СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы авторов «Изобразительное искусство 3», УМК «Школа России». Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.  —  М.:Просвещение, 2019

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Тавричанка

Надеждинского района» имени В.Н. Косова



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на методическом объединении

заместитель директора по УВР

директор МБОУ СОШ № 4 имени Косова

учителей начальных классов


____________

Протокол № ___ от _______

__________

Приказ № ___ от _________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по изобразительному искусству для 4 класса



на 2022-2023 учебный год





Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы авторов «Изобразительное искусство 3», УМК «Школа России». Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.:Просвещение, 2019.







Составители

Болотова Н. И. учитель начальных классов











2022 год



Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство.1-4 классы» (УМК «Школа России» к учебнику «Изобразительное искусство каждый народ – художник» для 4 класса общеобразовательной школы автор Л. А. Неменская. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели изучения

Цель изучения изобразительного искусства в начальной школе:



Цели курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Достижение целей рабочей программы по изобразительному искусству обеспечивается решением следующих задач:


• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами

Тематическое планирование



№п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Дорогой друг!

2

Истоки родного искусства

3

Древние города нашей земли

7 ч

4

Каждый народ – художник

12ч

5

Искусство объединяет народы


Итого

35 ч



Место учебного предмета в учебном плане

Распределение тем разделом курса по программе приведено в соответствии с последовательностью тем разделов курса по учебнику. На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 138 ч: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 35 ч (35 учебных недель в каждом классе).

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.

Формы организации урока:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах.

Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Используются следующие средства обученияучебно – наглядные пособия (таблицы, модели, презентации, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Виды учебной деятельности учащихся при изучении изобразительного искусства:

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Виды и формы контроля:

ТК –        текущий контроль

Пр.К. –    промежуточный контроль

П.Р. –      практическая работа

К.Р. –      контрольная работа

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Формы промежуточного и итогового контроля

Формы контроля:

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.


Планируемые результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство.

Предметные результаты

В результате освоения учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» к концу 3-го года обучения

концу 3-го года обучения



Тема

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность научиться

1







2.

«Истоки родного искусства»,





«Древние города нашей земли»


•различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.


•воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


3

«Каждый народ - художник».

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).


• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;




4.

«Искусство объединяет народы».

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.


• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Результаты изучения курса

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

– использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

– осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

– понимание образной природы искусства;

– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.



Содержание курса



КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Целью художественного воспитания и обучения ре­бенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выра­жает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на дру­гую — в этом основы своеобразия национальных куль­тур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур созда­ет богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры также важнейший эле­мент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художествен­ную личность».

Художественные представления надо давать как зри­мые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не гото­вы к историческому мышлению, но им присуще стремле­ние к образному пониманию мира, соотносимому с со­знанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Многообразие представлений различных народов о кра­соте раскрывается в процессе сравнения родной приро­ды, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овла­дения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литератур­ные произведения, позволяющие создать целостное пред­ставление о культуре народа.

Истоки искусства твоего народа 

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивиду­ально-коллективная работа.

Задание на дом: найти изображения русской дерев­ни, ее построек.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические пред­ставления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличника­ми, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодче­ство. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «доб­рый молодец». В образе женской красоты всегда выража­ется способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внима­ние, что фигуры в детских работах должны быть в дви­жении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные празд­ники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Празд­ник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обоб­щением материала темы.

Древние города твоей земли

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произо­шло от слов «городить», «огораживать» крепостной сте­ной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, пере­звоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

Нужно раскрыть красоту городов родной земли, муд­рость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных ба­шен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу госу­дарства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменно­го храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. За­вершение «постройки» древнего города. Возможный ва­риант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дру­жины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли

Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похо­жи и непохожи между собой. Изображение разных ха­рактеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерье­ры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подго­товка фона для следующего задания.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивиду­альные изображения пира.

Каждый народ — художник

Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, напри­мер, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание деть­ми того, что мир художественной жизни на Земле чрез­вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказоч­ного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем па­раметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представле­ний о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — муж­ской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гар­моничным, спортивно развитым человеком — особен­ность Древней Греции. Изображение фигур олимпий­ских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архи­тектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделиро­вание из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, кото­рым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цве­тущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимо­но) с передачей характерных черт лица, прически, дви­жения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выпол­няются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой За­падной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастер­ством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами из­учения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обоб­щение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для за­крепления в сознании детей темы «Каждый народ — ху­дожник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

Искусство объединяет народы

Последняя тема завершает программу начальной шко­лы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу не­обходимо завершить основные линии осознания искус­ства ребенком.

Темы в течение года раскрывали богатство и разнооб­разие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней постро­ек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом много­образии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.

Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям приро­ды и истории.

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспева­ния материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стре­мясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душев­ной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через ис­кусство художник выражает свое сочувствие страдаю­щим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуман­ным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, лите­ратуры посвящены этой теме. Героическая тема в искус­стве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребен­ком).

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радо­сти детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путеше­ствиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих ра­бот учащихся.

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (Оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализации (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» (отлично) – учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» (хорошо) – учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.

«3» (удовлетворительно)- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» (плохо) – учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения

Примерные программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019.















































Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс

(35 ч – 1 час в неделю)

№ урока


Дата урока

Тема урока


Тип урока


Деятельность учащихся на уроке

Формы и виды контроля


Домашнее задание


Дорогой друг! (1 ч)



1


Каждый народ строит, украшает, изображает. Художественные материалы.

Урок рефлексии

Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера-Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов.

текущий

Сочинить синквейн на тему «Пейзаж».


Истоки родного искусства (8 ч)



Красота природы в произведениях русской живописи.

2




Пейзаж родной земли.


Урок рефлексии

Наблюдать за красотой природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др.

Рассматривать картины природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Сав­расов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Гра­барь и др.).

Изображать российскую природу (пейзаж).


текущий

Найти изображение природы родного края.


3









Красота природы в произведениях русской живописи.








Комбинированный урок






текущий

Сообщение о деревянном зодчестве


4


Деревня — деревянный мир.


Комбинированный урок

Знакомиться с ролью природных условий в характе­ре традиционной культуры народа.

Рассматривать образ традиционного русского до­ма — избы.

Изображать избу или моделировать из бумаги (объем, полуобъем).

Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объемную пространственную постройку из бумаги (с объединением ин­дивидуально сделанных деталей).


текущий

Смотреть деревянные наличники домов. Сделать эскизы


5


Украшения избы и их значение.

Комбинированный урок

текущий

Найти иллюстрации крестьянских образов.


6


Образ русского человека в произведениях художников (женский образ)

Комбинированный урок

Рассматривать образ русского человека в произведениях художников

(А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кусто­диев).

Знакомиться с представлением народа о красоте че­ловека, связанным с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Изображать женские и мужские образы в народных костюмах.

Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.

Изображать сцены тру­да из крестьянской жизни.


текущий

Найти иллюстрации крестьянских образов.


7


Образ русского человека в произведениях художников (мужской образ)


Комбинированный урок

текущий

Сообщение о народных праздниках


8


Народные праздники.




Комбинированный урок

Рассматривать образ народного праздника в изоб­разительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Создавать коллективное панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» может быть завершением кол­лективной работы, которая велась в течение нескольких занятий.


текущий

Разучить игру народного гуляния


9


Народные праздники (обобщение темы).

Урок методологической направленности

итоговый

Сообщение о русских городах-крепостях


Древние города нашей земли (7ч)


10


Родной угол

Комбинированный урок

.

Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)

Создавать макет древнерус­ского города (конструирование из бума­ги или лепка крепостных стен и башен).

Вариант задания: изобразительный образ города-крепости.


текущий

Подготовить сообщение о древнем соборе.











11


Древние соборы

Урок открытия нового знания

Знакомиться с соборами — святынями города, воплощением красоты, могущества и силы го­сударства.

Лепить или строить макет здания древнерусского каменного храма (для макета города).

Вариант задания: изображение хра­ма

текущий

Найти изображения древних городов






.




12


Города Русской земли

Урок открытия нового знания

. Знакомиться с организацией внутреннего простран­ства города. Кремль, торг, посад — ос­новные структурные части города. Моделировать жилое на­полнение города, завершение постройки макета города (коллективная работа).

Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).


текущий

Подготовить рассказ о воине-защитнике.



13


Древнерусские воины-защитники

Урок рефлексии

Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину.


текущий

Сообщение о городах


14


Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.

Урок открытия нового знания

Совершать виртуальное путешествие — зна­комство с исторической архитектурой города.

Рассматривать храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блажен­ного) на Красной площади, каменную шатровую церковь Вознесения в Коло­менском. Памятники архитектуры в дру­гих городах.

Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города (это особенно уместно, ес­ли на предыдущих уроках дети занима­лись постройкой).


текущий

Найти иллюстрации теремов, сделать набросок.


15


Узорочье теремов

Комбинированный урок

Рассматривать терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городскую усадьбу. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

Изображать интерьер теремных палат

текущий

Принести книги с русскими народными сказками


16


Пир в теремных палатах (обобщение темы)


Урок методологической направленности

.

Создавать праздничное панно «Пир в теремных палатах» как обобщенный образ народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация).

Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь)


итоговый

Найти иллюстрации в книгах о Японии


Каждый народ – художник (12 ч)


17


Страна Восходящего солнца.Образ художественной культуры Японии.

Урок открытия нового знания

Задание 1. Изображать природу через характерные детали.

Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гу­ашь), тушь, мягкая кисть.

Задание 2. Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни-саку­ры» или «Праздник хризантем» (плос­костной или пространственный коллаж).

Задание 3. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты ли­ца, прически, волнообразного движе­ния фигуры.

Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно.



текущий

Иллюстрации женщин Японии


18






Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Комбинированный урок




текущий

Сообщение о сакуре




19




Японские праздники: «Праздник цветения вишни».



Комбинированный урок

текущий

Рассказ- презентацию о народах гор и степей


20


Народы гор и степей.

Урок открытия нового знания

Рассматривать образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и ко­жаную посуду. Орнамент и его значе­ние; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (раз­витие живописных навыков).


текущий

Презентация о жилищах народов гор и степей


21


Юрта как произведение архитектуры.

Комбинированный урок

текущий

Сообщение о городах пустыни


22


Города в пустыне.


Урок открытия нового знания

Рассматривать города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со ста­ном кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — пор­тал. Минареты. Мавзолеи.

Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).


текущий

Сообщение о храмах Древней Греции


23


Образ художественной культуры Древней Греции. Храмы Древней Греции

Урок открытия нового знания

. Изображать греческие храмы (полуобъемные или плоские ап­пликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; соз­дание коллективного панно «Древне­греческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).


текущий

Сообщение об Олимпийских играх


24


Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

Комбинированный урок

текущий

Подготовить сообщение о городе средневековья.


25


Европейские города Средневековья

Урок открытия нового знания

Поэтапно работать над пан­но «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготови­тельными этапами изучения архитекту­ры, одежды человека и его окружения (предметный мир).


текущий

Иллюстрации одежды Средневековья


26








Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы.



Урок рефлексии

текущий

Картинки Средневековой архтектуры


27


Средневековая

архитектура Западной Европы.



текущий

Подготовиться к выставке


28


Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Урок методологической направленности

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

итоговый

Стихи про маму


Искусство объединяет народы (7 ч)


29


Все народы воспевают материнство.

Комбинированный урок

Изображать (по пред­ставлению) мать и дитя, их единство, ласку, т. е. отношения друг к другу.


текущий

Иллюстрации: мать и дитя


30


Мудрость старости

Комбинированный урок

Передача особой красоты пожилого человека художественными материалами.


текущий

Синквейн «Сопереживание»


31


Сопереживание.

Урок открытия нового знания

Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным авто­ром (больное животное, погибшее де­рево и т. п.).


текущий

Синквейн «Герой»


Мудрость старости.



текущий






.




32


Герои - защитники.

Урок открытия нового знания

Рассматривать героическую тему в искусстве раз­ных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Лепить из пластилина эскиз памятника герою.


текущий

Иллюстрации скульптур и памятников героям


33


Героическая тема в искусстве разных народов.

Комбинированный урок

текущий

Синквейн «Юность» и «Надежда»


34


Юность и надежды.

Комбинированный урок

Изображать радость детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

текущий

Подготовиться к выставке


35


Искусство народов мира (обобщение темы).


Урок методологической направленности

. Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учи­телей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.


итоговый

Не задано