать навыки композиционного решения рисунка; дать представление о красках весны; способствовать развитию детского воображения и эстетического восприятия. | Знание о творчестве художников К.Юона, Ф.Васильева, А.Саврасова; умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; иметь представление о красках весны. | Проверка готовности учащихся к уроку; анализ репродукций картин К.Юона, Ф.Васильева, А.Саврасова; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока. | | Беседа «Творчество художников К.Юона, Ф.Васильева, А.Саврасова». | Выполнить рисунок на тему «Весенний день». ИКТ |
30-31 | Красота вокруг нас. Весенние цветы Рисование с натуры | 2ч. | Продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | РК Первоцветы нашего края | Рисование тюльпана |
32-33 | Здравствуй, лето Рисование на тему | 2ч | Продолжить формирование графических умений и навыков; познакомить с творчеством художников А.Пластова, И.Левитана; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к живой природе. | Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников А.Пластова, И.Левитана; умение наблюдать. | Проверка готовности к уроку; знакомство с творчеством художников А.Пластова, И.Левитана; устное рисование; этапы выполнения рисунка; практичес-кая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока. | | Беседа «Творчество художников А.Пластова, И.Левитана». | Выполнить рисунок на тему «Здравствуй, лето». Подготовить рассказ о своей любимой картине, принести репродукцию этой картины. ИКТ |