Аннотация
к рабочей программе «Изобразительное искусство 3 класс»
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (ФГОС) на основе авторской программы по ИЗО под редакцией
Б.М.Неменского
Программа предназначена для учащихся 3 класса..
Цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусства» в общеобразовательной школе -
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культура
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес
учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его
основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа
по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочая учебная программа включает в себя:
пояснительную записку,
планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся),
содержание учебного предмета,
тематическое планирование.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО учителей - предметников протокол №___от __________ г. Руководитель МО учителей-предметников __________(Звонникова Е.Н.) | Согласовано И.о. заведующей филиалом МБОУ Комаричской СОШ №1 в с. Быхово ___________(Кочевых Т.К.) | Утверждена приказом по МБОУ Комаричской СОШ №1 от ________г. №_____ |
Рабочая программа
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
3 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель:
Шамшурина Ольга Петровна
I категория
2021 г
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе :
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
программы общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),
образовательной программе начального общего образованияМБОУ Комаричская СОШ №1;
• учебному плану МБОУ Комаричская СОШ №1;
• федеральному перечню учебников предметной линии «Школа России»;
• Положению о рабочей программе МБОУ Комаричская СОШ №1.
Цели курса
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)
II Планируемые результаты изучения учебного курса «Изобразительное искусство 3 класс»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
Оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
Учиться планировать работу в группе;
Учиться распределять работу между участниками проекта;
Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обучающийся научится:
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный, творческий проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
III Содержание курса «Изобразительное искусство 3 класс»
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Кол-ство часов | Из них |
Контрольные \ итоговые работы | Практические работы и т.д. |
1 | Искусство в твоем доме | 8 | 1 | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 8 | 1 | 8 |
3 | Художник и зрелище | 10 | 1 | 10 |
4 | Художник и музей | 8 | 1 | 8 |
| Итого | 34 | 4 | 34 |
Содержание программы
Искусство в твоем доме
Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение.
Художник и зрелище
Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы
Художник и музей
Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира.
Музей в жизни города.
Картина — особый мир. Картина – пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
IV Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема урока | Коли чество часов | Дата |
План | Факт |
1. | Искусство в твоем доме – 8 ч. | Вводный инструктаж по т/б. Художественные материалы. | 1 ч. | | |
2. | Твои игрушки. | 1 ч. | | |
3. | Посуда у тебя дома. | 1 ч. | | |
4. | Обои и шторы у тебя дома. | 1 ч. | | |
5. | Мамин платок. | 1 ч. | | |
6. | Твои книжки. | 1 ч. | | |
7. | Открытки. | 1 ч. | | |
8. | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | 1 ч. | | |
9. | Искусство на улицах твоего города – 7 ч. | Памятники архитектуры. | 1 ч. | | |
10. | Парки, скверы, бульвары. | 1 ч. | | |
11. | Ажурные ограды. | 1 ч. | | |
12. | Волшебные фонари. | 1 ч. | | |
13. | Витрины. | 1 ч. | | |
14. | Удивительный транспорт. | 1 ч. | | |
15. | Труд художника на улицах твоего города (села). | 1 ч. | | |
16. | Художник и зрелище–11 ч. | Художник в цирке. | 1 ч. | | |
17. | Художник в театре. | 1 ч. | | |
18-19. | Театр кукол. | 2 ч. | | |
20-21. | Маски. | 2 ч. | | |
22-23. | Афиша и плакат. | 2 ч. | | |
24-25. | Праздник в городе. | 2 ч. | | |
26. | Школьный карнавал (обобщение темы). | 1 ч. | | |
27. | Художник и музей – 8 ч. | Музей в жизни города. Музеи искусства. | 1 ч. | | |
28. | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | 1 ч. | | |
29. | Картина-портрет. | 1 ч. | | |
30. | Картина-натюрморт. | 1 ч. | | |
31. | Картины исторические и бытовые. | 1 ч. | | |
32. | Скульптура в музее и на улице. | 1 ч. | | |
33. | Художественная выставка (обобщение темы). | 1 ч. | | |
34. | Каждый человек – художник! | 1 ч. | | |