СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству, для 6 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству, для 6 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.Я. ОРЕХОВА




«Утверждаю»

Директор МБОУ УБСОШ

им.Героя СССР С.Я. Орехова

__________/Бирюкова Л.В./

Приказ от 31.08.2020г. №122






Рабочая программа

по изобразительному искусству для 6 класса

Количество часов: 35

Учитель: Петренко Наталья Викторовна;

учитель I квалификационной категории.











2020-2021 учебный год

1.Пояснительная записка


Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);

- ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897 (изменения от 31.12.2015г №1577);

- основная образовательная программа ООО для 5-9 классов (Приказ от 31.08.2020г № 122);

- учебный план на 2020-2021 учебный год (Приказ от 02.07.2020г № 90);

- календарный учебный график на 2020-2021 учебный год (Приказ от 31.08.2020г №120);

- примерная программа  «Изобразительное искусство»,  под редакцией  Б.М. Неменского  для 5-9 классов:  М.: «Просвещение», 2014г.


Общие цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Задачи:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

  • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);

  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;

  • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

  • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;

  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;

  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра

  • и обсуждения выполненных работ в классе.











































2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• формирование основ художественной культуры обучающихся как

части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

 • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в

 художественном и нравственном пространстве культуры;

• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,

жанров и стилей как материального выражения        духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;

• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.




















3. Содержание учебного предмета

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала.


Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 9 ч.

Основы представлений о языке ИЗО. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным смыслом выражения содержания.

Формы организации учебных занятий: урок формирования первичных навыков - беседа, рассказ, применение ЗУН – практическая и самостоятельная работа, комбинированный урок - анализ проблемных ситуаций.

Основные виды учебной деятельности: Различать предложенные репродукции картин по видам искусства и материалу выполнения. Различать понятия «вид» и «жанр» в искусстве. Использовать линию в собственной творческой работе. Использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности. Выполнять цветовые растяжки по заданному цвету, владеть навыками механического смешения цветов.

Овладеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. Определять понятие «анималистический жанр».  Использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.


Р/к. Художники Донского края. Р/к Известные скульпторы Донского края.

При изучении данного раздела учащиеся познакомятся с творчеством известных художников и скульпторов Донского края , с их произведениями искусства.

Митрофан Борисович Греков (1882- 1934 гг.) Картина «Волы в степи» 1914 г. Картина «Луга» 1911 г. Картина «Степь» 1915 г. Картина «Вид из окна» 1924 г.

Ибалаков Пётр Андреевич (1940-2007 гг.) Монумент «Стачка 1902 г.» г. Ростов-на-Дону Монумент «Тачанка» г. Ростов-на-Дону Мемориал «Прорыв» ст. Тацинская Памятный знак «110-й Калмыцкой дивизии» ст. Багаевская

Николай Никанорович Дубовской (1859-1918 гг.) Картина «Зима» 1883 г. Картина «Родина» 1901 г. Картина Картина «Ураган в степи» «Ураган в степи» 1895 г. Картина «Родина» 1903 г.


Мир наших вещей. Натюрморт – 8 ч.

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Формы организации учебных занятий: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий, урок применения ЗУН, урок овладения новыми знаниями или формирование первичных навыков.

Основные виды учебной деятельности: Определять значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в произведениях искусства. Определять понятие  «натюрморт». Иметь представление о выдающихся художниках и их произведениях в жанре натюрморта. Активно воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция). Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры. Конструировать из бумаги простую геометрическую форму (конус, цилиндр, куб, призма). Применять правила: 1)объемного изображения геометрических тел с натуры,2) композиции на плоскости. Применять полученные знания в практической работе с натуры. Применять основы изобразительной грамоты: светотень. Использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.

онимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Называть выдающихся художников-графиков. Составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные    средства    графики; работать в технике печатной графики. Определять жанр натюрморт, называть выдающихся художников и  их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков, П. Сезанн). Анализировать образный  язык произведений натюрмортного жанра. Представлять доклад перед аудиторией.

Вглядываясь в человека. Портрет – 9 ч.

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешне и внутренне. Художественно – выразительные средства портрета.

Формы организации учебных занятий: урок овладения новыми знаниями или формирование первичных навыков, применение ЗУН, комбинированный урок, практическая работа.

Основные виды учебной деятельности: Распознавать жанры изобразительного искусства,  портреты, выполненные  выдающимися      художниками-портретистами русского  и мирового искусства   (Рембрант,  И. Репин). Активно воспринимать   произведения    портретного жанра. Определять пропорции в изображении головы, лица человека. Применять полученные знания в практической работе. Выполнить автопортрет. Определять пропорции в конструкции головы человека. Определять  материалы   и  выразительные возможности скульптуры. Передать характер    героя    в   скульптурном портрете,  используя  выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.

Определять  пропорции   головы   и лица   человека. Называть   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дюрер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра.  Использовать  выразительность            графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры ( набросок друга или одноклассника), анализировать   образный язык произведений портретного   жанра;   работать с графическими материалами. Выполнить рисунок дружеского шаржа. Применять в практической работе (аппликация головы с различным освещением)знания по  основам   изобразительной грамоты (светотень); понимать    роль    освещения    в произведениях     портретного жанра. Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.


Р/к. Художники-портретисты Донского края.

Учащиеся познакомятся с творчеством и биографией Герасимова Юрия Тимофеевича (родился 1937г.) Картина «Григорий и Аксинья» Портрет В.А. Закруткина Картина «Казацкая семья» Портрет М.А. Шолохова

Скопцов Семён Сергеевич (1917-1998 гг.) Картина «Донская герань» 1958 г. Картина «Станица Мелиховская» 1952 г. Картина «Шолохов среди земляков» 1958 г.

Чарская Ирина Алексеевна (1923-2015 гг.) Иллюстрации к роману «Тихий Дон» Картина «Бабы» 1970 г. Картина «Станица Раздорская» 1998 г.


Человек и пространство. Пейзаж – 9ч.

Жанры в ИЗО. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра и его основные вехи в развитии. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников – пейзажистов.

Формы организации учебных занятий: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий, урок применения ЗУН, урок овладения новыми знаниями или формирование первичных навыков.

Основные виды учебной деятельности: Различать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Активно воспринимать произведения изобразительного искусства. Определять особенности и способы изображения пространства в различные эпохи. Композиция, цвет, светотень, перспектива в  работах художников.

Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Применять правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления. Анализировать роль колорита в пейзаже – настроении. Работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению. Анализировать особенности понимания красоты природы в творчестве русских художников. Осваивать навыки создания пейзажных зарисовок и наблюдательной перспективы при изображении пейзажа. Определять основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года.

Анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.




































4. Календарно-тематическое планирование



п/п


Раздел,

тема урока

Количество часов по разделу, теме


Дата

проведения

1


Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

9

04.09-06.11

1


Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

04.09

2

Художественные материалы.

1

11.09

3

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

18.09

4

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

25.09

5

Пятно, как средство выражения. Ритм пятен.

1

02.10

6

Цвет, основы цветоведения.

1

09.10

7

Цвет в произведениях живописи.

Р/к. Художники Донского края.

1

16.10

8

Объемные изображения в скульптуре. Р/к Известные скульпторы Донского края.

1

23.10

9

Основы языка изображения.

1

06.11

2


Мир наших вещей. Натюрморт.

8

13.11-15.01

10

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

13.11

11

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

20.11

12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

27.11

13

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

04.12

14

Освещение. Свет и тень.

1

11.12

15

Натюрморт в графике.

1

18.12


16

Цвет в натюрморте.

1

25.12

17

Выразительные возможности натюрморта.

1

15.01

3


Вглядываясь в человека. Портрет.

9

22.01-19.03

18


Образ человека - главная тема искусства.

1

22.01

19

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

1

29.01

20

Изображение головы человека в пространстве.

1

05.04

21

Портрет в графике.

1

12.02

22

Графический портретный рисунок.

1

19.02

23

Сатирические образы человека.

1

26.02

24

Образные возможности освещения в портрете.


1

05.03

25

Роль цвета в портрете.

1

12.03

26

Великие портретисты. Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

Р/к. Художники-портретисты Донского края.

1

19.03

4

Человек и пространство. Пейзаж.

9

02.04-28.05

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

02.04

28

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Изображение пространства.


1

09.04

29

Пейзаж - большой мир.


1

16.04

30


Пейзаж - настроение.

1

23.04

31

Пейзаж в графике.

1

30.04

32-33

Пейзаж в русской живописи.

2

07.05 14.05

34


Выразительные возможности изобразительного искусства.


1

21.05

35

Язык и смысл.

1

28.05



«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания МО Заместитель директора по УР

учителей гуманитарного цикла _________/ Петренко Н.В./ МБОУ УБСОШ им. Героя 28.08.2020г

СССР С.Я. Орехова

от 27.08.2020 № 1 .

Руководитель МО

__________/Доронова Н.В./