государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
II уровень общего образования
1-4 класс ( 3 класс)
Количество часов 135
Составители:
Везоргина Лариса Николаевна - учитель первой категории
Кострубина Наталья Владимировна – учитель первой категории
Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса создана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. (Сборник № 1), допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва. ВЛАДОС. 2001г. под ред. В.В. Воронковой.
Закона «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
Приказа Министерства образования и науки Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2018-2019 уч.г.
Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
1.2. Цель преподавания изобразительного искусства:
Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, воспитывать интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
1.3 В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в 1 классе– 1 час в неделю, во 2 классе– 1 час в неделю, в 3 классе – 1 час в неделю, в 4 классе – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это даёт возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
3. В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа – интернат» на 2018-2019 уч.г. описание места учебного предмета (изобразительное искусство) представлено в следующей таблице:
Класс | Количество часов (в неделю) | Количество учебных недель | Количество часов (за год) |
1 | 1 | 33 | 33 |
2 | 1 | 34 | 34 |
3 | 1 | 34 | 34 |
4 | 1 | 34 | 34 |
Планируемые результаты:
4.1.Личностные результаты изучения предмета «изобразительное искусство»
Личностные результаты | Достижения личностных результатов |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | -знание знаменательных для Отечества исторических событий. |
-знает и с уважением относится к Государственным символам России. |
-сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. Любовь к своему краю, осознание своей национальности. |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей | - с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | -умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; |
- использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации; |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; |
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | - владение навыками уборки помещений, |
- умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности; |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми |
- способность обращаться за помощью |
- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | -способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью |
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо-хорошо) |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | - адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); |
- бережное отношение к школьному имуществу, учебникам |
- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися |
Развитие навыков сотрудничеств а с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; |
-проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | -стремление к опрятному внешнему виду; |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | - проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, |
- наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом; |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | - понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей; |
Формирование готовности к самостоятельной жизни | - умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом под руководством учителя. |
4.2. Предметные результаты изучения предмета:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
класс |
- Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; - Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; -знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково -следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); - ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - узнавать и различать цвета,с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта - узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. - выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; - обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; - закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); - узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; - передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; - в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; - узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой | - Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково) - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации - знание видов аппликации (предметная, сюжетная); - применение приемов лепки - следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; - оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; - применение разных способов лепки; - рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; - выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; - обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; - ориентироваться на плоскости листа бумаги; - закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); - различать и называть цвета; - узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; - передавать в рисунках основную форму предметов; - в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; - узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. |
2 класс |
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); - знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; - знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; - знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; - знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); - знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); - нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; - следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; - использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; - применение разных способов лепки; - рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; - различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу. | - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |
3 класс |
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; - с помощью размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; - ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; -с помощью распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; - анализировать с помощью учителя строение предмета; - с помощью изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; - рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); - различать и называть цвета; - узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. | - правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; - самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; - ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; - правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; -делить лист на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение предмета; - изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; - рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); - в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине; - различать и называть цвета и их оттенки; - узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. |
класс
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т. д.; - знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; - пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; - знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; - знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др-; - организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; - следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); - рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; - применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; - ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. | - знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); - знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; - знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; - знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т. д.; - знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); - знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); - нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; - следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; - оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; - применение разных способов лепки; - рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; - различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; - различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; - различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. |
| |
4.3. Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся I-IV классов:
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия: | Познавательные учебные действия |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; | устанавливать видо-родовые отношения предметов; |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; | обращаться за помощью и принимать помощь; | активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; | делать простейшие обобщения на наглядном материале; |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; | соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. | пользоваться наглядными материалами, ножницами, пластилином, бумагой и т.д.; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями и выполнять инструкцию взрослого; |
| сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | | работать с несложной по содержанию и структуре информацией |
5.Содержание учебного предмета.
1 класс
№ п/п | Основные содержательные линии | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Подготовительные упражнения | 6 | - Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал. - Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения. - Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый. - Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура. |
2 | ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ | 7 | Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. |
3 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ | 8 | Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. |
4 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ | 7 | Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом. |
5 | БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ | 4 | Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине. |
6 | Повторение | 1 | Повторение пройденного в 1 классе. |
| Итого: | 33 | |
2 класс
№ п/п | Основные содержательные линии | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ | 8 | Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. |
2 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ | 9 | Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой. |
3 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ | 8 | Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около). |
4 | БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ | 8 | Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др. |
5 | Повторение | 1 | Повторение пройденного во 2 классе. |
| Итого | 34 3 класс | |
№ п/п | Основные содержательные линии | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ | 10 | Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. |
2 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ | 10 | Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. |
3 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ | 9 | Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. |
4 | БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ | 4 | Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. |
5 | Повторение | 1 | Повторение пройденного в 3 классе. |
| Итого. | 34 | |
4 класс
№ п/п | Основные содержательные линии | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ | 11 | Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
2 | ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ | 11 | Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов. |
3 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ | 11 | Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
4 | Повторение | 1 | Повторение пройденного в 4 классе. |
| Итого | 34 | |
Проверено « »__________2018 г.
И.О. Зам.директора по УР С.И.Шишкалова__
Календарно-тематическое планирование по ИЗО 3 класс
1 полугодие (16 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность урока | Материально-техническое обеспечение |
1 четверть (8 часов) |
1 | Наблюдай, как всё меняется. Лето, осень. Дует сильный ветер. (лепка). | 1 | 03.09 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие высших психических функций | ИКТ, ноутбук, картинки, лист А4 (альбом), пластилин |
2 | Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. | 1 | 10.09 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие высших психических функций | ИКТ, ноутбук, картинки птиц, лист А4 (альбом), цветные карандаши, поэтапное рисование по темам |
3 | Аппликация бабочки. | 1 | 17.09 | Лист А4 (альбом), цветная бумага, ножницы |
4 | Рисунок ромашки и незабудки. | 1 | 24.09 | Лист А4 (альбом), карандаши, печатное пособие, наглядный материал. |
5 | Бабочки и цветы. | 1 | 01.10 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие высших психических функций | Лист А4 (альбом), карандаши, , наглядный материал. |
6 | Ткани для платья с изображением бабочек и цветов. | 1 | 08.10 | Лист А4 (альбом), карандаши, , наглядный материал. |
7 | Бабочка из пластилиновых шариков. | 1 | 15.10 | Лист А4 (альбом), пластилин |
8 | Аппликация ромашки. | 1 | 22.10 | Лист А4 (альбом), цветная бумага, ножницы, картон |
2 четверть (8 часов) |
9 | Рисуем акварельными красками по сухой бумаге. | 1 | 05.11 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; | Лист А4 (альбом), акварельные краски, печатное пособие, наглядный материал |
10 | Поиграй с цветом. | 1 | 12.11 | Лист А4 (альбом), акварельные краски, наглядный материал |
11 | Рисунок осени, моря. | 1 | 19.11 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; | Лист А4 (альбом), карандаши, печатное пособие, наглядный материал |
12 | Одежда ярких цветов. | 1 | 26.11 | Лист А4 (альбом), карандаши, печатное пособие, наглядный материал |
13 | Рисование краской, начиная с цветового пятна. | 1 | 03.12 | Лист А4 (альбом), карандаши, печатное пособие, наглядный материал |
14 | Рисунок акварельными красками по сырой бумаге. | 1 | 10.12 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; | Лист А4 (альбом), карандаши, печатное пособие, наглядный материал |
15 | Беседа по картинам А.Дейнека «Раздолье», «Бег». | 1 | 17.12 | Лист А4 (альбом), карандаши, печатное пособие, наглядный материал |
16 | Изображение человека в движении (беседа). | 1 | 24.12 |
Проверено « »__________2019 г.
И.О. Зам.директора по УР
_________С.И. Шишкалова
Календарно-тематическое планирование по ИЗО 4 класс
2 полугодие (10 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность урока | Материально-техническое обеспечение |
1 четверть (10 часов) |
17 | Молодой человек стоит, идёт, бежит. | 1 | 14.01 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; | ИКТ, ноутбук, картинки, лист А4 (альбом), цветные карандаши, печатные пособия: поэтапное рисование по темам |
18 | Человек в движении. Рисунок. | 1 | 21.01 | Развитие высших психических функций | ИКТ, ноутбук, картинки человека в движении |
19 | Лепка из пластилина человека в движении. | 1 | 28.01 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ИКТ, ноутбук, картинки человека в движении |
20 | Зимние игры детей. | 1 | 04.02 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ИКТ, ноутбук, картинки зимы |
21 | Время года – зима. Способы изображения. | 1 | 11.02 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ИКТ, ноутбук, картинки зимы |
22 | Рисунок к сказке «Колобок». | 1 | 18.02 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ИКТ, ноутбук, иллюстрации к сказке «Колобок». |
23 | Каргопольская лошадка. Лепка. | 1 | 25.02 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ИКТ, ноутбук, картинки Каргопольской лошадки |
24 | Каргопольская лошадка. Рисунок. | 1 | 04.03 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ИКТ, ноутбук, картинки Каргопольской лошадки |
25 | Натюрморт. | 1 | 11.03 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ИКТ, ноутбук, картинки натюрмортов |
26 | Аппликация натюрморта. | 1 | 18.03 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | ИКТ, ноутбук, картинки с натюрмортами |
4 четверть (9 часов) |
27 | Нарисуй натюрморт. | 1 | 01.04 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, | ИКТ, ноутбук, картинки с натюрмортами |
28 | Деревья в лесу. | 1 | 08.04 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, | ИКТ, ноутбук, картинки весенних деревьев |
29 | Глиняные изделия народных мастеров. | 1 | 15.04 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, | ИКТ, ноутбук, картинки гжельской росписи чашек, блюд |
30 | Узор в круге. | 1 | 22.04 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, | ИКТ, ноутбук, картинки гжельской росписи чашек, блюд |
31 | Сказочная птица. | 1 | 29.04 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, | ИКТ, ноутбук, картинки птиц |
32 | Весна наступает. | 1 | 06.05 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, | ИКТ, ноутбук, картинки весны |
33 | Закладки для книг. | 1 | 13.05 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, | ИКТ, ноутбук, картинки закладок |
34 | Элементы Городецкой росписи. | 1 | 20.05 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, | ИКТ, ноутбук, картинки городецкой росписи. |
35 | Итоговый урок. | 1 | 27.05 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, | ИКТ, ноутбук, картинки |
Материально-техническое обеспечение
учебники
«Изобразительное искусство» для курса 1-4 классов (М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова,
Т. А. Соловьева
- методические пособия
Петрова В.Г. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// М., 2011.
Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2010
2. Технические средства обучения
1. Ноутбук.
2. Принтер
Согласовано. Протокол заседания МС Приказ №_____ от «___»________2018г. от«___» ___________20__ года № _____ Руководитель МО __________ ________________________ (Подпись) (Ф.И.О.) | | Согласовано. Заместитель директора по УР ___________ ________________________ (Подпись) (Ф.И.О.) «___» ___________20__ года |
12