Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38
г.Шахты Ростовской области»
РАССМОТРЕНО Протокол №__ заседания методического объединения учителей ______________________ МБОУ СОШ № 38 г.Шахты от ___________ 2020 г. ______ _____________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______ ________________ подпись зам.директора по УВР Ф.И.О. ______________ 2020 г. | «Утверждаю» Директор ММБОУ СОШ №38 г.Шахты _____________ Куракова И.А. ППриказ от______ №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительному искусству
по_____________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
на 2020-2021 учебный год
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее, 2 «В» класс
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35 ч.
Задорожняя Ольга Викторовна
Учитель ______
(ФИО)
Программа разработана на основе
авторской программы «Изобразительное искусство», предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Б.М. Неменский, Н. А. Неменская, Н.А. Горяева и др.); под ред. Б.М. Неменского. – 5-е изд. перераб.- -М.: Просвещение, 2015.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
г. Шахты
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» 2 класс Неменского Б.М. (Образовательная система «Школа России», Москва «Просвещение», год издания 2015)
Программа по изобразительному искусству реализуется с использованием УМК авторской программы «Школа России»:
«Изобразительное искусство. Искусство и ты». 2 класс Е.И. Коротеева; под редакцией Б.М.Неменского. Москва «Просвещение», 2017г.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 часа при пятидневной рабочей неделе.
В связи с расписанием МБОУ СОШ № 38 на 2020-2021 учебный год, количество часов на освоение программы согласно Учебному плану во 2 классе из расчёта 1 час в неделю (34 учебных недели) отводится 35 часов. В соответствии с этим программа будет реализована в объёме 35 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» во 2 классе.
Предполагаемые результаты обучения во 2 классе: личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметными результатами является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке; с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), -осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (договариваться сообща; учиться выполнять предлагаемые задания в паре), группе из 3-4 человек.
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Учащиеся 2 класса получат начальные сведения, научатся понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне; роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника; о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник); особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
правильно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура; менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур; лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки); составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
Содержание учебного курса
Как и чем работают художник? - 9 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий. Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы.
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе.
О чём говорит искусство -10 час.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения. О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство – 9 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Тематическое планирование.
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Как и чем работает художник | 9 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чем говорит искусство | 10 |
4 | Как говорит искусство | 9 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Тема урока | Кол-во часов |
1 четверть. 9ч. |
Как и чем работает художник (9 ч.) |
1 | 02.09 | | Цветочная поляна. Гуашь | 1ч |
2 | 09.09 | | Радуга на грозовом небе. Гуашь, добавление черной и белой краски | 1ч |
3 | 16.09 | | Осенний лес. Букет осени. Восковые мелки. | 1ч |
4 | 23.09 | | Осенний листопад. Аппликация из осенних листьев | 1ч |
5 -6 | 30.09 07.10 | | Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа) | 2ч |
7 | 14.10 | | Графические материалы. Волшебный цветок | 1ч |
8 | 21.10 | | Пластилин. Древний мир | 1ч |
9 | 28.10 | | Неожиданные материалы. | 1ч |
2 четверть. 7ч. |
Реальность и фантазия (7 ч) |
10 | 11.11 | | Изображение и реальность. Птицы родного края | 1ч |
11 | 18.11 | | Изображение и фантазия. Сказочная птица | 1ч |
12 | 25.11 | | Украшение и реальность. Паутинка | 1ч |
13 | 02.12 | | Украшение и фантазия. Кружева | 1ч |
14 | 09.12 | | Постройка и реальность. Мой дом | 1ч |
15 -16 | 16.12 23.12 | | Постройка и фантазия. Городок коробок (коллективная работа). | 2ч |
О чем говорит искусство (10 ч) |
17 | 30.12 | | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море. | 1ч |
3 четверть. 11ч. |
18 | 13.01 | | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. Знакомство с анималистическими изображениями. Четвероногий герой | 1ч |
19 | 20.01 | | Образ человека и его характер. Женский образ русских сказок. | 1ч |
20 | 27.01 | | Образ человека и его характер.Сказочный мужской образ. | 1ч |
21 | 03.02 | | Выражение характера человека через украшение. О чем говорят украшения? | 1ч |
22 23 | 10.02 17.02 | | Выражение намерений человека через конструкцию и декор | 2ч |
24 | 24.02 | | Сказочные персонажи, противоположные по характеру | 1ч |
25 | 03.03 | | Украшение двух противоположных по намерению флотов | 1ч |
26 | 10.03 | | Здание для сказочного героя. | 1ч |
Как говорит искусство (9 ч) |
27 | 17.03 | | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Огонь в ночи | 1ч |
28 | 24.03 | | Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета. Автопортрет | 1ч |
4 четверть. 7ч. |
29 | 07.04 | | Ритм пятен. Пятно как средство выражения. Силуэт | 1ч |
30 | 14.04 | | Что такое ритм линий? Характер линий. Линия как средство выражения. | 1ч |
31 | 21.04 | | Характер линий. | 1ч |
32 33 | 28.04 05.05 | | Ритм линий и пятен, цвет-средства выразительности любой композиции. | 2ч. |
34-35 | 12.05 19.05 | | Коллективное панно «Весна, шум птиц.» | 2ч |
| | | Итого | 35 |