СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса по программе Б.М.Неменского.Программа включает в себя развернутое КТП .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс.»


Календарно-тематическое планирование


5-АБД класс



Тема урока


Дата

Планируемый результат

Примечание

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные


Раздел I. Древние корни народного искусства (8 часов)

1

Древние образы в народном искусстве















уметь характеризовать особенности уникального народного искусства, Объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки), Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения

практической творческой работы.

П.определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

К. умение выражать свои мысли, аргументировать свою позицию, участвовать в обсуждении.

Р.выбор действия в соответствии с поставленной задачей..

развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа,

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


Творческая работа

составление орнамента с использованием древней символики (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).



2



Убранство русской избы.









Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

П.: рассуждать о характерных признаках народного жилища.

К. задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ценностное отношение к культуре своего края.


Творческая работа

создание эскиза декоративного убранства избы (фронтон, наличники) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами.


3

Внутренний мир русской избы.

.








Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

П. узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

К.оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Р. преобразовывать познавательную задачу в практическую.

развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

Творческая работа

изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера

4

Конструкция и декор предметов народного быта.








Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

П. узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

К.. оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Р. преобразовывать познавательную задачу в практическую.


самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Творческая работа

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (прялка)



5


Русская народная вышивка.








Понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

П. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

К. задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Р. составлять план последовательности действий.


развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

Творческая работа

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.



6



Народный праздничный костюм.









Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

П. использовать знаково-символические средства для решения задачи

К. ставить вопросы по данной проблеме.

Р. определять последовательность действий

развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

Творческая работа

конструирование и декор женского головного убора


7


Костюм этносов Крыма








Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере костюма этносов Крыма .Создавать отдельные элементы свадебного татарского костюма, использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Соотносить особенности декора праздничного женского костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

П. использовать знаково-символические средства для решения задачи

К.ставить вопросы по данной проблеме.

Р. определять последовательность действий

уважительное отношение к труду и культуре своего народа

Творческая работа

изображение ритма орнаментальных полос на женском переднике





8




Народные праздничные обряды












Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

П. осуществлять поиск информации из различных источников

К.формировать собственное мнение. взаимодействие и сотрудничество со сверстниками .

Р. рационально строить свою творческую деятельность ,

развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.


вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства. Участие в занимательной викторине.

Раздел II Связь времен в народном искусстве (8 часов)



9



Древние образы в современных народных игрушках. Дымка





















Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции дымковской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.



П.осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с учебником и дополнительной литературой, выделять главное , составлять план и на основе этого делать обобщение.

К.овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения поставленной задачи, участвовать в обсуждении

содержания и выразительных средств художественных произведений.

Р. адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата.

ориентированный взгляд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного искусства

Творческая работа

Создание образа игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов Дымка






10


Древние образы в современных народных игрушках.

Матрешка














ориентированный взгляд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного искусства

Творческая работа

Творческая работа

Создание образа игрушки и украшение ее декоративной росписью Матрешка





11





Искусство Гжели.
















Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

П. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

К. задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Р. составлять план последовательности действий.


уважительное отношение к народным традициям.

Творческая работа

Украшение плоской формы нарядной гжельской росписью





12




Городецкая роспись .









Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

П. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

К. задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Р. составлять план последовательности действий.


уважительное отношение к народным традициям.

Творческая работа

Украшение плоской формы традиционными элементами и мотивами городецкой росписи




13




Хохлома.










Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

П. сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Р. применять установленные правила в решении задачи.


уважительное отношение к народным традициям.

Творческая работа

конструирование посуды и украшение ее элементами хохломской росписи





14




Жостово.

Роспись по металлу











Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

П. выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

К: формулировать вопросы по данной проблеме.

Р: определять последовательность действий

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Творческая работа

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи


15


Щепа. Роспись по лубу и дереву










Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

К: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Р: составлять план последовательности действий.


уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Творческая работа

Создание формы туеса из плотной бумаги и роспись мезенской росписью




16


Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Промыслы нашего края.













Формировать представления о художественных промыслах нашего региона. Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях на примере промыслов нашего края Выявлять общее особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных помыслов.

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

К: формировать собственное мнение.

Р:адекватно использовать речь.


уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.


Итоговый контроль Обобщение изученного материала.

Участие в занимательной викторине.

Раздел III Декор - человек, общество, время (8часов)





17






Зачем людям украшения

.









Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя,пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

К: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Р: составлять план последовательности действий.


уважительное отношение к иному мнению,


Творческая работа

конструирование и декор украшения .

Использовать характерные знаки-символы.









18














Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древний Египет)


























Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, форм и декора.

Овладевать навыками

декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы

П:узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружа-ющей действительности;

К:проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Р:использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.


самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Творческая работа

портрет маска египетского фараона

Использовать характерные знаки-символы.


бюст царицы Нефертити.

Использовать характерные знаки-символы.







19



Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древняя Греция)

























Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древней Греции.

Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, форм и декора.

Овладевать навыками

декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы

П:узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружа-ющей действительности;

К:проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Р:использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.


самооценка на основе критериев успешной деятельности.



Творческая работа

стилизация лотоса орнамент в полосе или греческой вазописи







20














Одежда говорит о человеке. Древний Китай


















Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Китая

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей Древнего Китая. Овладевать навыками

декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы

П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

К: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Р: составлять план последовательности действий.


уважительное отношение к иному мнению.

Творческая работа

Конструирование и украшение веера импровизация по мотивам декоративного искусства Древнего Китая.






21




Одежда говорит о человеке Западная Европа конца XVII века









Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей Западная Европа конца XVII века. Овладевать навыками

декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы

П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

К: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Р: составлять план последовательности действий.


уважительное отношение к иному мнению


Творческая работа

Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро (коллективная работа)

22

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы Герб Севастополя







Создавать декоративную композицию герба и эмблемы (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи).

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Понимать смысловое значение изобразительно – декоративных элементов в, символике и гербе города Севастополя и Крыма .

П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

К: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Р: составлять план последовательности действий




способность к эмоциональной отзывчивости на художественный образ в его символическом значении.


Творческая работа

Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи


23

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы Герб Севастополя






Итоговый контроль

Защита своего проекта


24


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.














Участвовать в итоговой игре-вик­торине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизировать его по соци­ально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые худо­жественные термины.



П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

К: формировать собственное мнение.

Р: адекватно использовать речь.


ценностное отношение к произведениям ДПИ, к творческой деятельности

игра викторина

Раздел IV Декоративное искусство в современном мире (10 часов)



25






Современное выставочное искусство












Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства. Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

П:узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

К:обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Р :преобразовать познавательную задачу в практическую.


целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

Творческая работа декорирование раковины



Промежуточный контроль

Тестовая работа



26




27








Ты сам – мастер.

















Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком ДПИ принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

К: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Р: применять установленные правила в решении задачи.


уважительное отношение к иному мнению


Декоративная композиция

Разработка эскиза декоративной композиции для техники витража.



28


29






Ты сам – мастер.











Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных коллажей, панно..Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры в процессе создания в конкретном материале. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

К: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Р: применять установленные правила в решении задачи.


уважительное отношение к иному мнению


Декоративная композиция

Имитация мозаичного панно












30


31


Ты сам – мастер.

















Разрабатывать, создавать эскизы вазы и уметь их декорировать используя разные материалы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Использовать выразительные возможности материала. Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства. Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема.

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

К: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Р: применять установленные правила в решении задачи.


уважительное отношение к иному мнению


Декоративная ваза

32





33




Ты сам – мастер.











Владеть практическими навыками выразительного использования формы,

объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

К: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Р: применять установленные правила в решении задачи.


уважительное отношение к иному мнению


Творческая работа

работа с красками и бумагой

Крымский пейзаж



34


Ты сам – мастер. Выставка работ учащихся.








Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в подготовке итоговой выставки

Участвовать в итоговой выставке творческих работ.

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

К: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата



эстетические чувства

Итоговый контроль

Участие в отчётной выставке работ по декоративно-прикладному искусству.