ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
5 класс
П.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,
в которой конкретизируются общие цели образования с учётом
специфики учебного предмета
Рабочая программа разработана с учётом актуальных задач воспитания, обучения, коррекции развития и социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их возрастных и типологических психофизических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.
Рабочая программа разработана на основе:
- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) государственного казённого общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы №15 г. Славянска-на-Кубани;
- базисного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2004г. №29/2065-п.
Перечень нормативных документов для проектирования рабочей программы по учебному предмету:
1. Конституция РФ ст.43 «Каждый имеет право на образование» (1993г.)
2. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20.11.1989г.
3. Конвенция ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации (2006г)
4. ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
5. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (с изменениями от22.12.2008г.)
6. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2015 №81 «О внесении изменений №3 в Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» Сан-ПиН 2.4.2.3286-15.
8. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее – приказ Минобрнауки РФ № 1015).
10. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ150/06.
11. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
12. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
13. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
14. Приказ ДОН от 23.10.2009 года №3302 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII-VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII-VIII видов в общеобразовательных учреждениях»
15. Приказ МОН КК от 29.01.143 №399 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому или в медицинских организациях».
16. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе от 17.04.2015 г. №47-10-474/15-14
17. Устав ГКОУ школы №15 г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края.
18. Учебный план для обучающихся 5 классов с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ школы №15 г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края на 2020 - 2021 учебный год.
Программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
При разработке рабочей программы соблюдены основополагающие принципы специальной педагогики, обеспечивающие преемственность изучения предмета на разных уровнях общего образования и практико-ориентированную направленность освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса.
Главная цель изучения предмета заключается:
- во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
- в формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации);
- в развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
- в развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах
изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора.
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
П.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Изобразительное искусство занимает важное место в работе с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительном искусстве материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций. В ходе изучения изобразительного искусства для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется дифференцированный подход, обеспечивающий разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Использование деятельностного подхода определяет характер организации доступной для учащихся предметно-практической и учебной деятельности и обеспечивает прочное усвоение обучающимися знаний и приобретение нового опыта разнообразной деятельности и поведения, повышение мотивации и интереса к изучаемому предмету, создает условия для общекультурного и личностного развития.
При составлении программы по изобразительному искусству учтен принцип коррекционно-развивающей направленности, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Программа по «Изобразительному искусству» строится на основе формирования базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности, и подразумевающих обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания учебного предмета. Преемственность обучения на всех уровнях образования, развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты с учётом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в опоре на организационную помощь педагога. Для этого определены функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности обучающихся, определены связи базовых учебных действий с содержанием учебной программы по «Изобразительному искусству». Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. В составе основных видов БУД выделяют четыре блока: личностный, коммуникативный, регулятивный, познавательный.
Личностные базовые учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации:
испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные базовые учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные
источники и средства получения информации для решения коммуникативных
и познавательных задач.
Регулятивные базовые учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные базовые учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и делаются выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Согласно требованиям ФГОС уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения в начальной школе.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности является оценка образовательных достижений обучающихся. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» направлена на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование базовых учебных действий; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Оценивая достижения по данному учебному предмету учитываются типологические и индивидуальные особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, динамика их достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«5», «отлично» ставится, если обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; устанавливает причинно-следственные связи; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, различает цвета и их оттенки, называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное; анализирует свой рисунок, сравнивая его с образцом; допускает единичные ошибки в выполнении практического задания, которые сам исправляет.
«4», «хорошо» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы, пользуясь простейшими вспомогательными линиями; умеет пользоваться основными предметами для рисования; сравнивает свой рисунок с образцом; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное; допускает некоторые ошибки при выполнении практического задания, которые исправляет при помощи учителя.
«3», «удовлетворительно» ставится, если обучающийся слабо справляется с целью урока, обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но выполняет задание недостаточно полно и последовательно, способен ориентироваться на листе бумаги по образцу, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету, по шаблону; умеет избирательно пользоваться основными инструментами для рисования; различает основные цвета и соотносит их с образцом; допускает ряд ошибок при выполнении практического задания, затрудняется самостоятельно их исправить и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» и «1» не ставится.
При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
П.3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.
На реализацию программы по изобразительному искусству в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 68 часов, 2 час в неделю:
1 четверть – 18 ч.
2 четверть – 14 ч.
3 четверть – 20 ч.
4 четверть – 16 ч.
П.4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
1. Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности, понятие и принятие своей роли в семье, школе, детском коллективе, определение своего места в социальном окружении;
2. Внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
3. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
4. Учебно - познавательный интерес к учебному материалу;
5. Развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
6. Умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;
7. Умение осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации;
8. Принятие окружающей действительности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
9. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
10. Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
11. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
12. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
13. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
14. Уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;
Предметные:
1. Знание названий художественных материалов, инструментов, приспособлений, их свойств и назначения, правил хранения и обращения с ними, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
2. Знание элементарных правил композиции и цветоведения, передачи формы предметов;
3. Элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства;
4. Овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных техниках изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;
5. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого», понимание красоты как ценности;
6. Потребность в художественном творчестве;
7. Развитие практических умений самовыражения средствами рисования;
8. Приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значения в жизни человека и общества;
9. Развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
10. Развитие наблюдательности и творческого воображения;
11. Формирование эстетического отношения к предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
12. Начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
13. Формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши)
14. Понимание и соблюдение простой инструкции при выполнении учебного задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, самостоятельная организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
15. Умение адекватно откликаться на произведения живописи, бережно относиться к культурному наследию родного края и страны.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данного учебного предмета, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
- осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
- передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа;
- размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Учащиеся 5 класса должны знать:
- названия художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойства и назначение, правила хранения и обращения;
- элементарные правила композиции, цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, передачи формы предмета;
- названия основных цветов и элементарные правила их смешивания;
- некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «цвет»;
- названия предметов, подлежащих рисованию;
- основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости , художественное конструирование на плоскости, украшение с использованием художественных различных материалов;
- основные жанры изобразительного искусства: портрет, натюрморт, пейзаж;
- названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Каргополь, Хохлома);
- основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, выразительные возможности художественных материалов: гуашь, мелки, карандаш, пластилин;
- значение слов: аппликация, изображение, форма, линия, плоскость, орнамент.
Учащиеся 5 класса должны уметь:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы (правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть);
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- рационально организовывать свою изобразительную деятельность, планировать работу, осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции, передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
- применять приемы работы карандашом, акварельными красками, гуашью с целью передачи фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа, размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
- передавать в рисунке и аппликации простейшую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов;
- пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;
- узнавать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.
П.5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в 5 классе в течение всего года. При изучении «Изобразительного искусства» в 5 классе используются технология разноуровневого, проблемного обучения, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие и игровые технологии. Уроки «Изобразительного искусства» оказывают существенное воздействие на развитие интеллектуальной, эмоциональной и двигательной сфер, способствуют формированию личности умственно отсталого школьника, воспитанию у него положительных привычек. Обучение «Изобразительному искусству» в 5 классе носит предметно-практический характер, связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.
Содержание программы направлено на закрепление и расширения учебного материала по изобразительному искусству, пройденного на занятиях с 1 по 4 класс, а так же на усвоение новых знаний и формирование новых умений у школьников. Содержание программы отражено в четырех направлениях:
- умение анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство;
- восприятие цвета предмета и явлений окружающей природной среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварелью и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге) и другими художественными материалами (цветными карандашами, мелками, фломастерами);
- умение работать над композицией в практической деятельности (выделения центра композиции способом центрального расположения главного объекта, выделения цветом);
- более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства, а так же восприятие предметов декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятий (уметь их рассматривать и рассказывать об их содержании). Обещающиеся знакомятся биографиями известных художников и историей создания знаменитых произведений. В рамках изучения особенностей декоративно-прикладного искусства школьники узнают о приемах работы мастеров, создающих шедевры народных промыслов.
Разработанное содержание способствует дальнейшему формированию у детей базы для творческой деятельности (расширяет опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлений окружающей действительности, а так же способ изображения увиденного, запечатленного). Наряду с этим у школьников развиваются умения трансформировать образы действительные в сказочные.
Программой предусматриваются сходные по содержанию блоки:
Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окрасе уходящего лета и наступающей осени. Развитие умений обещающихся наблюдать объекты с целью последующего правдивого изображения их формы и цвета; закрепление умений в работе с акварельными красками по сырой бумаге; развитие эстетического восприятия листьев деревьев в разной окраске, отражающей признаки уходящего лета и наступающей осени.
Пейзаж как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзажах). Художники-пейзажисты и их картины А.Саврасов. И. Шишкин. В 5 классе нужно актуализировать знания школьников об этом жанре изобразительного искусства, полученные в 4 классе. Необходимо расширять и уточнять представления детей о вариантах пейзажной живописи и их названиях («деревенский пейзаж», «городской пейзаж», «горный пейзаж», «морской пейзаж», пейзажи в разное время года: «весенний пейзаж», «летний пейзаж», «осенний пейзаж», «зимний пейзаж»), при этом развивая умения обучающихся рассматривать картину пейзажа и описывать ее содержание в определенной последовательности (с помощью учителя).
Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли). Расширить представления детей о вариантах натюрморта в живописи и их названиях («цветочный натюрморт», «натюрморт с изображением листьев и злаков», «натюрморт с изображением фруктов и овощей», «натюрморт с изображением разного рода посудой» и др.) развивать умения обучающихся рассматривать картину-натюрморт, восхищаться ее красотой в целом и подробно описывать содержание, перечисляя изображенные предметы, учить школьников отвечать на вопросы. Познакомиться с приемом включения – использованием натюрморта в картинах сюжетного содержания, при изображении портрета или интерьера.
Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее. Расширение знаний обучающихся о видах портрета – о разных положениях портретируемого при создании картины (фронтальном, профильном слева и справа, виде со спины и виде сзади), что позволяет художнику раскрыть особенности внешности человека, его характера, показать движение.
Как построена книга. Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга. Актуализация имеющихся знаний о книгах и расширение знаний обучающихся по этой теме (кто работает над книгой, как она создается, из каких частей она состоит, иллюстрации в книге).
Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные средства, используемые художником. Формирование умения последовательно рассматривать картину, выделять в ней главные и второстепенные объекты, устанавливать их взаимодействие и понимать в целом содержание картины.
Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга. Закрепление и расширение полученных знаний о скульптурах, ее видах, размеров, материалов из которых выполняются скульптуры. Знакомство с Красной книгой и для чего она нужна.
Народное искусство. Дополнением и расширением знаний о народных промыслах вступает две новые темы «Богородские игрушки» и «Хохломские изделия».
П.6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п\п | Разделы, темы | Основные виды учебной деятельности | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
I 18ч | II 14ч | III 20ч | IV 16ч | ИТОГО 68 ч |
1 | ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (восприятие смены времени года, как искусство, народное искусство) | Повторение правил поведения и работы на уроке, организации рабочего места, материалов и инструментов, используемых в процессе изобразительной деятельности, правилам их хранения. Формирование организационных умений правильно сидеть, правильно пользоваться инструментами, правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Развитие умений обучающихся наблюдать объекты с целью последующего правдивого изображения их формы и цвета; закрепление умений в работе с акварельными красками по сырой бумаге; развитие эстетического восприятия листьев деревьев в разной окраске. Необходимо расширять и уточнять представление детей о вариантах пейзажной живописи и их названиях («деревенский пейзаж», «городской пейзаж», «горный пейзаж», «морской пейзаж»; пейзажи в разные времена года: «весенний пейзаж», «летний пейзаж», «осенний пейзаж», «зимний пейзаж»), при этом развивая умение обучающихся рассматривать картину- пейзаж и описывать её содержание в определённой последовательности (с помощью учителя). | 5 | 4 | 2 | 6 | 17 |
2 | ОБУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (портрет, натюрморт, пейзаж) | дети знакомятся с приёмом включения использованием натюрморта в картинах сюжетного содержания, при изображении портрета или интерьера. Целью заданий этой части блока является обучение детей умению рассматривать картину и думать о её содержании (выделять главные и второстепенные объекты, находить смысловые связи между изображёнными объектами). Учителю нужно помочь школьникам осознать, что предметы, составляющие натюрморт, необходимы для понимания содержания картины или определения характерных черт портретируемого человека. На следующем этапе можно приступать к расширению знаний обучающихся о видах портрета о разных положениях портретируемого при создании картины (фронтальном, профильном слева и справа, виде со спины и виде сзади), что позволяет художнику раскрыть особенности внешности человека, его характера, показать движение. | 5 | 2 | 8 | 2 | 17 |
3 | РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ И ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ (скульптура) | Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и называние основных геометрических фигур и тел Знакомство с разнообразием форм предметного мира, сходством и контрастом форм путем соотнесения формы предметов с геометрическими фигурами, различием геометрических фигур и природных форм, передачей разнообразных предметов с соблюдением их пропорций на плоскости и в пространстве с предварительным обследованием предметов, выделением их признаков и свойств, необходимых для передачи в лепке, аппликации, рисунке. Рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш, рисование предметов несложных форм (по образцу); штрихование внутри контурного изображения; обучение приемам изображения с помощью опорных точек и от руки геометрических форм. | 4 | 5 | 5 | 3 | 17 |
4 | ИЛЛИСТРАЦИИ. КРАСНАЯ КНИГА. | Начинается с актуализации имеющихся у детей знаний о книге (зачем нужна книга, из чего она состоит, любят ли дети читать книги). Кто работает над книгой, создавая её? Как создаётся книга? Из каких частей состоит книга? Рисунки в книге — иллюстрации, их назначение и разные виды (по занимаемому месту в книге и по размерам). По мере раскрытия этих вопросов осуществляется знакомство школьников с художниками — иллюстраторами детских книг (Е. Чарушиным, И. Билибиным, Ю. Васнецовым) посредством рассказа учителя, подкрепляемого рассматриванием обучающимися иллюстрированного материала и чтением соответствующего текста в учебном пособии. Дети рассматривают обложку, заставку, концовку и иллюстрации, выполненные художником И. Билибиным. Учитель может принести на урок книги, в которых присутствуют данные виды иллюстраций. Внимание обучающихся нужно обращать на сказочность образов героев и окружающей действительности в этих работах художника. Блок по данной теме завершается практической работой. Обучающимся предлагается проиллюстрировать какую-либо сказку | 4 | 3 | 5 | 5 | 17 |
Итого: | | 18 | 14 | 20 | 16 | 68ч |
П.7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает:
- Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы, шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;
- Натуральные объекты: овощи, фрукты, посуда, игрушки, изделия из глины, муляжи, гербарии, предметы быта и др.
- Печатные пособия: портреты русских художников, таблицы по цветоведению, репродукции картин, изображения (картинки, фотографии) предметов, готовых изделий, схемы последовательности рисования; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы, дидактический раздаточный материал;
- Информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие художественные программы, экранно-звуковые пособия, видеофильмы, презентации, аудиозаписи; музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; классная магнитная доска с приспособлениями для крепления пособий;
- Расходные материалы для ИЗО: альбомы, клей, карандаши (простые, цветные), мелки, фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования, кисти, стеки, ножницы, тренажеры (прозрачные папки) для выработки навыков рисования, шаблоны и трафареты; пластилин.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) государственного казённого общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы №15 г. Славянска-на-Кубани;
2. «Изобразительное искусство». 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.Ю.Рау, М.А. Зыкова. Москва. «Просвещение», 2019г.
3. Multimedia- поддержка: сайт «Pedsovet.su» http: pedsovet.su|lood|324
4. Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО классных Заместитель директора по УВР руководителей и воспитателей №___ ____________ (_____________)
от « ____ » __________ 2020 г. подпись Рук. МО общетехнических дисциплин
______ (___________) «_____»______________ 2020 г.