Аннотация
к рабочей программе по изобразительному искусству, 2 класс
Нормативная база программы и УМК
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе:
- авторской программы «Изобразительное искусство» ( под ред. Неменского Б.М.) ;
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-планируемых результатов начального общего образования;
-федерального перечня учебников на 2018-2019 учебный год;
-учебного плана МБОУ Комаричской СОШ №1;
-положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС МБОУ Комаричской СОШ №1;
- примерной программы начального общего образования », ( автор - Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта.
Программа реализуется по УМК «Школа России»
Неменская Л.А. Учебник «Изобразительное искусство» 2 класс . М.: Просвещение.
Количество часов на изучение дисциплины
Количество часов: в неделю - 1 час; в год - 34 часа.
По учебному плану: в неделю - 1 час, в год - 34 часа.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Структура программы
Программа включает в себя :
-титульный лист;
-пояснительную записку;
-планируемые результаты изучения учебного предмета;
-содержание учебного предмета;
-тематическое планирование.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована Согласовано Утверждена
к утверждению на заседании мо ______________________ приказом по
учителей ___________________ зам. дир. по УР Комаричской СОШ №1
протокол № ___ от ___________ ________ (_____________) от ________ г. №
Руководитель МО учителей ________
_____________ (___________________)
Рабочая программа
по изобразительному искусству
2 класс
на 2019 – 2020 учебный год
Учитель:
Шамшурина Ольга Петровна
I категория
2019 г.
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета :
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты по окончании 2 класса
В итоге освоения программы обучающиеся должны знать:
разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
правила расположения рисунка на листе бумаги;
имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться доступными средствами и материалами;
в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона;
использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
выделять интересное. Наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
создавая аппликации. Вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
3. Содержание учебного предмета
Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Раз дел | Тема урока | Коли чество часов | Дата |
план | факт |
1 | Как и чем работает художник? (8ч) | Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. Цветочная поляна.(Гуашь) | 1ч | | |
2 | Белая и чёрная краски. Природная стихия. (Гуашь, добавление чёрной и белой краски) | 1ч | | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Осенний лес. | 1ч | | |
4 | Выразительные возможности аппликации. Аппликация «Осенний ковёр» (коллективная работа) | 1ч | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Графика зимнего леса | 1ч | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объёме. В мире животных | 1ч | | |
7 | Выразительные возможности бумаги. Игровая площадка | 1ч | | |
8 | Обобщение раздела. Неожиданные материалы. Смешанные техники. Праздник в городе | 1ч | | |
9 | Реальность и фантазия(7ч) | Изображение и реальность. Птицы родного края. | 1ч | | |
10 | Изображение и фантазия. Сказочная птица. | 1ч | | |
11 | Украшение и реальность. Паутинка. | 1ч | | |
12 | Украшение и фантазия. Кружева. | 1ч | | |
13 | Постройки и реальность. Подводное царство | 1ч | | |
14 | Постройка и фантазия. Коллективная работа «Городок-коробок» | 1ч | | |
15 | Обобщение раздела. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Ёлочные игрушки. | 1ч | | |
16 | О чём говорит искусство? (11 ч) | Изображение природы в различных состояниях. Море | 1ч | | |
17 | Изображение характера животных. Четвероногий друг | 1 ч | | |
18 | Изображение характера человека: женский образ | 1 ч | | |
19 | Изображение характера человека: мужской образ | 1 ч | | |
20-21 | Образ человека в скульптуре. Сказочные образы | 2 ч | | |
22 | Человек и его украшения | 1 ч | | |
23 | О чём говорят украшения | 1 ч | | |
24-25 | Образ здания. Замок Снежной королевы. | 2 ч | | |
26 | Обобщение раздела. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру. Творческие работы, выполненные а разных материалах и техниках. | | | |
27 | | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Горящий костёр и холодная синяя ночь. | 1 ч | | |
28 | Как говорит искусство?(8ч) | Тихие и звонкие цвета. Весенняя земля | 1 ч | | |
29 | Что такое ритм линий? Весенние ручьи | 1 ч | | |
30 | Характер линий. Нежные или могучие ветви | 1 ч | | |
31 | Ритм пятен. Летящие птицы | 1 ч | | |
32 | Пропорции выражают характер. Лепка птиц с разными пропорциями | 1 ч | | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Коллективная работа «Весна. Шум птиц». | 1 ч | | |
34 | Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров» | 1 ч | | |