№ | Тема урока | Дата | Планируемый результат | Примечание |
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Раздел I. Древние корни народного искусства (8 часов) |
1 | Древние образы в народном искусстве | 5А 5Б 5Д | | уметь характеризовать особенности уникального народного искусства, Объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки), Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | П.определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. К. умение выражать свои мысли, аргументировать свою позицию, участвовать в обсуждении. Р.выбор действия в соответствии с поставленной задачей.. | развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Творческая работа составление орнамента с использованием древней символики (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). |
2 | Убранство русской избы. | 5А 5Б 5Д | | Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | П.: рассуждать о характерных признаках народного жилища. К. задавать вопросы, формулировать свои затруднения Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ценностное отношение к культуре своего края. | Творческая работа создание эскиза декоративного убранства избы (фронтон, наличники) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами. |
3 | Внутренний мир русской избы. . | 5А 5Б 5Д | | Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | П. узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. К.оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Р. преобразовывать познавательную задачу в практическую. | развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. | Творческая работа изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 5А 5Б 5Д | | Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | П. узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. К.. оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Р. преобразовывать познавательную задачу в практическую. | самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Творческая работа Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (прялка) |
5 | Русская народная вышивка. | 5А 5Б 5Д | | Понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | П. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. К. задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Р. составлять план последовательности действий. | развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. | Творческая работа Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. |
6 | Народный праздничный костюм. | 5А 5Б 5Д | | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | П. использовать знаково-символические средства для решения задачи К. ставить вопросы по данной проблеме. Р. определять последовательность действий | развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. | Творческая работа конструирование и декор женского головного убора |
7 | Костюм этносов Крыма | 5А 5Б 5Д | | Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере костюма этносов Крыма .Создавать отдельные элементы свадебного татарского костюма, использовать знаково-символические средства для решения задачи. Соотносить особенности декора праздничного женского костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. | П. использовать знаково-символические средства для решения задачи К.ставить вопросы по данной проблеме. Р. определять последовательность действий | уважительное отношение к труду и культуре своего народа | Творческая работа изображение ритма орнаментальных полос на женском переднике |
8 | Народные праздничные обряды | 5А 5Б 5Д | | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. | П. осуществлять поиск информации из различных источников К.формировать собственное мнение. взаимодействие и сотрудничество со сверстниками . Р. рационально строить свою творческую деятельность , | развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. | выступление поисковых групп по проблемам народного искусства. Участие в занимательной викторине. |
Раздел II Связь времен в народном искусстве (8 часов) |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. Дымка | 5А 5Б 5Д | | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции дымковской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | П.осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с учебником и дополнительной литературой, выделять главное , составлять план и на основе этого делать обобщение. К.овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения поставленной задачи, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Р. адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата. | ориентированный взгляд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного искусства | Творческая работа Создание образа игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов Дымка |
10 | Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка | 5А 5Б 5Д | | ориентированный взгляд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного искусства | Творческая работа Творческая работа Создание образа игрушки и украшение ее декоративной росписью Матрешка |
11 | Искусство Гжели. | 5А 5Б 5Д | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | П. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. К. задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Р. составлять план последовательности действий. | уважительное отношение к народным традициям. | Творческая работа Украшение плоской формы нарядной гжельской росписью |
12 | Городецкая роспись . | 5А 5Б 5Д | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | П. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. К. задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Р. составлять план последовательности действий. | уважительное отношение к народным традициям. | Творческая работа Украшение плоской формы традиционными элементами и мотивами городецкой росписи |
13 | Хохлома. | 5А 5Б 5Д | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | П. сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Р. применять установленные правила в решении задачи. | уважительное отношение к народным традициям. | Творческая работа конструирование посуды и украшение ее элементами хохломской росписи |
14 | Жостово. Роспись по металлу | 5А 5Б 5Д | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | П. выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. К: формулировать вопросы по данной проблеме. Р: определять последовательность действий | уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Творческая работа Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи |
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву | 5А 5Б 5Д | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. | П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. К: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Р: составлять план последовательности действий. | уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Творческая работа Создание формы туеса из плотной бумаги и роспись мезенской росписью |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Промыслы нашего края. | 5А 5Б 5Д | | Формировать представления о художественных промыслах нашего региона. Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях на примере промыслов нашего края Выявлять общее особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных помыслов. | П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. К: формировать собственное мнение. Р:адекватно использовать речь. | уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края. | Итоговый контроль Обобщение изученного материала. Участие в занимательной викторине. |
Раздел III Декор - человек, общество, время (8часов) |
17 | Зачем людям украшения . | 5А 5Б 5Д | | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя,пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. К: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Р: составлять план последовательности действий. | уважительное отношение к иному мнению, | Творческая работа конструирование и декор украшения . Использовать характерные знаки-символы. |
18 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древний Египет) | 5А 5Б 5Д | | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, форм и декора. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы | П:узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружа-ющей действительности; К:проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Р:использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. | самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Творческая работа портрет маска египетского фараона Использовать характерные знаки-символы. бюст царицы Нефертити. Использовать характерные знаки-символы. |
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древняя Греция) | 5А 5Б 5Д | | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древней Греции. Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, форм и декора. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы | П:узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружа-ющей действительности; К:проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Р:использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. | самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Творческая работа стилизация лотоса орнамент в полосе или греческой вазописи |
20 | Одежда говорит о человеке. Древний Китай | 5А 5Б 5Д | | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Китая Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей Древнего Китая. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы | П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. К: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Р: составлять план последовательности действий. | уважительное отношение к иному мнению. | Творческая работа Конструирование и украшение веера импровизация по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. |
21 | Одежда говорит о человеке Западная Европа конца XVII века | 5А 5Б 5Д | | Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей Западная Европа конца XVII века. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы | П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. К: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Р: составлять план последовательности действий. | уважительное отношение к иному мнению | Творческая работа Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро (коллективная работа) |
22 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы Герб Севастополя | 5А 5Б 5Д | | Создавать декоративную композицию герба и эмблемы (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи). Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Понимать смысловое значение изобразительно – декоративных элементов в, символике и гербе города Севастополя и Крыма . | П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. К: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Р: составлять план последовательности действий
| способность к эмоциональной отзывчивости на художественный образ в его символическом значении. | Творческая работа Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи |
23 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы Герб Севастополя | 5А 5Б 5Д | | Итоговый контроль Защита своего проекта |
24 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 5А 5Б 5Д | | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. К: формировать собственное мнение. Р: адекватно использовать речь. | ценностное отношение к произведениям ДПИ, к творческой деятельности | игра викторина |
Раздел IV Декоративное искусство в современном мире (10 часов) |
25 | Современное выставочное искусство | 5А 5Б 5Д | | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | П:узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; К:обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Р :преобразовать познавательную задачу в практическую. | целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. | Творческая работа декорирование раковины Промежуточный контроль Тестовая работа |
26 27 | Ты сам – мастер. | 5А 5Б 5Д | | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком ДПИ принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. К: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Р: применять установленные правила в решении задачи. | уважительное отношение к иному мнению | Декоративная композиция Разработка эскиза декоративной композиции для техники витража. |
28 29 | Ты сам – мастер. | 5А 5Б 5Д | | Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла Разрабатывать, создавать эскизы коллективных коллажей, панно..Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры в процессе создания в конкретном материале. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве | П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. К: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Р: применять установленные правила в решении задачи. | уважительное отношение к иному мнению | Декоративная композиция Имитация мозаичного панно |
30 31 | Ты сам – мастер. | 5А 5Б 5Д | | Разрабатывать, создавать эскизы вазы и уметь их декорировать используя разные материалы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Использовать выразительные возможности материала. Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства. Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема. | П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. К: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Р: применять установленные правила в решении задачи. | уважительное отношение к иному мнению | Декоративная ваза |
32 33 | Ты сам – мастер. | 5А 5Б 5Д | | Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. К: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Р: применять установленные правила в решении задачи. | уважительное отношение к иному мнению | Творческая работа работа с красками и бумагой Крымский пейзаж |
34 | Ты сам – мастер. Выставка работ учащихся. | 5А 5Б 5Д | | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства. Участвовать в подготовке итоговой выставки Участвовать в итоговой выставке творческих работ. | П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. К: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю Р: предвидеть возможности получения конкретного результата | эстетические чувства | Итоговый контроль Участие в отчётной выставке работ по декоративно-прикладному искусству. |