СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству. УМК "Перспектива".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26



«Утверждаю»
Директор школы

____________ /Курмышова О.А./
«______»____________2015 г.





«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию

__________/Гармаш В.Ю./


Рабочая программа

по изобразительному искусству в 3 классе

учителя начальных классов

Пинаевой Валентины Николаевны




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 27. 08. 2015



Москва

2015 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;

  • Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012;

  • Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой.

1–4 классы

  • Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.


Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство.

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.

Дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».

Основные темы бесед:

  • виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

  • наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;

  • Москва в изобразительном искусстве;

  • старинные города России в творчестве художников;

  • тема материнской любви и нежности в творчестве художников;

  • красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);

  • действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

  • красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаминты народов России;

  • музеи России.



Требования к уровню подготовки учащихся

В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

  • понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

  • простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

  • доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

  • начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.


К концу учебного года учащиеся должны:

знать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России;

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось,

какие чувства вызывает картина);

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами,

дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.


Формы контроля знаний, умений, навыков

(текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:

  • 1 четверть «И снова осень к нам пришла»;

  • 2 четверть «В мире сказок»;

  • 3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;

  • 4 четверть «В каждом рисунке – солнце».

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;

  • рисование на темы - 8 часов;

  • декоративная работа – 7 часов;

  • лепка – 3 часа;

  • аппликация – 2 часа;

  • беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

Календарно — тематическое планирование уроков изобразительного искусства

№ урока

Дата

Тема

Кол-во

уроков


1 четверть (9 часов)


ОСЕНЬ. «Как прекрасен этот мир, посмотри»

Осенний вернисаж

1


Земля одна, а цветы на ней разные.

Натюрморт: свет, цвет, форма

1

2


В жостовском подносе все цветы России.

Русские лаки: традиции мастерства

1

3


О чём может рассказать русский расписной поднос.

Русские лаки: традиции мастерства

1

4


Каждый художник урожай своей земли хвалит.

Натюрморт: свет и тень, форма и объём

1

5


Лети, лети бумажный змей.

Орнамент народов мира: традиции мастерства

1

6


Чуден свет — мудры люди, дивны дела в них.

Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Экскурсия в Коломенское

экскурсия

7


Живописные просторы Родины.

Пейзаж: пространство и свет, воздушная перспектива

1

8


Родные края в росписи гжельской майолики.

Русская майолика: традиции мастерства

1

9


Двор что город, изба терем.

В мире народного зодчества: традиции мастерства

1


2 четверть (7 часов)


10


То ли терем, то ли царёв дворец.

В мире народного зодчества: импровизация

1

11


Каждая птица своим пером красуется. Экскурсия в Третьяковскую галерею

Живая природа: форма и цвет, пропорции

экскурсия

ЗИМА.«Как прекрасен этот мир, посмотри»

Зимний вернисаж

12


Каждая изба удивительных вещей полна.

Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции

1

13


Русская зима.

Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. Разнообразные штрихи и линии

1

14


Зима и лето, в шубу одета.

Орнамент народов мира: традиции мастерства

1

15


Зима за морозы, а мы за праздники.

Карнавальные новогодние фантазии: импровизация

1

16


Всякая красота фантазии да уменья требует.

Маски - образы матушки природы, фантастические и сказочные образы, маски ряженых

1


3 четверть (11 часов)


17


В каждом посаде в своём наряде.

Русский народный костюм: узоры-обереги.

1

18


Жизнь костюма в театре.

Сценический костюм героя: традиции костюма

1

19


Россия державная.

В мире народного зодчества: памятники архитектуры

1

20


«Город чудный...»

Памятники архитектуры: импровизация

1

21


Защитники земли Русской.

Патриотическая тема в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр

1

ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри»
Весенний вернисаж.

22


Дорогие, любимые, родные.

Женский портрет: выражение и пропорции лица

1

23


Широкая Масленица.

Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет

1

24


Красота и мудрость народной игрушки.

Русская деревянная игрушка: традиции мастерства

1

25


Герои сказки глазами художника.

Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет

1

26


Герои сказки глазами художника.

Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет

1

ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри»
Летний вернисаж

27


Водные просторы России.

Морской пейзаж: линия горизонта и колорит

1




4 четверть (7 часов)



28


Цветы России на павловских платках и шалях.

Русская набойка: традиции мастерства

1

29


Всяк на свой манер.

Русская набойка: композиция и ритм

1

30


В весеннем небе — салют Победы!

Патриотическая тема в искусстве. Сюжетная композиция: цвет

1

31


Гербы городов Золотого кольца России.

Символические изображения: состав герба

1

32


Сиреневые перезвоны.

Натюрморт: свет и цвет

1

33


У всякого мастера свои затеи.

Орнамент народов мира: традиции мастерства

1

34


Наши достижения.

Я знаю. Я могу. Наш проект: « Счастливы те, кто любит цветы»

1

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.

  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.

  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Телевизор

  • Видеомагнитофон (DVD)

  • Диапроектор

  • Экран

ТАБЛИЦЫ (комплекты)

  • Хохлома

  • Гжель

  • Полхов-Майдан

  • Дымковская игрушка

  • Жостово

  • Введение в цветоведение.

  • Декоративно-прикладное искусство.



МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  • Репродукции картин разных художников.

  • Муляжи для рисования (2 набора)

  • Коллекция бабочек для рисования

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации животных.

  • Тела геометрические (1 набор)

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.



ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

  • Дымковские игрушки

  • Гжель

  • Слайды картин В. Васнецова

  • Слайды иллюстраций И. Билибина

  • Слайды картин отечественных художников



ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

  1. Коллекция для видео «Чудеса Света»

  2. Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»

  3. Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК «Перспектива»

Для учащихся

Для педагога

Учебники по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс; -М., «Просвещение», 2012 г.

Творческие тетради:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс; -М., «Просвещение», 2014 г.


Учебники по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс; -М., «Просвещение», 2012 г.

Творческие тетради:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс; -М., «Просвещение», 2014 г.

Методические пособия:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства во 3 классе); «ВАКО», 2015 г.