Рабочая программа по изобразительному искусству.
1 класс. «Начальная школа 21 века»
Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и примерной программе начального общего образования по образовательной области «Искусство». Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2012).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития
Цели обучения:
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
а) формирование у ребёнка эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, природе, людям, Родине);
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей; умение применять полученные знания.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
Коммуникативные УУД:
уметь ставить вопросы, обращаться за помощью; учиться планировать работу в группе; формулировать собственное мнение.
Предметные результаты
Ученик научится:
знать/понимать:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
- уметь анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- уметь высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, книге;
- уметь фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- уметь объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
- уметь создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, музыкальном;
- уметь развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки);
- выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Содержание тем учебного курса
Раздел программы | Тема урока | Вид работы | Кол-во часов |
I. Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения. | Введение в предмет. Все дети любят рисовать. | Практическая работа. | 9 |
Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия. | Практическая работа. |
Мастер Изображения учит видеть. Урок - игра. | Практическая работа. |
Изображать можно пятном. | Практическая работа. |
Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. | Практическая работа. |
Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. | Практическая работа. |
Изображать можно линией. | Практическая работа. |
Разноцветные краски. Волшебный мир красок. | Практическая работа. |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | Обобщение темы. |
II. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | Мир полон украшений. | Практическая работа. | 8 |
Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. | Практическая работа. |
Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. | Практическая работа. |
Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация. | Практическая работа. |
Узоры, которые создали люди. | Практическая работа. |
Как украшает себя человек. | Практическая работа. |
Мастер Украшения помогает сделать праздник. | Практическая работа. |
Мастер Украшения помогает сделать праздник. | Практическая работа. |
III. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | Постройки в нашей жизни. | Практическая работа. | 9 |
Домики, которая построила природа. | Практическая работа. |
Дом снаружи и внутри. | Практическая работа. |
Строим город. | Практическая работа. |
Все имеет свое строение. | Практическая работа. |
Постройка предметов (из упаковок). | Практическая работа. |
Город, в котором мы живем. | Практическая работа. |
Постройки в нашей жизни. | Практическая работа. |
Домики, которая построила природа. | Практическая работа. |
IV. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | Совместная работа трёх Братьев - Мастеров | Практическая работа. | 7 |
«Сказочная страна». Создание панно. | Практическая работа. |
«Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги. | Практическая работа. |
Разноцветные жуки. | Практическая работа. |
Практическая работа. |
«Здравствуй, лето!» | Практическая работа. |
Итоговый урок. Выставка рисунков. | Обобщение темы. |
| | | 33 ч |
Учебно-тематический план
Раздел Тема | Количество часов | В том числе: |
Практические работы | Уроки контроля (обобщающие уроки) |
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 9 | 8 | 1 |
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8 | 8 | - |
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 9 | 9 | - |
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 7 | 6 | 1 |
Всего: | 33 | 31 | 2 |