СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс 8 вид

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс 8 вид»

II. Пояснительная записка


Рабочая программа для первого класса предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью и учебника для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2015 г.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности и творческих способностей ребенка.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основныезадачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно- двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

  • декоративное рисование,

  • рисование с натуры,

  • рисование на темы,

  • беседы об изобразительном искусстве.

Эти виды деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, трудовое обучение, окружающий мир, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Прежде чем приступить к занятиям изобразительного искусства, учащихся необходимо к ним подготовить.

Главная задача подготовительных занятий — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно- двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с бсновными геометрическими формами.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

Беседы об изобразительном искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

III. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

  • единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

  • яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;

  • система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

  • направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на

темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.

В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их

изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.

Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.

В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.

Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.

Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть

гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских

работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.

Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с

произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.

Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

IV. Описание места предмета в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, начиная со 2 четверти. Курс рассчитан на 25 часов (25 учебных недель) в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».

V. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


VI. Результаты освоения учебного предмета и области развития жизненной компетенции

Академический компонент:

  • обучающиеся должны научиться:

  • организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;

  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):

  • различать и называть цвета;

  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

  • передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Жизненные компетенции.

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках изобразительного искусства позволяет учащимся получать следующие умения:

  • уважительно относиться к культуре другого народа;

  • понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

  • понимать место и роль изобразительного искусства в других искусствах (театре, кино, телевидении);

  • работать с инструментами при выполнении рисунка;

  • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;

  • овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

  • соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами;

  • экономно расходовать материалы;

  • осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка;

  • контролировать свои действия;

  • работать по инструкциям, алгоритму;

  • анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя;

  • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;

  • оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя);

  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;

  • общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

  • адекватно оценивать собственные мысли, действия и поведение других людей;

  • работать самостоятельно.



VII. Содержание учебного предмета


Рисование с натуры

Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.

Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.

Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.

Декоративная работа

Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных

росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),

знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.

Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.

Лепка

Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

Беседы

Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.

Рекомендуемые произведения

Бродский И. Опавшие листья.

Ван дер Гус Г. Алтарь Портинари.

Васильев Ф. Камни. Сушка сетей; Оттепель.

Васнецов В. Снегурочка.

Васнецов Ю. Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот,

петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока.

Веселов С. Миска «Пряник».

Врубель М. Царевна-Лебедь.

Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.

Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.

Дейнека А. После дождя. Озеро Сенеж.

Каменский Ф. Молодой скульптор.

Коровин К. Зимой.

Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.

Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга.

Кугач Е. Праздничный натюрморт.

Куинджи А. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.

Кукунов М. Волк; Сова.

Купецио К. Анютины глазки.

Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.

Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони.

Лентулов А. Овощи. Натюрморт.

ОпекушинА. Памятник А. С. Пушкину в Москве.

Остроухов И. Золотая осень.

Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.

Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика!

Репин И. Автопортрет.

Решетников Ф. Прибыл на каникулы.

Ромадин Н. Розовый вечер.

Рябушкин А. Зимнее утро.

Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели.

Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.

Сидоров В. Тихая моя родина.

Сомов К. Лето. Вечерние тени.

Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.

Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.

Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.

Фалалеева Л. Дед тянет репку.

Фирсов И. Юный живописец.

Хруцкий И. Цветы и плоды.

Чарушин Е. Колобок.

Шишкин И. Осень.

Юон К. Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво.




VIII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


п/п

Кол-во

уроков

Дата

урока

Тема урока

Академический компонент

Область развития жизненной компетенции

1

1


Радуга и праздник красок

Рисование на тему

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

ориентироваться на плоскости листа бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):

различать и называть цвета;

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.


- уважительно относиться к культуре другого народа;

- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

- понимать место и роль изобразительного искусства в других искусствах (театре, кино, телевидении);

- работать с инструментами при выполнении рисунка;

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;

- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

- соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами;

- экономно расходовать материалы;

-осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка;

- контролировать свои действия;

- работать по инструкциям, алгоритму;

- анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя;

- определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;

- оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя);

- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;

- общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

- адекватно оценивать собственные мысли, действия и поведение других людей;

- работать самостоятельно;


2

1


Декоративно-прикладное искусство

Беседа

3

1


Волшебные листья и годы

Декоративная работа

4

1


Красота орнаментов из геометрических фигур

Декоративная работа

5

1


Волшебные превращения геометрических фигур

Художественное конструирование и дизайн

6

1


Красота орнаментов из растительных форм

Декоративная работа

7

1


Волшебный узор

Декоративная работа

8

1


Волшебные краски осеннего дерева

Рисование по памяти или по представлению

9

1


Золотые краски осени

Рисование с натуры

10

1


Красота формы осенних листьев

Лепка

11

1


Осенние подарки. Овощи

Лепка.


12

1


Осенние подарки. Овощи и фрукты

Рисование с натуры

13

1


Сказка про осень

Рисование на тему


14

1


Новогодняя ёлка

Рисование на тему

15

1


В мире красоты

Декоративная работа

16

1


В гостях у сказки

Иллюстрирование

17-18

2


Мы рисуем зимние деревья

Рисование по памяти или по представлению

19-20

2


Красавица зима

Рисование на тему

21-22

2


Красота обычных вещей. Круг. Кольцо. Овал

Художественное конструирование и дизайн

23-24

2


Герои любимых сказок

Иллюстрирование

25-26

2


Встречаем весну-красну

Декоративная работа

27-28

2


Птицы прилетели

Лепка

29-30

2


Весенний день

Рисование на тему

31-32

2


Красота вокруг нас. Весенние цветы

Рисование с натуры

33

1


Здравствуй, лето

Рисование на тему


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов.

1

В мире волшебных красок

10

2

Мы готовимся к празднику

4

3

Красота вокруг нас

9

4

Встреча с весной

10


Итого

33



IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечныйфонд (книгопечатнаяпродукция)

  • Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству для 1-4 классов (программа, учебники),

К





Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

  • Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

П




  • Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об изобразительном искусстве, природе, труде людей…)

П





Печатные пособия

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома

  • Гжель

  • Урало-сибирская роспись

  • Полхов-Майдан

  • Мезенская роспись

  • Дымковская игрушка

  • Жостово

  • Декоративно-прикладное искусство.

Д




  • Плакаты по основным темам изобразительного искусства

Д



  • Портреты художников

Д


Репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Д


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Д




Магнитная доска.

Д


Персональный компьютер

Д


Мультимедийный проектор.

Д


Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Изобразительное искусство»

Д




Видеофильмы соответствующего содержания

Д


Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д



  • Серии фотографий и иллюстраций природы

Д


Фотографии и иллюстрации животных.

Д


Репродукции картин разных художников.

Д


Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

Д


Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

Д


Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Д


Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Д


Натуральные объекты

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Д


Живые объекты ( комнатные растения)

Д


Оборудование класса

Ученические столы

К


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский

Д


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Д


Настенные доски

Д


Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К


Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Изобразительному искусству»

П




Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

П


Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К




Методические пособия для учащихся:

Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.;

Учебно-методическое обеспечениедля учителя:

Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.


Программа по курсу «Изобразительное искусство»:

Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство - М.: Дрофа, 2013г.



X. Поурочное календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Часы

Цели урока

Планируемые результаты

Рекомендуемые приёмы работы

Дата

Беседы

Региональлный компонент (РК)

Обратная связь

В мире волшебных красок

1.

Радуга и праздник красок

Рисование на тему


1ч.

Познакомить с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков ИЗО, последовательным расположением цветов в спектре; дать представление о живописи; формировать навыки и умения организации рабочего места; развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве; воспитывать интерес к предмету.

Знать правила работы с материалами и инструментами; знать последовательность расположения цветов в спектре; умение организовать своё рабочее место.

Вступительное слово; беседа; слушание музыки; знакомство с материалами и инструментами; знакомство с правилами организации рабочего места; беседа; демонстрация приёмов работы; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока.


Беседа «Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека».

РК Красота цвета в природе нашего края.

Нарисовать радугу.




ИКТ

2.

Декоративно-прикладное искусство

Беседа

1ч.

Продолжить формирование навыков организации рабочего места; дать первичные представления о декоративно-прикладном искусстве; учить технике акварельной живописи; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность.

Знать о декоративно-прикладном искусстве ; знание правил работы с акварельными красками; умение работать акварельными красками; умение наблюдать.

Проверка готовности учащихся к уроку; беседа; знакомство с декоративно-прикладным искусством; дидактическая игра; знакомство с цветом предметов; приёмы работы с акварелью; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.


РК. Декоративное искусство у нас в доме



ИКТ

3.

Волшебные листья и годы

Декоративная работа

1ч.

Учить выполнять изображения с натуры, различать оттенки красок, смешивать краски; познакомить с понятием «композиция»; развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов; воспитывать аккуратность, уважение к труду.

Умение выполнять изображение с натуры, смешивать краски; знать значение понятия «композиция»; умение анализировать форму, цветовую окраску предметов.

Словесно-иллюстративный рассказ; рассматривание и описание матрёшек; анализ форм; изучение цвета фруктов; композиция рисунка; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; итог урока.



Беседа "Музей игрушки в Сергиевом Посаде"

Выполнить рисунок матрёшки






ИКТ

4

Красота орнаментов из геометрических фигур

Декоративная работа

1ч.

Ознакомить с понятием орнамент; учить выполнять орнамент, различать геометрический орнамент; развивать умение анализировать форму и цветовую окраску овощей; воспитывать интерес к предмету.


Умение выполнять геометрический орнамент ; различать оттенки красок; анализировать форму и цветовую окраску; знать правила работы с акварельными красками.

Проверка готовности учащихся к уроку; рассказ учителя об орнаменте; беседа; определение орнамента; определение цвета; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.


РК Найти дома вещи, на которых есть орнамент. Расскажи об этих вещах

Выполнить рисунок геометрического орнамента


ИКТ

5

Волшебные превращения геометрических фигур

Художественное конструирование и дизайн

1ч.

Учить выполнять аппликацию из геометрических фигур; развивать наблюдательность; содействовать воспитанию эстетической восприимчивости.

Умение выполнять из геометрических фигур ; умение работать с цветной бумагой, ножницами и клеем; умение наблюдать.

Проверка готовности к уроку; беседа; актуализация знаний учащихся; беседа о геометрических фигурах; этапы выполнения работы; практическая работа; подведение итога урока.



Выполнить аппликацию из геометрических фигур

6

Красота орнаментов из растительных форм

Декоративная работа

1ч.

Познакомить с орнаментом из растительных форм ; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей об орнаментах; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия.

Знание об орнаментах растительных и геометрических форм; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками.

Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.




Беседа «Орнамент из растительных форм».


Выполнить рисунок орнамента из растительных форм




ИКТ

7.

Волшебный узор

Декоративная работа

1ч.

Познакомить с Хохломой одним из видов декоративно-прикладного искусства; учить приёмам выполнения хохломской росписи; обучать навыкам композиционного решения рисунка; воспитывать аккуратность.

Знание видов декоративно-прикладного искусства; знать приёмы выполнения хохломской росписи; композиционно выстраивать свой рисунок.

Проверка готовности к уроку; вводная беседа; рассматривание работ, выполненных в технике хохломской росписи; этапы выполнения работы; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока.



Беседа «Хохломская роспись».

РК. Красота осенней природы нашего края.

Выполнить рисунок с элементами хохломской росписи

8.

Волшебные краски осеннего дерева

Рисование по памяти или по представлению

1ч.

Познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художников И.Грабаря, И.Шишкина ; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках осени; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия.

Знание о жанрах изобразительного искусства; о творчестве И.Шишкина; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками.



Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; анализ репродукции И.Шишкина "Осень"; сравнение пейзажей И.Шишкина и И.Грабаря; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.




Беседа «Жанры изобразительного искусства».


Вылепить рисунок осеннего дерева

9.

Золотые краски осени

Рисование с натуры

1ч.


Познакомить с творчеством художников И.Остроухова и И.Бродского; продолжить формирование графических навыков; развивать наблюдательность, творческую активность; воспитывать чувство доброты и отзывчивости к природе.

Знать о творчестве художников; умение работать карандашом и акварельными красками; умение наблюдать.

Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; анализ репродукции И.Остроухова "Золотая осень"; сравнение пейзажей И.Остроухова и И.Бродского; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.



Беседа Красота осенней природы нашего города

Выполнить рисунок осеннего листка.






ИКТ

10.

Красота формы осенних листьев

Лепка

1ч.


Дать представление об образных особенностях работы над изображением в объёме; учить приёмам работы с пластилином; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность организованность,

самостоятельность, эстетический вкус.

Знать об особенностях работы над изображением в объёме; знание приёмов работы с пластилином; умение наблюдать; умение лепить веточку с листочками

Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; организация рабочего места; актуализация знаний учащихся; приёмы работы с пластилином; практическая работа; выставка работ учащихся;

подведение итога урока.


РК. Где в наши дни применяется глина и пластилин

Слепить веточку с листочками

Проект Пейзаж из осенних листьев или Любимые буквы из сказочного алфавита

Мы готовимся к празднику

11


Осенние подарки. Овощи

Лепка.


1ч.


Дать представление об образных особенностях работы над изображением в объёме; учить приёмам работы с пластилином; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность организованность,

самостоятельность, эстетический вкус.

Знать об особенностях работы над изображением в объёме; знание приёмов работы с пластилином; умение наблюдать; умение лепить овощи и фрукты.

. Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; организация рабочего места; актуализация знаний учащихся; приёмы работы с пластилином; практическая работа; выставка работ учащихся;

подведение итога урока.


РК. Что растёт на нашей грядке?

Слепить овощи и фрукты

12

Осенние подарки. Овощи и фрукты

Рисование с натуры

1ч.


Познакомить с творчеством художника В.Стожарова и В.Серова; формировать умения и навыки в изображении натюрморта; способствовать развитию детского воображения.


Знать о творчестве художника В.Стожарова и В.Серова; умение графически передавать изображение овощей и фруктов; умение работать карандашом и акварельными красками.

Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.


Беседа «Творчество художника В.Стожарова».

Беседа «Творчество В.Серова».

Выполнить натюрморт из овощей и фруктов.


ИКТ

13

Сказка про осень

Рисование на тему


1ч.


Познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художника И.И.Левитана; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках осени; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия

Знание о жанрах изобразительного искусства; о творчестве И.И.Левитана; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками.

Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; анализ репродукции И.И.Левитана «Золотая осень»; сравнение пейзажей И.И.Левитана и И.С.Остроухова; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.



Беседа «Жанры изобразительного искусства».

Беседа «Творчество И.И.Левитана».


Выполнить рисунок «Осенний пейзаж».





ИКТ

14.

Новогодняя ёлка

Рисование на тему

1ч.


Познакомить с творчеством художников Ф.Решетникова и Б.Кустодиева; формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы от общего к прорисовке деталей; способствовать развитию детского воображения.

Знать о творчестве художников; умение графически передавать изображение предметов сложной формы; умение работать карандашом и акварельными красками.

Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.


РК Новогодние праздники в нашем городе.

Выполнить рисунок «Новогодняя ёлка». к сказке "Снегурочка"

Проект Фигура из снега

фото

ИКТ

Красота вокруг нас

15

В мире красоты

Декоративная работа

1ч.


Познакомить с народным промыслом кружевных узоров Вологды, Ельца, Мценска и Михайлова; формировать умения и навыки изображений белоснежных узоров снежинок; развивать наблюдательность; воспитывать доброту и бережное отношение к живой природе.

Умение выполнять изображения снежинок; наблюдать; бережно относиться к живой природе.

Проверка готовности к уроку; знакомство с творчеством народных мастеров Вологды, Ельца, Мценска и Михайлова; слушание музыки; практическая работа; выставка работ; подведение итога урока.



Рисование снежинок




ИКТ

16

В гостях у сказки

Иллюстрирование

1ч.


Познакомить с творчеством художников В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве; развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка.

Знать о творчестве В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова; знание о роли фантазии в искусстве; умение графически передавать пропорции сложных по форме предметов; умение композиционно выстраивать свой рисунок; умение работать с акварельными красками.

Проверка готовности учащихся к уроку; беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока.


Беседа «Жанр портретной живописи».

Выполнить портрет мамы.







ИКТ

17

Мы рисуем зимние деревья

Рисование по памяти или по представлению

1ч.


Познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художников И.Грабаря, А.Пластова ; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках осени; способствовать развитию воображения, эстетического восприятия.


Знание о жанрах изобразительного искусства; о творчестве А.Пластова; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками.


Проверка готовности к уроку; теоретическая подготовка; беседа; анализ репродукции А.Пластова "Первый снег"; сравнение пейзажей А.Пластова и И.Грабаря; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.



Беседа Зимние деревья нашего города

Рисование картины "Зимние деревья"

18-19

Красавица зима

Рисование на тему

2ч.


Познакомить с творчеством художников А.Рябушкина, К.Коровина; продолжить формирование графических умений и навыков; развивать навыки композиционного решения рисунка; дать представление о красках зимы; способствовать развитию детского воображения и эстетического восприятия.

Знание о творчестве художников А.Рябушкина,К.Коровина; умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; иметь представление о красках зимы.

Проверка готовности учащихся к уроку; анализ репродукций картин А.Рябушкина, К.Коровина; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.


Беседа «Творчество художников А.Рябушкина, К.Коровина ».

РК. Красота зимней природы нашего края.

Выполнить рисунок на тему «Красавица зима».







ИКТ

20-21

Красота обычных вещей. Круг. Кольцо. Овал

Художественное конструирование и дизайн

2ч.

Закрепить графические умения и навыки; активизировать творческое воображение учащихся для решения изобразительной задачи; содействовать воспитанию чувства уважения к старшему поколению, любви к Родине.

Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно выполнять работу

Проверка готовности к уроку; вводная беседа; этапы выполнения работы; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока.



Выполнить ребристую игрушку





ИКТ

22-23

Герои любимых сказок

Иллюстрирование

2ч.

Познакомить с творчеством художников В.Васнецова и Б.Рачёва; дать представление о роли фантазии в искусстве; развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка.


Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников В.Васнецова и Б.Рачёва умение наблюдать.

Проверка готовности к уроку; знакомство с творчеством художников В.Васнецова и Б.Рачёва; устное рисование; этапы выполнения рисунка; практичес-кая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока.


Беседа «Творчество художников В.Васнецова и Б.Рачёва».


Нарисовать портрет сказочного героя

ИКТ

Проект

Сказка в 4-х картинах

Встреча с весной

24-25

Встречаем весну-красну

Декоративная работа

2ч.

Продолжить формирование приемов

свободной кистевой росписи; развивать навыки композиционного решения рисунка; воспитывать интерес к традициям своего народа.

Знание приёмов свободной кистевой

росписи; знать о традициях своего народа; умение пользоваться кистью и акварельными красками; умение использовать различные приёмы рисования.

Проверка готовности к уроку; изучение

нового материала; беседа; приёмы выполнения розана методом примакивания; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся;


РК Традиции народов нашего

края.

Выполнить цветочный узор в

круге в технике хохломской росписи.

26-27

Птицы прилетели

Лепка

2ч.

Дать представление об образных особенностях работы над изображением в объёме; учить приёмам работы с пластилином; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность организованность,

самостоятельность, эстетический вкус.

Знать об особенностях работы над изображением в объёме; знание приёмов работы с пластилином; умение наблюдать; умение лепить дымковскую уточку

Проверка готовности учащихся к уроку; вводная беседа; организация рабочего места; актуализация знаний учащихся; приёмы работы с пластилином; практическая работа; выставка работ учащихся;

подведение итога урока.


Беседа «Изображение птиц в народном творчестве».

Дымковская уточка

28-29

Весенний день

Рисование на тему

2ч.

Познакомить с творчеством художников К.Юона, Ф.Васильева, А.Саврасова; продолжить формирование графических умений и навыков; развивать навыки композиционного решения рисунка; дать представление о красках весны; способствовать развитию детского воображения и эстетического восприятия.

Знание о творчестве художников К.Юона, Ф.Васильева, А.Саврасова; умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; иметь представление о красках весны.

Проверка готовности учащихся к уроку; анализ репродукций картин К.Юона, Ф.Васильева, А.Саврасова; слушание музыки; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; подведение итога урока.


Беседа «Творчество художников К.Юона, Ф.Васильева, А.Саврасова».

Выполнить рисунок на тему «Весенний день».







ИКТ

30-31

Красота вокруг нас. Весенние цветы

Рисование с натуры

2ч.

Продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе.

Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; умение наблюдать.

Проверка готовности к уроку; вводная беседа; актуализация знаний учащихся; этапы выполнения рисунка; практическая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока.


РК Первоцветы нашего края

Рисование тюльпана

32-33

Здравствуй, лето

Рисование на тему

Продолжить формирование графических умений и навыков; познакомить с творчеством художников А.Пластова, И.Левитана; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников А.Пластова, И.Левитана; умение наблюдать.

Проверка готовности к уроку; знакомство с творчеством художников А.Пластова, И.Левитана; устное рисование; этапы выполнения рисунка; практичес-кая работа; выставка работ учащихся; подведение итога урока.


Беседа «Творчество художников А.Пластова, И.Левитана».

Выполнить рисунок на тему «Здравствуй, лето».

Подготовить рассказ о своей любимой картине, принести репродукцию этой картины.

ИКТ