Л-1.1. Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны — России (ее многонационального народа). Л-1.2. Воспитывать в себе чувство патриотизма — любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране — России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах. Л-1.3. Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной. Л-1.4. Учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом, гражданами своей страны. Л-1.5. Учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны. Л-1.6. Отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению. Л-2.1. Обладать устойчивой мотивацией к обучению и познанию на основе личностно-ориентированного подхода. Л-2.2. Осознавать ответственное отношение к учению, Л-2.3. Формировать уважительное отношение к труду. Л-2.4. Осознавать потребность и готовность к саморазвитию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Л-2.5. Использовать свои интересы для выбора и построения индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Л-3.1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Л-3.2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: Л-3.2.1. осознавать современное многообразие типов мировоззрения, социальных, духовных, языковых, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; Л-3.2.2 Постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы; Л- 3.2.3 Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; Л-3.3. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Л-4.1. Выстраивать толерантное (уважительнодоброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя, к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к ценностям народов России и мира — их истории, культуре, традициям, религиям. Л-4.2.1. Взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга; Л-4.2.2. Учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях; Л-4.2.4. Учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок. Л-5.1. Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация). Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат. Л-5.4. Учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами. Л-5.6. Учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права. Л-6.1. Стремиться к нравственному самосовершенствованию; Л-6.2.Знать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; Л-6.5 Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Л-6.6. Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о нравственном поведении. Л-7.1.Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Л-9.4. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Л-11.1.Учиться понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; Л-11.2. Сформировать основы художественной культуры как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; Л-11.3.Формировать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; Л-11.4. Сформировать способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; Л-11.5. Уважать историю культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; Л-11.6. Развивать в себе потребность в общении с художественными произведениями; Л-11.7. Сформировать активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. | Р-1.1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; Р-1.2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Р-1.5. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Р-2.1. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; Р-2.2. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; Р-2.3. определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Р-2.5. выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; Р-3.2. систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; Р-3.3. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; Р-1.1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; Р-1.2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Р-1.5. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Р-1.6. обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Р-2.2. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); Р-2.7. определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; Р-2.8. описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; Р-2.9. планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; Р-3.2. систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; Р-3.3. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; Р-3.5. находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; Р-3.6. работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; Р-3.8. сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Р-4.1. определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; Р-4.3. свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; Р-4.4. оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; Р-4.6. фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Р-5.2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Р-5.2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; Р-5.3. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; Р-5.4. самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; Р-5.5. ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; П-1.1. давать определения понятиям, подводить под понятия; П-1.3. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; П-1.4. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; П-1.5. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; П-1.6. выделять явление из общего ряда других явлений; П-1.7. определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; П-1.8. строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; П-1.9. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; П-1.10. строить рассуждения на основе аналогии П-1.14. выделять главное П-2.1. обозначать символом и знаком предмет и/или явление; П-2.4. преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.); П-2.7.2. Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения). П-2.7.2.1.Формулировать цели исследований П-2.7.2.2.Планировать этапы исследования П-2.7.2.5.Анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы П-2.7.2.6. Адекватно содержанию и эстетически грамотно оформлять результаты исследований П-2.7.3. Использовать методы познания специфические для предметов социально-гуманитарного и художественно-эстетического циклов П-2.7.3.1. Создавать самостоятельные замыслы художественных произведений и находить соответствующие художественные средства для их воплощения П-2.7.3.2. Понимать на основании анализа художественных средств замысел и ценностные ориентиры автора произведения П-2.7.3.3. Интерпретировать художественное произведение с учетом исторической эпохи его создания, специфики вида искусства, к которому относится произведение, и творческого своеобразия автора К-1.1. Определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников; К–1.2. Работать в группах на основе заданных правил взаимодействия; К–1.3. Допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; К– 1.4.Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; К– 1.5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем и сверстниками, в том числе в ситуации столкновения интересов, согласуя с ними свои интересы и взгляды.; К– 1.6. Соблюдать регламент деятельности в группе; слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; К– 1.7. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; К– 1.8. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; К-1.9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; К-2.1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. К-2.7. принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; К-2.10. использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; К-2.11. делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. К-2.11. Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия: К-2.11.1. Определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения; К-2.11.3. формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно; К-2.11.4. придерживаться темы при изложении мыслей; К-2.11.5. придерживаться определённого плана при изложении мысли; К-2.11.6. излагать тезисно; К-2.11.7. формулировать выводы из собственного текста; К-2.11.8. подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы; К-2.11.9. пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать); К-2.11.10. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли. К-2.12. Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий: К-2.12.1. формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно; К-2.12.2.определять границы содержания темы; К-2.12.3.выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения; К-2.12.4. составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный); К-2.12.5. придерживаться темы при изложении мыслей; К-2.12.6. придерживаться определённого плана при изложении мысли; К-2.12.7. оформлять мысли тезисно; К-2.12.8. подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы; К-2.12.9. обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы; К-2.12.10. пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать); К-2.12.11. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли; СЧ-1.1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: СЧ-1.1.1. определять главную тему, общую цель или назначение текста; СЧ-1.1.2. выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; СЧ-1.1.3. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; СЧ-1.1.4. предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; СЧ-1.1.6. сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; СЧ-1.2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); СЧ-1.3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: СЧ-1.3.1. определять назначение разных видов текстов; СЧ-1.3.2. ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; СЧ-1.3.3. различать темы и подтемы специального текста; СЧ-1.3.4. выделять главную и избыточную информацию; СЧ-1.3.6. сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; СЧ-1.3.8. формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; СЧ-2.1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; СЧ-2.3. интерпретировать текст: СЧ-2.3.1. сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; СЧ-3.1.1. связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; СЧ-3.1.2. оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; СЧ-3.1.3. находить доводы в защиту своей точки зрения; СЧ-3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; ИКТ-1.5. входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; ИКТ-1.6.соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. ИКТ-2.1.создавать презентации на основе цифровых фотографий; ИКТ-2.2. проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; ИКТ-2.4. осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); ИКТ-3.4. искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители; ИКТ-10.6.соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет; ИКТ-10.7. различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно. ИКТ-11.1.Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр. |