Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Гражданское воспитание включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
Патриотическое воспитание предусматривает:
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
Приобщение детей к культурному наследию:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
Популяризация научных знаний среди детей:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
Экологическое воспитание включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания
и средств его выражения.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно творческих
задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы:
• основы художественной культуры, представления о специфике искусства,
потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа
произведения искусства;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной,
художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-
исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным
содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,
разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа
Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся овладеют:
• умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать
образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание курса
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Как и чем работает художник? (8 ч.)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия (7 ч.)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
О чем говорит искусство (11 ч.)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусства (8 ч.)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Раздел программы Тема урока | ЭОР, ЦОР | Основные направления воспитательной деятельности | Кол-во часов | Дата проведения |
| | план | факт |
| | | «КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК?» (8 часов) |
1. | Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. | | | 1 ч. | | |
2. | Белая и чёрная краски. | | | 1 ч. | | |
3. | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | | | 1 ч. | | |
4. | Выразительные возможности аппликации. | | | 1 ч. | | |
5. | Выразительные возможности графических материалов. | | | 1 ч. | | |
6. | Выразительность материалов для работы в объёме. | | | 1 ч. | | |
7. | Выразительные возможности бумаги. | | | 1 ч. | | |
8. | Неожиданные материалы (обобщение темы). | | | 1 ч. | | |
| | | «РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ» (7 часов) |
9. | Изображение и реальность. | | | 1 ч. | | |
10. | Изображение и фантазия. | | | 1 ч. | | |
11. | Украшение и реальность. | | | 1 ч. | | |
12. | Украшение и фантазия. | | | 1 ч. | | |
13. | Постройка и реальность. | | | 1 ч. | | |
14. | Постройка и фантазия. | | | 1 ч. | | |
15. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | | | 1 ч. | | |
| | | «О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО» (11 часов) |
16. | Изображение природы в различных состояниях. | | | 1 ч. | | |
17. | Изображение характера животных. | | | 1 ч. | | |
18. 19. | Изображение характера человека: женский образ. | | | 2 ч. | | |
20. 21. | Изображение характера человека: мужской образ. | | | 2 ч. | | |
22. | Образ человека в скульптуре. | | | 1 ч. | | |
23. | Человек и его украшения. | | | 1 ч. | | |
24. | О чём говорят украшения. | | | 1 ч. | | |
25. | Образ здания. | | | 1 ч. | | |
26. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы). | | | 1 ч. | | |
| | | «КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО» (8 часов) |
27. | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | | | 1 ч. | | |
28. | Тихие и звонкие цвета. | | | 1 ч. | | |
29. | Что такое ритм линий? Характер линий. | | | 1 ч. | | |
30. | Ритм пятен. | | | 1 ч. | | |
31. | Пропорции выражают характер. | | | 1 ч. | | |
32. | Промежуточная аттестация. Тестирование. | | | 1 ч. | | |
33. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | | | 1 ч. | | |
34. | Обобщающий урок года. | | | 1 ч. | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б.М.Неменского.- М. : Просвещение, 2019.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014
Рабочая тетрадь по изобразительному искусству «Твоя мастерская» 2 класс : Б. М. Неменский – М. : Просвещение, 2020.
Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Альбом.
3. Бумага цветная.
4. Фломастеры, цветные карандаши.
5. Кисти беличьи, кисти из щетины.
6. Емкости для воды.
7. Пластилин.
8. Клей.
9. Ножницы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Влазовичская средняя общеобразовательная школа Суражского района Брянской области
Лист корректировки тематического планирования
изобразительному искусству во 2 классе в 2021-2022 учебном году
Количество часов в неделю:_1_ Количество часов за год:__34__
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов по плану | Кол-во фактически проведенных часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
13 | Ты украшаешь. | Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. | 2 | 1 | Изменение в графике каникул | Объединение |
18 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | 2 | 1 | Изменение в графике каникул | Объединение |
31 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги. | 2 | 1 | Праздничные дни. Приказ №102 от 26.04.2021г. | Объединение |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Программа по изобразительному искусству в 2 классе выполнена полностью за счет уплотнения.
Учитель: ________________/_________________/