Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3б класса МБОУ « СОШ №1 г. Шатуры» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно – нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство для 3б класса составлена с учётом авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. 1 класс — 33 ч в год. 2,3,4 классы – 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Содержание учебного курса.
Искусство в твоем доме (9 ч.)
Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.
Твои игрушки. Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов.
Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
Мамин платок.Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
Обои и шторы в твоем домеЭскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
Памятники архитектуры — наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
Транспорт в городе
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (села)
Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище (10 ч)
В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей.
Художник и музей (7 ч)
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев.
Музеи в жизни города
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».
Календарно – тематическое планирование , 34 часа, 1 час в неделю
(календарное планирование составлена с учётом праздничных дней)
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата план | Дата факт |
Раздел I . Искусство в твоем доме - 8ч |
1. | Мастери Изображения, Постройки и Украшения | Принимают учебную задачу, планируют алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов; извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации; строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; задают вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеет находить ответ на него. | 5.09 | |
2 | Твои игрушки | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на проявление интереса к культурному наследию. | 12.09 | |
3 | Посуда у тебя дома | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на проявление интереса к культурному наследию. | 19.09 | |
4 | Обои шторы в твоем доме | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | 26.09 | |
5 | Мамин платок | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | 03.10 | |
6 | Твои книжки | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на бережное отношение к книге. | 17.10 | |
7 | Твои книги. Обложка. | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на бережное отношение к книге. | 24.10 | |
8 | Открытки | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме об открытках, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, производят логические мыслительные операции; умеют осуществлять итоговый контроль деятельности; участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; выражают положительное отношение к процессу познания, проявляет внимание, удивление, желание больше узнать. | 31.10 | |
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города - 7ч |
9 | Памятники архитектуры | Сравнивают различные объекты, выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на появление интереса к культурному наследию страны. | 07.11 | |
10 | Парки, скверы, бульвары | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации; корректируют деятельность:участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на проявление бережного отношения к уголкам природы в городе. | 14.11 | |
11 | Ажурные ограды | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление об угрозах оград; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; | 28.11 | |
12 | Волшебные фонари | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о форме фонарей; осуществляют итоговый контроль деятельности, и пооперационный контроль; инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, составляет описание объекта с использованием выразительных средств языка; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; | 05.12 | |
13 | Витрины | Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразовывают объект:презентуют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; оценивают результаты деятельности, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляет терпение и доброжелательность в споре. | 12.12 | |
14 | Удивительный транспорт | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения, высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. | 19.12 | |
15 | Транспорт будущего | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения, высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. | 26.12 | |
Раздел 3. Художник и зрелище - 11ч |
16 | Художник в цирке | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания; удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи, понимают роль культуры и искусства в жизни общества; | 09.01 | |
17 | Художник в театре | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения, высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; осуществляют итоговый контроль деятельности, и пооперационный контроль; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания; применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляет терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. | 23.01 | |
18 | Театр кукол | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о кукольных театрах, видах кукол; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к театральному искусству. | 30.01 | |
19 | Кукольный театр | Строят сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о кукольных театрах, видах кукол; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к театральному искусству. | 06.02 | |
20 | Маска | Преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; обладают первичными навыками умения оценки работ и ответов одноклассников, проявляют доброжелательность и отзывчивость, сопереживают чувствам других людей. | 13.02 | |
21 | Афиша и плакат | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | 27.02 | |
22 | Праздник в городе | Сравнивают различные объекты, выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; составляют небольшие устные монологические высказывания, описывают объект, передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. | 06.03 | |
23 | Городской праздник | Сравнивают различные объекты, выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; составляют небольшие устные монологические высказывания, описывают объект, передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. | 13.03 | |
24 | Музей в жизни города | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты с целью освоения и использования материала; анализируют собственную работу; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на проявление интереса к культурному наследию. | 20.03 | |
25 | Музей искусства | Проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу, презентуют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; удерживают цель деятельности до получения ее результата; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе. | 27.03 | |
26 | Картина пейзаж | Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своем впечатлении о ней, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации; удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи; участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; имеют мотивацию к учебной деятельности,понимают особую роль искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | 10.04 | |
Раздел 4. Художник и музей - 8ч |
27 | Пейзаж | Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своем впечатлении о ней, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации; удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи; участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают особую роль искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | 17.04 | |
28 | Картина - портрет | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, составляют рассказ о героях картин-портретов; осуществляют итоговый контроль деятельности, и пооперационный контроль, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на прояв02.05ление интереса к творчеству художников, соотносят свою часть работы с общим замыслом. | 24.04 | |
29 | Портрет | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, составляют рассказ о героях картин-портретов; осуществляют итоговый контроль деятельности, и пооперационный контроль, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на проявление интереса к творчеству художников, соотносят свою часть работы с общим замыслом. | 08.05 | |
30 | Картина - натюрморт | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; осуществляют итоговый контроль деятельности, и пооперационный контроль; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи. | 15.05 | |
31 | Картины исторические Картины бытовые | Умеют строить произвольное и осознанное высказывание в устной форме, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи, выстраивают последовательность необходимых операций; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. | 22.05 | |
32 | Скульптура в музее и на улице | Умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор; умеют анализировать собственную работу, соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать деятельность, намечать способы их устранения; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы; ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. | 29.05 | |
33 | Каждый человек – художник. Итоговое занятие. | Умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию, презентовать подготовленную информацию в наглядности вербальном виде; умеют оценивать результаты деятельности; участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы; имеют мотивацию к учебной деятельности, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | резерв | |