Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепцией ОС «Школа 2100», авторской программы Куревиной О.А., Ковалевской Е.Д. «Изобразительное искусство».
Целью курса является воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
В соответствии с поставленной целью в курсе решаются следующие задачи:
1.Расширение художественно-эстетического;
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного;
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры;
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства;
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.
В программе реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 ч. В соответствии с годовым учебным графиком на 2016-2017 учебный год и объявленным праздничным днем 09.05.17 программа по изобразительному искусству будет пройдена за 33 часа за счёт уплотнения учебного материала.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Монументально-декоративное искусство | 5 |
2 | Новые виды искусства | 2 |
3 | На пути к мастерству | 26 |
| Итого | 33 |
Содержание тем учебного курса
Монументально-декоративное искусство (5ч)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. Особенности этой техники. Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Монументальная скульптура.
Новые виды искусства (2ч)
Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.
На пути к мастерству (26 ч)
Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Учебно-методическое обеспечение
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник 4кл.– М.: Баласс, 2014.
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-го класса «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Школьный дом, 2016.
Для работы учащимся необходимо:
- материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, баночка для воды, точилки, палитра, ветошь;
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.).
Список литературы
Биболетова М.З., Алексеева Л.Л., Планируемые результаты начального общего образования, - М.:Просвещение, 2011.
Изобразительная деятельность. 1-4 классы: тематическое планирование по программе О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской/. И.В.Николаева. – Волгоград: Учитель, 2011.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная образовательная программа. В 2-х книгах/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: «Баласс» 2011 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, – сост. Е.С.Савинов.- М.:Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы
Детские электронные книги и презентации. http://viki.rdf.ru/
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school 2100.ru
Презентация уроков «Начальная школа»http://www.nachalka.info/about/193
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru
Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»:www.km.ru/education
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата | Коррек тировка |
план | факт |
1. | Монументально-декоративное искусство Рождение монументальной живописи. | 5 1 |
Рассказывать о происхождении монументальной живописи. Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв. | 06.09 | | |
2. | Что такое фреска. | 1 | 13.09 | | |
3. | Что такое мозаика и витраж. | 1 | 20.09 | | |
4. | Русская икона. Звенигородская находка. | 1 | Рассказывать об истории иконы на Руси. Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф.Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон. | 27.09 | | |
5. | Монументальная скульптура. Родная история и искусство. | 1 | Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике. | 11.10 | | |
6. | Новые виды искусства Дизайн. Что такое дизайнерский проект. | 1 |
Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы. | 18.10 | | |
7. | Фотографии. Художественная фотография. | 1 | 25.10 | | |
8. | На пути к мастерству Родная природа. | 1 | Иметь представление и рассказывать о творчестве И.Левитана Проанализировать его картины об осени. | 01.11 | | |
9. | Передача светотени цветными карандашами. | 1 | Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей. | 08.11 | | |
10. | Передача светотени простым карандашом | 1 | Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Знать, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное. | 22.11 | | |
11-12 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | 2 | Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы. | 29.11 06.12 | | |
13-14 | Зарисовки животных. | 2 | Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными. | 13.12 20.12 | | |
15. | Для любознательных. Отмывка. Гризайль. | 1 | Самостоятельно изучить материалы. | 27.12 | | |
16-17 | Композиция и её основные законы. | 2 | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна основные законы композиции и уметь их определять в натюрмортах других авторов. | 10.01 17.01 | | |
18. | Родная история и искусство. Народные промыслы. Нижегородская резьба по дереву. | 1 | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву. | 24.01 | | |
19-20 | Линейная перспектива | 2 | Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта. | 31.01 07.02 | | |
21-22 | Родная история и искусство. Подвиг народа. | 2 | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе. | 14.02 28.02 | | |
23-26 | Фигура человека. Пропорции. | 4 | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле. Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее». | 07.03 14.03 21.03 28.03 | | |
27 | Китайский рисунок кистью | 1 | Самостоятельно изучить тему. | 04.04 | | |
28 | Для любознательных Родная история и искусство | 1 | Самостоятельно изучить тему. | 18.04 | | |
29-30 | Учимся видеть Эрмитаж | 2 | Знать историю основания Эрмитажа | 25.04 02.05 | | |
31 | Для любознательных Дизайнерская архитектура | 1 | Самостоятельно изучить тему. | 16.05 | | |
32-33 | Проект «Город будущего» | 2 | Коллективный проект | 23.05 30.05 | | |
19