СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь в планировании уроков для учителей изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс.»



Рабочая программа

учебного предмета «изобразительному искусству»


8 класс



на 2021-2022 учебный год



Составила:

Шачнева Ольга Владимировна, учитель изо,

высшая квалификационная категория


Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (8 класс) (далее – Рабочая программа) составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основании ООП ООО МБОУ СОШ № 13

Рабочая программа конкретизирует содержание и особенности реализации программы учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне ООО в 8 классе.


Целью реализации рабочей программы по учебному предмету „ Изобразительное искусство “ является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ООП ООО школы.

Задачами учебного предмета являются:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Целевые установки для 8 класса: – формирование понимания места и значения художественного наследия в мировом культурном процессе, осознание учащимися развития изобразительного искусства в современном мире.

На реализацию Рабочей программы отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 недель).


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» (8 класс)

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» личностным, метапредметным, предметным.


Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Л-1.1. Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны — России (ее многонационального народа).

Л-1.2. Воспитывать в себе чувство патриотизма — любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране — России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах. Л-1.3. Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной. Л-1.4. Учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом, гражданами своей страны.

Л-1.5. Учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны. Л-1.6. Отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению. Л-2.1. Обладать устойчивой мотивацией к обучению и познанию на основе личностно-ориентированного подхода. Л-2.2. Осознавать ответственное отношение к учению,

Л-2.3. Формировать уважительное отношение к труду. Л-2.4. Осознавать потребность и готовность к саморазвитию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Л-2.5. Использовать свои интересы для выбора и построения индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Л-3.1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Л-3.2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

Л-3.2.1. осознавать современное многообразие типов мировоззрения, социальных, духовных, языковых, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

Л-3.2.2 Постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы; Л- 3.2.3 Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;

Л-3.3. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Л-4.1. Выстраивать толерантное (уважительнодоброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя, к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к ценностям народов России и мира — их истории, культуре, традициям, религиям.

Л-4.2.1. Взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга; Л-4.2.2. Учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях; Л-4.2.4. Учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок.

Л-5.1. Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация).

Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат. Л-5.4. Учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами. Л-5.6. Учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права.

Л-6.1. Стремиться к нравственному самосовершенствованию;

Л-6.2.Знать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; Л-6.5 Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.

Л-6.6. Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о нравственном поведении.

Л-7.1.Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Л-9.4. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Л-11.1.Учиться понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; Л-11.2. Сформировать основы художественной культуры как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

Л-11.3.Формировать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

Л-11.4. Сформировать способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; Л-11.5. Уважать историю культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;

Л-11.6. Развивать в себе потребность в общении с художественными произведениями;

Л-11.7. Сформировать активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Р-1.1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

Р-1.2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Р-1.5. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Р-2.1. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; Р-2.2. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; Р-2.3. определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Р-2.5. выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
Р-3.2. систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Р-3.3. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-1.1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; Р-1.2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Р-1.5. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Р-1.6. обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Р-2.2. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Р-2.7. определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
Р-2.8. описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
Р-2.9. планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
Р-3.2. систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Р-3.3. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-3.5. находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

Р-3.6. работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
Р-3.8. сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Р-4.1. определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
Р-4.3. свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

Р-4.4. оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
Р-4.6. фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Р-5.2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Р-5.2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Р-5.3. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Р-5.4. самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Р-5.5. ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
П-1.1. давать определения понятиям, подводить под понятия;

П-1.3. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
П-1.4. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
П-1.5. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

П-1.6. выделять явление из общего ряда других явлений;
П-1.7. определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
П-1.8. строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
П-1.9. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
П-1.10. строить рассуждения на основе аналогии
П-1.14. выделять главное

П-2.1. обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
П-2.4. преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.);

П-2.7.2. Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).
П-2.7.2.1.Формулировать цели исследований П-2.7.2.2.Планировать этапы исследования П-2.7.2.5.Анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы

П-2.7.2.6. Адекватно содержанию и эстетически грамотно оформлять результаты исследований

П-2.7.3. Использовать методы познания специфические для предметов социально-гуманитарного и художественно-эстетического циклов П-2.7.3.1. Создавать самостоятельные замыслы художественных произведений и находить соответствующие художественные средства для их воплощения

П-2.7.3.2. Понимать на основании анализа художественных средств замысел и ценностные ориентиры автора произведения

П-2.7.3.3. Интерпретировать художественное произведение с учетом исторической эпохи его создания, специфики вида искусства, к которому относится произведение, и творческого своеобразия автора

К-1.1. Определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников; К–1.2. Работать в группах на основе заданных правил взаимодействия;

К–1.3. Допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

К– 1.4.Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; К– 1.5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем и сверстниками, в том числе в ситуации столкновения интересов, согласуя с ними свои интересы и взгляды.;

К– 1.6. Соблюдать регламент деятельности в группе; слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

К– 1.7. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
К– 1.8. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

К-1.9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

К-2.1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
К-2.7. принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
К-2.10. использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
К-2.11. делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

К-2.11. Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:

К-2.11.1. Определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;
К-2.11.3. формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
К-2.11.4. придерживаться темы при изложении мыслей;
К-2.11.5. придерживаться определённого плана при изложении мысли;
К-2.11.6. излагать тезисно;
К-2.11.7. формулировать выводы из собственного текста;
К-2.11.8. подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;
К-2.11.9. пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
К-2.11.10. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.

К-2.12. Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:

К-2.12.1. формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
К-2.12.2.определять границы содержания темы;
К-2.12.3.выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;
К-2.12.4. составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);
К-2.12.5. придерживаться темы при изложении мыслей;
К-2.12.6. придерживаться определённого плана при изложении мысли;
К-2.12.7. оформлять мысли тезисно;
К-2.12.8. подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
К-2.12.9. обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;

К-2.12.10. пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
К-2.12.11. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;
СЧ-1.1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

СЧ-1.1.1. определять главную тему, общую цель или назначение текста;
СЧ-1.1.2. выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
СЧ-1.1.3. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
СЧ-1.1.4. предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
СЧ-1.1.6. сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
СЧ-1.2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

СЧ-1.3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
СЧ-1.3.1. определять назначение разных видов текстов;
СЧ-1.3.2. ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
СЧ-1.3.3. различать темы и подтемы специального текста;
СЧ-1.3.4. выделять главную и избыточную информацию;
СЧ-1.3.6. сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
СЧ-1.3.8. формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
СЧ-2.1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
СЧ-2.3. интерпретировать текст:
СЧ-2.3.1. сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
СЧ-3.1.1. связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

СЧ-3.1.2. оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
СЧ-3.1.3. находить доводы в защиту своей точки зрения;
СЧ-3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

ИКТ-1.5. входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
ИКТ-1.6.соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

ИКТ-2.1.создавать презентации на основе цифровых фотографий;

ИКТ-2.2. проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
ИКТ-2.4. осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
ИКТ-3.4. искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;
ИКТ-10.6.соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
ИКТ-10.7. различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.

ИКТ-11.1.Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр.


Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

И-1.3 развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

И-1.7 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

И-1.8 объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;


И-1.11 активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства.

И-1.12 понимать роль изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

И-1.13 знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

И-1.15 4 получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

И-3.2 определять истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

И-3.10 рассуждать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

И-3.11.1 иметь общее представление и рассказывать об особенностях художественных стилей разных эпох;

И-3.15.1 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве XVIII – XIX веков;

И-3.16 понимать изобразительную природу экранных искусств;

И-3.17 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

И-3.18 различать понятия: игровой и документальный фильм;


И-4.1 понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;


И-5.1 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

И-5.5 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

И-5.6 знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

И-5.11 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

И-5.13 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

И-5.24 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

И-5.28 применять перспективу в практической творческой работе;

И-5.29 навыкам создания пейзажных зарисовок;

И-5.30 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

И-5.31 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

И-5.37 изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

И-5.40 понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

И-5.54 создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

И-5.55 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

И-5.56 узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры

И-5.59 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

И-5.60 различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.)

И-5.52 понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;


И-6.4 представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

И-6.6 характеризовать временные и пространственные искусства;

И-6.8 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;


И-6.14 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

И-6.19 понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

И-6.20 понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

И-6.21 различать особенности художественной фотографии;

И-6.22 применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

И-6.23 использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

И-6.24 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

И-6.25 пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

И-6.26 понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

И-6.27 применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

И-6.28 применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

И-6.29 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

И-6.30 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда

И-6.12 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

И-7.1 называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

И-7.2 называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;

И-7.3 иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

И-7.8 узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

И-7.9 называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

И-7.10 творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

И-7.11 творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;

И-7.12 творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

И-7.13 рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

И-7.14 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

И-7.15 анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

И-7.16 культуре зрительского восприятия;

И-7.17 представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

И-7.18 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

И-7.27 рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

И-7.28 чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

И-7.29.1 называть имена великих русских живописцев XVIII – XIX веков;

И-7.30.1 называть и характеризовать произведения изобразительного искусства русских художников XVIII – XIX веков;

И-7.32 называть имена мастеров российского кинематографа. С.М.Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков.

И-7.33 понимать основы искусства телевидения;



Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» (8 класс)

Тема 8 класса – «Пластические и синтетические виды искусства в изобразительном искусстве» - является формированием восприятия произведений пластических искусств материальной и духовной культуры народов мира, так и принципиальным расширением визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, современной художественной культуры на примере фотографии.



  1. : Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.


Посвящен визуально-зрелищной стороне искусства театра, которое рассматривается как модель любого синтетического искусства, т. е. искусства, использующего в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества.

Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестают быть делом только одного художника. Вместе с ним спектакль создают режиссёр, актёры и целые цеха. Поэтому проектно-творческая работа в этом разделе моделирует основные моменты их сотворчества.


  1. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.


Рассматривается эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от

ручного к механическому, электронному и т. д.). Даётся анализ расширенного понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Исследуется природа творчества в фотографии, трактуемой как реализация дара видения мира, как искусство отбора и композиции.

Даётся понимание фотоснимка как информационно-художественного и исторически-документального фиксатора нашей жизни. Кратко излагается история фотографии: от дагерротипа до фотографии, созданной с помощью компьютерных технологий.


  1. Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?


Обобщение знаний о кинематографе, причём с точки зрения искусства. Основы экранной культуры раскрываются перед учащимися в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя) и в практических упражнениях и проекте «От большого кино к твоему видео» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео). Раскрывается синтетическая природа образа в фильме, в создании которого, помимо изображения, задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме ещё и актёрская игра). Исследуется условность изображения и времени в кино, а особенно роль монтажа как основы киноязыка. Многообразие жанров и возможностей кинозрелища раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа, прихода в него звука и цвета. Исследуется специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, внимание акцентируется на коллективности художественного творчества в кино.


  1. Изображение фигуры человека и образ человека.


Знакомит учащихся с изображением красоты человека в истории искусства, о конструкции и выразительной пластике человеческой фигуры, о проявлении мира человека в его внешнем облике на примерах произведений изобразительного искусства.


  1. Поэзия повседневности.


Бытовой жанр в изобразительном искусстве – особый способ выражения поэзии повседневной жизни человека, народного быта, мировоззрения определенной эпохи. Картины исторического жанра показывают всю глубину человеческих отношений и тесно связан с мифологическим жанром в изобразительном искусстве.


  1. Великие темы жизни.


Тематические картины в России XIX века, также как и библейские темы в изобразительном искусстве, знакомят с творчеством великих мастеров, которые передавали в своих работах идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, веру в ценность человеческой личности.


  1. Искусство иллюстрации – Слово и изображение.


Иллюстрация, как самостоятельное произведение искусства, синтез слова, изображения и мысли. Одной иллюстрацией художник создает в воображении читателя детальные образы героев, атмосферу сказки.


Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»


№п/п

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Реализация воспитательного компонента

I

Изображение фигуры человека и образ человека

3

Уважение истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека. Роль изобразительного искусства в жизни человека. Знакомство с представлениями человека в истории искусства. Нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

1

Пропорции и строение фигуры человека. Лепка человека.

1

2

Наброски фигуры человека

1

3

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

II

Поэзия повседневности

3

Формирование основ художественной культуры как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения История и развитие сюжетной картины (бытового жанра), ее видах.

1

Сюжет и содержание в картине

1

2

Жизнь в моем городе в прошлых веках

1

3

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

1

III

Великие темы жизни

4

Знакомство с историческим жанром в живописи, который объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. Отношение к миру и любовь к искусству. Развитие потребности в общении с художественными произведениями

1

Исторические и мифологические темы

1

2

Библейские темы в изобразительном искусстве.

1

3

Место и роль картины в искусстве XX века.

1

4

Искусство иллюстрации – Слово и изображение.

1

IV

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

7

Формирование основ художественной культуры как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. Исследование визуально-пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера. Жанровое многообразие театральных спектаклей; единство правды и вымысла на сцене; роль художника в содружестве драматурга, режиссёра и актёра в спектакле. Коллективность творчества — основа синтетических искусств.

1

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.

1

2

«Правда и магия театра. Театральное искусство и художник»

1

3

«Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества»

1

4

«Сценография — искусство и производство»

1

5

«Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

1

6

«Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол»

1

7

«Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению»

1

V

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

9

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок изображение действительности в формах самой действительности. Общность и различия между картиной и фотографией. Освоение основ художественно-съёмочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.

1

«Фотография — взгляд, сохранённый навсегда.

Фотография — новое изображение реальности»

1

2

«Грамота фото композиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать»

1

3

«Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура»

1

4

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фото пейзажа и интерьера»

1

5

«Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета»

1

6

Съемка репортажного портрета в ситуации.

1

7-8

«Событие в кадре. Искусство фоторепортажа»

2

9

«Фотография и компьютер. Документ или фальсификация:

факт и его компьютерная трактовка»

1

VI

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

8

Формирование осознанности единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. выстраивать собственное целостное мировоззрение. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка. Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа, приходом в него звука и цвета). Съёмка маленького видеосюжета самостоятельно, без киногруппы (ребёнок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссёр, и как оператор, и как художник).

1

«Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино»

1

2

«Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме»

1

3

От большого экрана к твоему видео.

«Азбука киноязыка» «Фильм — «рассказ в картинках»

1

4

«Фильм — «рассказ в картинках»

1

5

«Воплощение замысла»

1

6

«Чудо движения: увидеть и снять»

1

7

«Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или, Когда художник больше чем художник»

1

8

«Живые рисунки на твоём компьютере»

1

VII

Резерв

1



Итого

35