СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. ОС "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству»

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепцией ОС «Школа 2100», авторской программы Куревиной О.А., Ковалевской Е.Д. «Изобразительное искусство». 

Целью курса является воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

В соответствии с поставленной целью в курсе решаются следующие задачи:

1.Расширение художественно-эстетического;

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного;

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры;

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства;

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.

В программе реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.



Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом начального общего образования на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 ч. В соответствии с годовым учебным графиком на 2016-2017 учебный год и объявленным праздничным днем 09.05.17 программа по изобразительному искусству будет пройдена за 33 часа за счёт уплотнения учебного материала.






Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов

1

Монументально-декоративное искусство

5

2

Новые виды искусства

2

3

На пути к мастерству

26


Итого

33


Содержание тем учебного курса


  1. Монументально-декоративное искусство (5ч)


Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. Особенности этой техники. Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Монументальная скульптура.

  1. Новые виды искусства (2ч)


Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.

  1. На пути к мастерству (26 ч)

Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.

Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.

Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса

«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта.



Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник 4кл.– М.: Баласс, 2014.

  2. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-го класса «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Школьный дом, 2016.

Для работы учащимся необходимо:

- материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, баночка для воды, точилки, палитра, ветошь;

- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.).


Список литературы

  1. Биболетова М.З., Алексеева Л.Л., Планируемые результаты начального общего образования, - М.:Просвещение, 2011.

  2. Изобразительная деятельность. 1-4 классы: тематическое планирование по программе О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской/. И.В.Николаева. – Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная образовательная программа. В 2-х книгах/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: «Баласс» 2011 г.

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, – сост. Е.С.Савинов.- М.:Просвещение, 2011.


Интернет-ресурсы

  1. Детские электронные книги и презентации. http://viki.rdf.ru/

  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

  3. Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school 2100.ru

  4. Презентация уроков «Начальная школа»http://www.nachalka.info/about/193

  5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru

  6. Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/

  7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»:www.km.ru/education


Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе

Тема

Кол-во часов

Основные виды

учебной деятельности

Дата

Коррек

тировка

план

факт


1.

Монументально-декоративное искусство

Рождение монументальной живописи.

5



1



Рассказывать о происхождении монументальной живописи. Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв.


06.09



2.

Что такое фреска.

1

13.09



3.

Что такое мозаика и витраж.

1

20.09



4.

Русская икона. Звенигородская находка.

1

Рассказывать об истории иконы на Руси. Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф.Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон.

27.09



5.

Монументальная скульптура.

Родная история и искусство.

1

Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике.

11.10



6.

Новые виды искусства

Дизайн. Что такое дизайнерский проект.


1



Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы.


18.10




7.


Фотографии. Художественная фотография.


1


25.10




8.

На пути к мастерству

Родная природа.

1

Иметь представление и рассказывать о творчестве И.Левитана Проанализировать его картины об осени.

01.11




9.

Передача светотени цветными карандашами.

1

Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей.

08.11



10.

Передача светотени простым карандашом

1

Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Знать, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное.



22.11



11-12


Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

2

Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы.

29.11

06.12



13-14

Зарисовки животных.

2

Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными.

13.12

20.12



15.

Для любознательных.

Отмывка. Гризайль.

1

Самостоятельно изучить материалы.

27.12



16-17

Композиция и её основные законы.

2

Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна основные законы композиции и уметь их определять в натюрмортах других авторов.

10.01

17.01



18.


Родная история и искусство. Народные промыслы. Нижегородская резьба по дереву.

1

Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву.


24.01



19-20

Линейная перспектива

2

Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта.

31.01

07.02



21-22

Родная история и искусство.

Подвиг народа.

2

Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе.

14.02

28.02



23-26


Фигура человека. Пропорции.

4

Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле. Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее».

07.03

14.03

21.03

28.03



27


Китайский рисунок кистью

1

Самостоятельно изучить тему.

04.04



28


Для любознательных

Родная история и искусство

1

Самостоятельно изучить тему.

18.04



29-30

Учимся видеть Эрмитаж

2

Знать историю основания Эрмитажа

25.04

02.05



31

Для любознательных

Дизайнерская архитектура

1

Самостоятельно изучить тему.

16.05



32-33


Проект «Город будущего»

2

Коллективный проект

23.05

30.05





19