МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛОВНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принято Утверждено и введено в действие
педагогическим советом приказом № 1-11 по МКОУ «Половневская
МКОУ «Половневская средняя средняя общеобразовательная школа»
общеобразовательная школа» от «01» сентября 2021 г.
Протокол № 1 от «30» августа 2021 г.
Директор школы Н.В.Жеребцова
Согласовано руководитель МО ____________Л.В.Мальцева Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. | | |
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
1-4 классы
Составила
учитель Е.С.Горюшкина
2021 год
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
3. Тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
3.1. Тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство» 1 класс
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» |
1 | Изображения всюду вокруг нас | 1 | 1-6 |
2 | Мастер Изображения учит видеть | 1 | 1-6 |
3 | Изображать можно пятном | 1 | 1-6 |
4 | Изображать можно в объёме | 1 | 1-6 |
5 | Изображать можно линией | 1 | 1-6 |
6 | Разноцветные краски | 1 | 1-6 |
7 | Изображать можно и то, что невидимо | 1 | 1-6 |
8 | Художники и зрители (обобщение темы) | 1 | 1-6 |
9 | Мир полон украшений | 1 | 1-6 |
10 | Красоту нужно уметь замечать | 1 | 1-6 |
11 | Цветы | 1 | 1-6 |
12 | Узоры на крыльях (ритм пятен) | 1 | 1-6 |
13 | Красивые рыбки (монотипия) | 1 | 1-6 |
14 | Украшения птиц (объёмная аппликация) | 1 | 1-6 |
15 | Узоры, которые создали люди | 1 | 1-6 |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 | 1-6 |
17 | Постройки в нашей жизни | 1 | 1-6 |
18 | Дома бывают разными | 1 | 1-6 |
19 | Домики, которые построили природа | 1 | 1-6 |
20 | Дом снаружи внутри | 1 | 1-6 |
21-22 | Строим город | 2 | 1-6 |
23 | Всё имеет своё строение | 1 | 1-6 |
24 | Строим вещи | 1 | 1-6 |
25 | Город, в котором мы живём (обобщение темы) | 1 | 1-6 |
26 | Три брата-Мастера всегда трудятся вместе | 1 | 1-6 |
27 | Праздник птиц | 1 | 1-7 |
28 | Разноцветные жуки | 1 | 1-6 |
29-30 | Сказочная страна | 2 | 1-7 |
31-32 | Времена года | 2 | 1-7 |
33 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) | 1 | |
3.2. Тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство» 2 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» |
1 | Три основных цвета – жёлтый, красный, синий | 1 | 1-6 |
2 | Белая и чёрная краски | 1 | 1-6 |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | 1 | 1-6 |
4 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | 1-6 |
5 | Выразительные возможности материалов для работы в объёме | 1 | 1-6 |
6 | Выразительные возможности бумаги | 1 | 1-6 |
7 | Выразительные возможности аппликации | 1 | 1-6 |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1 | 1-7 |
9 | Изображение и реальность | 1 | 1-6 |
10 | Изображение и фантазия | 1 | 1-6 |
11 | Украшение и реальность | 1 | 1-6 |
12 | Украшение и фантазия | 1 | 1-6 |
13 | Постройка и реальность | 1 | 1-6 |
14 | Постройка и фантазия | 1 | 1-6 |
15-16 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 2 | 1-7 |
17-18 | Изображение природы в разных состояниях | 2 | 1-6 |
19 | Изображение характера животных | 1 | 1-6 |
20 | Изображение характера человека: женский образ | 1 | 1-6 |
21 | Изображение характера человека: мужской образ | 1 | 1-6 |
22 | Образ человека в скульптуре | 1 | 1-6 |
23 | Человек и его украшения | 1 | 1-6 |
24 | О чём говорят украшения | 1 | 1-6 |
25 | Образ здания | 1 | 1-6 |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы) | 1 | 1-7 |
27 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного | 1 | 1-6 |
28 | Тихие и звонкие цвета | 1 | 1-6 |
29 | Что такое ритм пятен? | 1 | 1-6 |
30 | Ритм и движение пятен | 1 | 1-6 |
31 | Ритм такое ритм линий? | 1 | 1-6 |
32 | Пропорции выражают характер | 1 | 1-6 |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности | 1 | 1-6 |
34 | Ты и искусство (обобщающий урок года) | 1 | 1-7 |
3.3. Тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство» 3 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» |
1 | Твои игрушки | 1 | 1-6 |
2-3 | Посуда у тебя дома | 2 | 1-6 |
4 | Обои и шторы у тебя дома | 1 | 1-6 |
5 | Мамин платок | 1 | 1-6 |
6 | Твои книжки | 1 | 1-6 |
7 | Открытки | 1 | 1-6 |
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | 1 | 1-8 |
9 | Памятники архитектуры | 1 | 1-6 |
10 | Парки, скверы, бульвары | 1 | 1-6 |
11 | Ажурные ограды | 1 | 1-6 |
12 | Волшебные фонари | 1 | 1-6 |
13 | Витрины | 1 | 1-6 |
14 | Удивительный транспорт | 1 | 1-6 |
15-16 | Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы) | 2 | 1-8 |
17-19 | Художник в цирке | 3 | 1-6 |
20-21 | Художник в театре | 2 | 1-6 |
22 | Театр кукол | 1 | 1-6 |
23 | Маски | 1 | 1-6 |
24 | Афиша и плакат | 1 | 1-6 |
25 | Праздник в городе | 1 | 1-6 |
26 | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 | 1-7 |
27-28 | Музей в жизни города | 2 | 1-6 |
29 | Картина – особый мир. Картина – пейзаж | 1 | 1-6 |
30 | Картина – портрет | 1 | 1-6 |
31 | Картина - натюрморт | 1 | 1-6 |
32 | Картины исторические и бытовые | 1 | 1-6 |
33 | Скульптура в музее и на улице | 1 | 1-6 |
34 | Художественная выставка (обобщение темы) | 1 | 1-8 |
3.4. Тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство» 4 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» |
1-2 | Пейзаж родной земли | 2 | 1-6 |
3-4 | Деревня – деревянный мир | 2 | 1-6 |
5-6 | Красота человека | 2 | 1-6 |
7-8 | Народные праздники (обобщение темы) | 2 | 1-6 |
9 | Родной угол | 1 | 1-6 |
10 | Древние соборы | 1 | 1-8 |
11 | Древнерусский город и его жители | 1 | 1-6 |
12 | Древнерусские воины-защитники | 1 | 1-6 |
13 | Крестьянский быт | | 1-6 |
14 | Города Русской земли | 1 | 1-8 |
15 | Узорочье теремов | 1 | 1-6 |
16 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | 1 | 1-7 |
17-18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 2 | 1-6 |
19 | Народы гор и степей | 1 | 1-6 |
20-21 | Города в пустыне | 2 | 1-6 |
22-23 | Древняя Эллада | 2 | 1-6 |
24-25 | Европейские города Средневековья | 2 | 1-6 |
26 | Многообразие художественных культур в мире | 1 | 1-6 |
27-28 | Материнство | 2 | 1-6 |
29-30 | Мудрость старости | 2 | 1-6 |
31 | Сопереживание | 1 | 1-6 |
32 | Герои-защитники | 1 | 1-6 |
33 | Юность и надежды | 1 | 1-6 |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 | 1-8 |
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
1.установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
2.побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
3.привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
4.использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5.применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
6.включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7.организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
8.инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
4. Календарно-тематическое планирование
Приложение 1
Приложение 1.1 Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс
Приложение 1.2 Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс
Приложение 1.3 Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс
Приложение 1.4 Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс
17