Ростовская область Азовский район с. Семибалки
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Семибалковская средняя
общеобразовательная школа
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Семибалковской СОШ
Азовского района
Приказ от «01» сентября 2020 г. № ______
__________________ Кибирова А. Б.
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
2 класс
на 2020-2021 учебный год
Разработала: Квашина Ольга Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрено федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
-.Авторская программа Е.И Коротеева ,Б.М. Неменский Изобразительное искусство .Искусство и ты. Рабочие программы 1-4 классы-М.:Просвещение,2019.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 , от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района.
- Учебный план МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района на 2020-2021 учебный год.
УМК:
«Школа России».Е.И Коротеева ,Б.М. Неменский Изобразительное искусство. .Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразоват.организаций- 10-е изд.,перераб.- М.: Просвещение, 2019.
Федеральный базисный план отводит 34 часа для обязательного изучения изобразительного искусства во 2 классе из расчёта 1 час в неделю.
В соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района на 2020-2021 учебный год, Производственным календарем 2021 года курс «Изобразительное искусство» реализуется в объеме 33 часов.
Цели:
Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле.
Воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
I. Планируемые образовательные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» обучающимися
Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Изобразительное искусство».
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности;
гуманистическое сознание;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Регулятивные универсальные учебные действия
формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
применять установленные правила в планировании способа решения;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
составлять план и последовательность действий;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
использовать речь для регуляции своего действия;
предвосхищать результата;
предвидеть уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
использовать установленные правила в контроле способа решения;
различать способ и результат действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
рефлексия способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
ставить и формулировать проблемы;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
смысловое чтение;
выбирать вид чтения в зависимости от цели;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
анализ;
синтез;
сравнение;
сериация;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
установление причинно-следственных связей;
построение рассуждения;
обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания;
строить монологичное высказывание;
вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
слушать собеседника;
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Система оценивания планируемых результатов.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
ІІ. Содержание учебного предмета/ курса
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Человек, мир природы в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Вилы художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура. архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Азбука искусства (как говорит искусство?) и виды художественной деятельности. Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве, Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Рисунок. Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие). Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Линия, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Цвет-основа языка и живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета. Форма. Простые геометрические формы. Природные формы. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.
Скульптура. Объем - основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное моделирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Разнообразие декоративных форм в природе. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).
ІІІ. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема, количество часов | Основные виды деятельности учащихся, формы занятий |
1-8. | Чем и как работают художники 8(ч.) | Смешивать цветные краски с чёрной и белой. Различать основные и составные, холодные и тёплые цвета. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен. Наблюдать красоту природы; Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен. Изображать природные стихии крупными кистями: гроза, буря, извержение вулкана. Наблюдать красоту природы. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы .и рассуждать об увиденном. Наблюдать красоту природы; Овладевать умениями сгибания, разрезания и склеивания бумаги. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Наблюдать красоту природы. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Лепка животных родного края по впечатлению и по памяти. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Овладевать умениями сгибания, разрезания и склеивания бумаги. Создавать склеиванием простые объёмные формы - конус, цилиндр, гармошка. Изображать ночной праздничный город с помощью неожиданных материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы. Формы занятий: Урок открытия нового знания Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля |
9-15 | Реальность и фантазия —7часов. | Изображать животных родного края по впечатлению и по памяти. пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности. творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные. Иметь представление о деятельности художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов природы. выбирать единый изобразительный материал и технику изображения для фона и изображения узора; использовать линейку и центральную симметрию. Пользоваться работой в технике аппликации; Владеть необходимыми инструментами. Иметь представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов, о народных художественно-декоративных промыслах. Придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звёздочки. Иметь представление о работе художника-строителя, о конструктивном строении предметов и созданий окружающего мира, о многообразии конструктивных форм в природе; о связях красоты и пользы, гармонии и целесообразности конструкции. использовать выразительные возможности художественных материалов (бумаги, гуаши) для создания объёмно - пространственной композиции. Иметь представление об архитектуре, о связи формы, конструкции и назначения, функции этой формы. создавать макеты фантастических зданий, конструкций Формы занятий: Урок открытия нового знания Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля |
16-24 | О чём говорит искусство (9ч) | Иметь представление об анималистическом жанре, о выражении художником-анималистом характера зверя через форму тела, движение. Изобразить животное, показав его характер и настроение: весёлое, трусливое, стремительное, угрожающее, используя образы сказочных животных. Отражать контрастные по характеру образы сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый. Иметь представление о пропорциях лица и мимике, о разновидностях портрета. Отражать контрастные по характеру образы сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый. Иметь представление о пропорциях лица и мимике, о разновидностях портрета. Иметь представление о работе скульптора. работать с пластилином; Уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объёме; Смотреть на скульптуру с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали Изображать природу в разных состояниях; Строить пейзажное пространство с учётом знаний элементов перспективы. Иметь представление о связи характера человека, украшения и его назначения, о двух сторонах практической и художественной, в украшении бытовых вещей, о прикладных видах художественного творчества, о связи формы и узора, цвета и узора, о назначении вещи. работать с чертёжными инструментами, трафаретом. Иметь представление о работе мастеров народного искусства в технике «вырезанки». Работать в технике аппликация; Вырезать элементы узора Иметь представление о символике изображений, о произведениях изобразительного искусства в прикладных видах творчества. украшать два сказочных флота – добрый и злой конструировать из бумаги. Иметь представление о работе архитектора, макетчика. Иметь представление о цвете как средстве выражения: «тёплые» и «холодные» цвета, «борьба» цветов Иметь представление о цвете как средстве выражения: «тёплые» и «холодные» цвета, «борьба» цветов. пользоваться мазком, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности Формы занятий: Урок открытия нового знания Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля |
25-33 | Как говорит искусство (9ч) | Иметь представление о выразительных возможностях цвета, цветоведении. Определять оттенки одного цвета; изображать весеннюю землю. Иметь представление о линии как средстве художественной выразительности. Использовать возможности линии в собственном творчестве; Передавать свои наблюдения в рисунке; Применять приёмы композиции, чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении; Анализировать изображаемые предметы, выделять при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенностей цвета, распределения светотени; пользоваться техникой рисования тушью и палочкой Иметь представление об объёмном моделировании, обрывной или отрезной аппликации, о композиции. творчески преобразовывать реальные формы любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета; сравнивать свой рисунок с изображаемым объектом Иметь представление об анималистке как жанре в изобразительном искусстве, о пластической анатомии. Сравнивать анатомии разных птиц: общее и индивидуальное; замечать природу и восхищаться красотой окружающего мира использовать ритмику как средство выражения Наблюдать и передавать в собственной художественной деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе Иметь представление о художественном музее как отдельной разновидности, о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества, о местных художественных музеях и выставках Формы занятий: Урок открытия нового знания Урок рефлексии Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля |
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района от 31.08.2020 года № 1 ___________ Орлова Н.А подпись руководителя МО Ф.И.О. | | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _______________ Шорина Л.А. подпись Ф.И.О. 01.09.2020 года |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту | Способ корректировки |
| | | | | |