Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ставропольского края «Средняя общеобразовательная школа № 3»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ____________ Ижаева Ф.М Протокол №_______________ от «____»_________2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Темирбулатова З.Х. «_____»___________2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________ Яцына А.А. Приказ №_________ от «_____»________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2 КЛАСС
ФГОС НОО
НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Изобразительное искусство
КЛАСС 2
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 ; всего за год 34
УЧИТЕЛЬ Гедиева Файзурат Магометовна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ:
Авторская программа Неменского Б. М., Неменской Л. А., Горячевой Н. А., Питерского А.С.«Изобразительное искусство» ,М.: «Дрофа», 2019
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК:
Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. 5 класс». М.: Просвещение, 2020
п. Мирный, 2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства обучающиеся научатся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Содержание курса
Как и чем работает художник (8 часов)
Три основных цвета — желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 часов)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство (13 часов)
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (6 часов)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы раздела | Количество часов |
1 | Как и чем работает художник | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чем говорит искусство | 13 |
4 | Как говорит искусство | 6 |
| Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование
по изобразительному искусству
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Дата (план) | Дата (факт) | Домашнее задание | Примечание Причины корректи-ровки |
Раздел 1. Чем и как работают художники (8 часов) |
1 | 1. 1 | Три основных цвета - желтый, красный, синий. | 03.09 | | С. 20 - 23 | |
2 | 1. 2 | Белая и черная краски. | 10.09 | | С. 24 - 29 | |
3 | 1. 3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 17.09 | | С. 30 - 33 | |
4 | 1. 4 | Выразительные возможности аппликации. | 24.09 | | С. 34 - 37 | |
5 | 1. 5 | Выразительные возможности графических материалов. | 01.10 | | С. 38 - 41 | |
6 | 1. 6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 08.10 | | С. 42 - 42 | |
7 | 1. 7 | Выразительные возможности бумаги. | 15.10 | | С. 44 - 45 | |
8 | 1. 8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 22.10 | | С. 46 - 47 | |
Раздел 2. Реальность и фантазия (7 часов) |
9 | 2. 1 | Изображение и реальность. | 29.10 | | С. 51 - 57 | |
10 | 2. 2 | Изображение и фантазия. | 14.11 | | С. 52 - 55 | |
11 | 2. 3 | Украшение и реальность. | 21.11 | | С. 56 - 59 | |
12 | 2. 4 | Украшение и фантазия. | 28.11 | | С. 60 - 63 | |
13 | 2. 5 | Постройка и реальность. | 03.12 | | С. 64 - 65 | |
14 | 2. 6 | Постройка и фантазия. | 10.12 | | С. 66 - 67 | |
15 | 2. 7 | Братья - Мастера Изображения, Украшение и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 17.12 | | Повторить с. 50 - 67 | |
Раздел 3. О чем говорит искусство (13 часов) |
16 | 3. 1 | Изoбражение природы в различных состояниях. | 24.12 | | С. 78 - 83 | |
17 | 3. 2 | Изображение характера животных. Карачаевская лошадь. | 14.01 | | С. 84 - 87 | |
18 | 3. 3 | Изображение противоположных по характеру женских образов. | 21.01 | | С. 88 - 89 | |
19 | 3. 4 | Изображение противоположных по характеру женских образов. | 28.01 | | С. 90 - 91 | |
20 | 3. 5 | Изображение противоположных по характеру мужских образов. | 11.02 | | С. 92 - 93 | |
21 | 3. 6 | Изображение противоположных по характеру мужских образов. | 18.02 | | С. 94 - 97 | |
22 | 3. 7 | Образ человека в скульптуре. | 25.02 | | С. 98 - 99 | |
23 | 3. 8 | Человек и его украшения. Карачаевский национальный костюм. | 04.03 | | | |
24 | 3. 9 | О чем говорят украшения. | 11.03 | | С. 104 - 107 | |
25 | 3. 10 | Образ здания. | 18.03 | | С. 100 - 103 | |
26 | 3. 11 | Цвет как средство выражения: теплые цвета. | 01.04 | | | |
27 | 3. 12 | Цвет как средство выражения: холодные цвета. | 08.04 | | С. 110 - 113 | |
28 | 3. 13 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 15.04 | | С. 114 - 115 | |
Раздел 4. Как говорит искусство (6 часов) |
29 | 4. 1 | Линия как средство выражения: ритм линий. | 22.04 | | С. 116 - 117 | |
30 | 4. 2 | Линия как средство выражения: характер линий. | 29.04 | | С. 118 - 119 | |
31 | 4. 3 | Ритм пятен как средство выражения. | 06.05 | | С. 120 - 123 | |
32 | 4. 4 | Пропорции, выражающие характер. | 13.05 | | С. 124 - 125 | |
33 | 4. 5 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции, средства выразительности. | 20.05 | | С. 126 - 127 | |
34 | 4. 6 | В музее у веселого художника (обобщающий урок). | 27.05 | | | |