Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, сЛистопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru
ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150
Принята решением педагогического совета «26 » августа 2020 года ( протокол № 1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ 100/1 от 27.08.2020 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
6 класс
УМК:
- Программа курса «Изобразительное искусство. 5-7 классы»-авт.-сост.Б.М.Неменский.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд.1-9 классы»/ Сост.Б.М.Неменский.
-Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобраз.организаций/ Л.А.Неменская/ Под ред. Б.М.Неменского: М, Просвещение, 2013
- Л.А.Неменская. Рабочая тетрадь. «Изобразительное искусство», 6 класс
Составитель:
учитель изобразительного искусства:
Ильина Ольга Николаевна,
I квалификационная категории
с.Листопадовка
2020-2021 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых и распорядительных документов:
1.Закона «Об образовании в Российской федерации» от29.12. 2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Санитарно-эпидемилогических правил СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Листопадовской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 28 августа 2015 г. (протокол № 1) и утвержденной приказом директора школы № 64 от 31.08.2015 года.
5. Авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл»/ Сост.Б.М.Неменский: М, Просвещение, 2013.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в 6 классе в объёме 0,5 часа в неделю (17,5 часов в год).
В нашей школе в 6 классе обучается ребёнок, имеющий заключение ТПМПК с диагнозом - задержка психического развития. Ему рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе по очно-заочной форме (АОП ООО (для детей с ЗПР).Программа рассмотрена на заседании педагогического совета школы 28.09.2018 г., протокол №4, утверждена приказом по МКОУ Листопадовской СОШ № 9 от 28.09.2018 г.).
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с жизнью. Трудно воспринимаемый материал дается ознакомительно.
Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке, т.е. не являются обязательными для усвоения обучающимися в 6 классе.
Цели изучения изобразительного искусства в 6 классе обучающегося с ОВЗ направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательном классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
-осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;
-освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
-овладение средствами художественного изображения;
-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально
- нравственной оценке.
Метапредметные результаты :
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека.
Предметные результаты:
-понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры);
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.
Содержание учебного предмета
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА.
Тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Художественные материалы
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материала и художественная техника.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.
Тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойства цвета.
Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
Тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. (тест) Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ.
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема. Освещение. Свет и тень.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Тема. Натюрморт в графике.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема. Цвет в натюрморте.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХIХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое задание
ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ.
Тема. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема. Графический портретный рисунок
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж.
Тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Тема. Великие портретисты
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Тема. Портрет в изобразительном искусстве 20 века
Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера: П.Пикассо, А.Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока (тип урока) | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт | |
1 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 | | | |
2 | Линия и её выразительные возможности. Пятно как средство выражения. | 1 | | | |
3 | Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. | 1 | | | |
4 | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | | | |
5 | Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 | | | |
6 | Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива. | 1 | | | |
7 | Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. | 1 | | | |
8-9 | Цвет в натюрморте. | 2 | | | |
10 | Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. | 1 | | | |
11 | Портрет в скульптуре. | 1 | | | |
12 | Сатирические образы человека. | 1 | | | |
13 | Роль цвета в портрете. | 1 | | | |
14 | Великие портретисты. | 1 | | | |
15 | Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. | 1 | | | |
16 | Пейзаж-настроение. Природа и художник. | 1 | | | |
17 | Выразительные возможности изобразительного искусства. | 1 | | | |
18 | Язык и смысл. | 1 | | | |