СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству БМ Неменского 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (авт. Е.И. Коротеева Под. ред. Б.М. Неменского: Москва «Просвещение» 2016г.)

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству БМ Неменского 3 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (авт. Е.И. Коротеева Под. ред. Б.М. Неменского: Москва «Просвещение» 2016г.)

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

 - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре  и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

 - овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Учебно-методический комплект: Изобразительное искусство: учебник для общеобразовательных организаций Школа России под редакцией Б.М. Неменского Москва «Просвещение» 2016г.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным календарным графиком и расписанием занятий в 2018-2019 уч. г.









Планируемые результаты изучения учебного предмета ИЗО

Личностные результаты

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

-уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны   и мира в целом;

-понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;

-эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия;

-эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

-эстетически   воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;

-объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников;

-выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.


Метапредметные результаты

    • Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    • Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий;

- осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

    • Коммуникативные УУД:

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа);

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе;

- учиться планировать работу в группе;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1 Искусство в твоем доме  + вводный урок (9 ч)

1. Твои игрушки

   Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

2. Посуда у тебя дома

   Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

3. Мамин платок

   Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

4. Обои и шторы в твоем доме

   Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

5. Твои книжки

   Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

6. Поздравительная открытка

   Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

7. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

   В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)

1.Памятники архитектуры – наследие веков

   Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

2. Парки, скверы, бульвары

   Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

3. Ажурные ограды

   Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

4. Фонари на улицах и в парках

   Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

5. Витрины магазинов

   Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

6. Транспорт в городе

   В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

7. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

   Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)

   1. Театральные маски

   Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

2. Художник в театре

   Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

3. Театр кукол

   Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

4. Театральный занавес

   Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

5. Афиша, плакат

   Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

6. Праздник в городе

   Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

7. Школьный праздник-карнавал (Как художники помогают сделать праздник). (обобщающий урок)

   Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (9 ч)

1. Музеи в жизни города  Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

2. Искусство, которое хранится в этих музеях

   Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

3. Картина- особый мир. Картина-пейзаж

   Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

4. Картина-портрет

   Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

5. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

   Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

6. Исторические картины и картины бытового жанра

 Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

7. Скульптура в музее и на улице.

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

8. Художественная выставка (обобщение темы).

Выставка лучших работ за год.


Тематическое планирование

Тема

Количество

часов

контрольных

практических

1.Искусство в твоем доме

9



2.Искусство на улицах твоего города

7



3.Художник и зрелище

10



4.Художник и музей

9



Итого:

35




Календарно-тематическое планирование



№ урока

Наименование раздела и тем уроков

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Плановые сроки

прохождения (дата)

Часы учебного времени

По программе

Фактически

Искусство в твоём доме (9 ч)


1.

Твои игрушки.

Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

4.09


1

2.

Твои игрушки (украшение).

Расписывают и украшают свои игрушки.

11.09


1

3.

Посуда у тебя дома.

Рисуют свою любимую повседневную и праздничную посуду.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

18.09


1

4.

Обои и шторы у тебя дома.

Создают орнамент для обоев. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы

25.09


1

5.

Мамин платок.

Создают эскиз росписи платка. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

2.10


1

6

Твои книжки.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

Выбирают сказку и делают по ней свою книжку традиционной

или необычной формы.

9.10


1

7.

Твои книжки (продолжение работы).

16.10


1

8.

Открытки.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

Делают поздравительную открытку- образ.

23.10


1

9.

Труд художника для твоего дома.

Экскурсия по выставке детских работ. Участвуют в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Повторяют пройденные понятия.

6.11


1

Искусство на улицах твоего города (7ч)



10.

Памятники архитектуры.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

Работают с бумагой, красками, ножницами. Составление

облика зданий из бумажных заготовок.

13.11


1

11.

Парки, скверы, бульвары.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы

Работают в смешанной технике, рисование, аппликация.

20.11


1

12.

Ажурные ограды.

Работают в смешанной технике, рисование, объёмная

аппликация. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

27.11


1

13.

Волшебные фонари.

Выполняют объёмную поделку из бумаги. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

4.12


1

14.

Витрины.

Работают с бумагой, аппликация из рваной бумаги. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

11.12


1

15.

Удивительный транспорт.

Конструируют из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. Пояснение создания проекта.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

18.12


1

16.

Искусство на улицах твоего города. Обобщающий урок).

Беседа о роли художника в создании облика города.

Создают коллективную работу.


25.12


1

Художник и зрелище (10 ч)



17.

Художник в цирке.

Отражают фрагмент циркового представления в аппликации. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы

15.01


1

18.

Художник в цирке (продолжение работы).

Отражают искусство цирка в детском рисунке.

22.01


1

19.

Художник в театре.

Работают в смешанной технике. Создание объёмного макета

театральной постановки. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы

29.01


1

20.

Художник в театре. (продолжение работы).

05.02


1

21.

Театр кукол.

Изготавливают кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

12.02


1

22.

Театр кукол (продолжение работы).

Работают с тканью (шитьё). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

19.02


1

23.

Театральные маски.

Искусство масок разных характеров. Создают маски (бумажные и комбинированные). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

26.02


1

24.

Театральные маски (продолжение работы).

5.03


1

25.

Афиша и плакат.

Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

Рисуют на бумаге красками и карандашами.

12.03


1

26.

Праздник в городе.

Передают в рисунке впечатление праздника, его атмосферу. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.


19.03


1

Художник и музей (9часов)



27.

Музей в жизни города.

Рисуют на свободную тему. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

2.04


1

28.

Картина — особый мир. Картина- пейзаж.

Рисуют картину - портрет (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

9.04


1

29.

Картина - портрет.

Рисуют картину - портрет (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

16.04


1

30.

Картина-

Портрет (продолжение работы).

23.04


1

31.

Картина-

натюрморт.

Рисуют картину - натюрморт (краски, карандаши). Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

30.04


1

32.

Картины исторические и бытовые.

Рисуют картину на жанровую тему. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

7.05


1

33.

Скульптура в музее и на улице.

Лепят из пластилина фигуры человека в движении.

14.05


1

34.

Художник и

Музей.


Выставка лучших работ. Рассказывать о роли художника в жизни каждого человека.


21.05


1

35

Обобщающий урок года.


Рассказывать о том, чему научились за год. Работа с текстом учебника, анализ иллюстраций, ответы на поставленные вопросы.

28.05


1

Итого





35



Перечень учебно-методического обеспечения.

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /(Н.А. Горяева, Л.А. Неменского, А.С. Питерских и др.); под ред. Б.М. Неменского.  - 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2017.-144 с.      

  • репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением пейзажей и городов.

  • Компьютер, CD- DVD -.диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой

  • Интернет-ресурсы:

  • 1. http://ru.wikipedia.org/wiki

  • 2. http://moikompas.ru/tags/plastilin

  • 3. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html

  • 4. http://www.slovarus.ru

  • 5. http://nsportal.ru

  • 3. Информационно-коммуникативные средства.

  • 1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

  • 2. Познавательная коллекция. Энциклопедия. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

  • 3. Живопись акварелью. Базовый уровень. – М. : Полезное видео, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

  • 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru       5. Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru