ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
____________ /Курмышова О.А./ «______»____________2015 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию __________/Гармаш В.Ю./ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству в 3 классе
учителя начальных классов
Пинаевой Валентины Николаевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 27. 08. 2015
Москва
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе:
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012;
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой.
1–4 классы
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство.
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
Дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
Основные темы бесед:
виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
Москва в изобразительном искусстве;
старинные города России в творчестве художников;
тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаминты народов России;
музеи России.
Требования к уровню подготовки учащихся
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны:
знать
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
названия известных центров народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами,
дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
уметь
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.
Формы контроля знаний, умений, навыков
(текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:
1 четверть «И снова осень к нам пришла»;
2 четверть «В мире сказок»;
3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
4 четверть «В каждом рисунке – солнце».
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:
рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;
рисование на темы - 8 часов;
декоративная работа – 7 часов;
лепка – 3 часа;
аппликация – 2 часа;
беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.
Календарно — тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ урока | Дата | Тема | Кол-во уроков |
1 четверть (9 часов) |
ОСЕНЬ. «Как прекрасен этот мир, посмотри» Осенний вернисаж |
1 | | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма | 1 |
2 | | В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства | 1 |
3 | | О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства | 1 |
4 | | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём | 1 |
5 | | Лети, лети бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства | 1 |
6 | | Чуден свет — мудры люди, дивны дела в них. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Экскурсия в Коломенское | экскурсия |
7 | | Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и свет, воздушная перспектива | 1 |
8 | | Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства | 1 |
9 | | Двор что город, изба терем. В мире народного зодчества: традиции мастерства | 1 |
2 четверть (7 часов) |
10 | | То ли терем, то ли царёв дворец. В мире народного зодчества: импровизация | 1 |
11 | | Каждая птица своим пером красуется. Экскурсия в Третьяковскую галерею Живая природа: форма и цвет, пропорции | экскурсия |
ЗИМА.«Как прекрасен этот мир, посмотри» Зимний вернисаж |
12 | | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции | 1 |
13 | | Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. Разнообразные штрихи и линии | 1 |
14 | | Зима и лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства | 1 |
15 | | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация | 1 |
16 | | Всякая красота фантазии да уменья требует. Маски - образы матушки природы, фантастические и сказочные образы, маски ряженых | 1 |
3 четверть (11 часов) |
17 | | В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. | 1 |
18 | | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции костюма | 1 |
19 | | Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры | 1 |
20 | | «Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация | 1 |
21 | | Защитники земли Русской. Патриотическая тема в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр | 1 |
ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри» Весенний вернисаж. |
22 | | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица | 1 |
23 | | Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет | 1 |
24 | | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: традиции мастерства | 1 |
25 | | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет | 1 |
26 | | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет | 1 |
ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри» Летний вернисаж |
27 | | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит | 1 |
| | 4 четверть (7 часов) | |
28 | | Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства | 1 |
29 | | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм | 1 |
30 | | В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Сюжетная композиция: цвет | 1 |
31 | | Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба | 1 |
32 | | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет | 1 |
33 | | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства | 1 |
34 | | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект: « Счастливы те, кто любит цветы» | 1 |
ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Телевизор
Видеомагнитофон (DVD)
Диапроектор
Экран
ТАБЛИЦЫ (комплекты)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Коллекция бабочек для рисования
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор)
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дымковские игрушки
Гжель
Слайды картин В. Васнецова
Слайды иллюстраций И. Билибина
Слайды картин отечественных художников
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
Коллекция для видео «Чудеса Света»
Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК «Перспектива»
Для учащихся | Для педагога |
Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс; -М., «Просвещение», 2012 г. Творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс; -М., «Просвещение», 2014 г. | Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс; -М., «Просвещение», 2012 г. Творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс; -М., «Просвещение», 2014 г. Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства во 3 классе); «ВАКО», 2015 г. |