СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 5 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В основе - программа Неменского Б.М.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс»

Планируемые результаты

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • знать несколько народных художественных промыслов России;

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.)


6 класс:

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • знатьо взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • знатьосновные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • знатьряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • знатьособенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • знатьосновные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.


7 класс:

  • знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • знать о процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • знать о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

  • знать о роли художественной иллюстрации;

  • знать наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий;

  • получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;

  • получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.


Результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание  своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь-ной, творческой деятельности;

•        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности  эстетического характера.

   Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

   Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания  жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.














Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс


Iчетверть.Древние корни народного искусства

  1. Древние образы в народном искусстве

Традиционные об­разы народного прикладного искус­ства как выражение мифопоэтических представлений че­ловека о мире, как память народа. Де­коративное изобра­жение как обозна­чение жизненно важных для челове­ка смыслов, их ус­ловно-символичес­кий характер.

  1. Декор русской избы

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образ­ном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Орнамент как ос­нова декоративного украшения.

3. Внутренний мир русской избы

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

    1. Конструкция, декор предметов народного быта и труда

    2. Самостоятельная работа.Украшение предметов быта

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

6. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

  1. Народный празд­ничный костюм

  2. Творческая работа. Народная праздничная одежда

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

9. Народные праздничные обряды

Календарные народные праздники – это способ участия человек, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

IIчетверть. Связь времен в народном искусстве

10. Древние образы в современных народных игрушках

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современ­ных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

11. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

12. Творческая работа. Роспись посуды

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

13. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

14. Творческая работа. Роспись разделочных досок

История развития городецкой росписи. Подробное рассмо­трение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городец­кой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоратив­ной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Ос­новные приемы городецкой росписи.

15. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Из истории промы­сла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостов­ская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие бу­кет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных при­емов народных про­мыслов в современ­ном искусстве. Традиционные худ.промыслы и ремесла волго­градской области. От­личие художествен­ного промысла от ре­месла. Вязание пухо­вых платков (Урюпинский, Алексеевский и Серафимовический районы); гли­няная игрушка (Илов-ля); плетение из при­родного материала

IIIчетверть.Декор – человек, общество, время

17. Зачем людям украшения

Социальная роль декоративно-при­кладного искусства в жизни разных времен и народов. Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

18. Декор и положение человека в обществе – 1 час

Украшение как по­казатель социально­го статуса человека. Символика изобра­жения и цвета в ук­рашениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнамен­тальные мотивы египтян. Различение национальных осо­бенностей русского орнамента и орна­мента Египта.

19. Одежда говорит о человек

20. Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции

21. Самостоятельная работа. Греческая керамика

22. Творческая работа. «Бал в интерьере дворца»

Одежда как знак положения человека в обществе. Отли­чие декоративно-прикладного искус­ства Западной Ев­ропы (эпоха барок­ко) от древнееги­петского, древнеки­тайского своими формами, орнамен­тикой, цветовой гаммой, суть де­кора - выявить социальный статус людей.

23. О чем рассказывают гербы и эмблемы– 1 час

24. Творческая работа. «Герб моей семьи» - 1час

25. Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов – 1 час

История возникнове­ния и развития ге­ральдического искус­ства. Значение герба. Символика цвета и изображения в ге­ральдике. Части клас­сического герба

26. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества - 1 час

Декоративно-при­кладное искусство в повседневной жиз­ни человека.

IVчетверть.Декоративноеискусство в современном мире

27. Современное выставочное искусство

Многообразие ма­териалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз­дании произведения ДПИ. Изменение соотношения поль­зы и красоты. Виды ДПИ

28. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

Выразительное ис­пользование мате­риала. Условность, обобщенность об­раза. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)

29. Создание декоративной работы в материале

30.Творческая работа. Коллективное панно

31. Творческая работа. Кукла-берегиня –

32. Изготовление куклы-берегини -

33. Творческая работа. Декоративная ваза

34. Украшение декоративной вазы –

Выразительное ис­пользование мате­риала. Условность, обобщенность об­раза

35. Древние образы в современном декоративном искусстве

Итоговая игра-викторина. Итоговая выставка творческих работ. Обобщение знаний по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».


6 класс


I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного мышления

1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

2. Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

3. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

    1. Пятно как средство выражения

    2. Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе­нии и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — свет­лое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Домини­рующее пятно. Линия и пятно.

6. Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщен­ность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

7. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

  1. Объемные изображения в скульптуре

  2. Основы языка изображения

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

IIчетверть. Мир наших вещей. Натюрморт


10. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве.

11. Изображение предметного мира — натюрморт. Самостоятельная работа

Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

12. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плос­костные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор­мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

13. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса.

14. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

15. Натюрморт в графике. Творческая работа

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

16. Цвет в натюрморте.Выразительные возможности натюрморта

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможно­стей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состоя­ния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

IIIчетверть.Вглядываясь в человека. Портрет

17. Образ человека — главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

18. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

19. Изображение головы человека в пространстве. Творческая работа

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов.

20. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

21. Портрет в скульптуре

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

22. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

23. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

24. Портрет в живописи. Творческая работа

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

25. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

26. Великие портретисты

Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

IVчетверть.Человек и пространство в изобразительном искусстве

27. Жанры в изобразительном искусстве. Тест

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический

жанры.

28. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

29. Правила линейной и воздушной перспективы. Самостоятельная работа

Перспектива — учение о способах передачи глубины прост­ранства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокраще­ния. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз­душной перспективы и изменения контрастности.

30. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

31. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

32. Городской пейзаж. Самостоятельная работа

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений

33. Выразительные возможности изобразительного искусства.

34. Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

35. Резервный урок. Выставка работ

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искус­ства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.


7 класс

Iчетверть.Изображение фигуры человека и образ человека

  1. Изображение фигуры человека в истории искусств

Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции, эпохи Возрождения.

  1. Пропорции и строение фигуры человека. Самостоятельная работа

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

  1. Красота фигуры человека в движении.

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый - понимание красоты человека в античном искусстве; второй — духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

  1. Лепка фигуры человека

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.

  1. Великие скульпторы

Великое искусство скульпторов. Скульптура Эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX- XXначала века.

  1. Изображение фигуры человека с использованием таблицы. Самостоятельная работа

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении.

  1. Набросок фигуры человека с натуры

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

  1. Человек и его профессия

Знать о выразительном значении размера произведения. Изображение человека, занятого профессией (делом).

  1. Понимание красоты человека в европейском и русском стиле

Русское изобразительное искусство. Зарубежное изобразительное искусство

IIчетверть.Поэзия повседневности

10. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизации и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

11. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

12. Сюжет и содержание в картине

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

13. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностей картины мира в произведениях бытового жанра.

14. Возникновение и развитие бытового жанра в русском стиле

Возникновении и развитие бытового жанра в русском стиле. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника.

15. Жизнь в моем городе в прошлых веках

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

16. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.

III четверть.Великие темы жизни

17. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

18. Тематическая картина в русском искусстве

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве Росси. Картина – философское размышление.

19. Сложный мир исторической картины

Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.

20. Процесс работы над тематической картиной

Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения.

21. Великие темы жизни в творчестве русских художников

Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве Росси. Картина – философское размышление.

22. Сказочно-былинный жанр

Сказочно-былинный жанр в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина

23. Библейские темы в изобразительном искусстве

Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы А. Рублев, Ф. Грек, Дионисий. Библейские темы в живописи Западной Европы и русском искусстве.

24. Художественные музеи моего города (края)

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

25. Монументальная скульптура и образ истории народа

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

26. Место и роль картины в искусстве XX века

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П.Пикассо.Герника; работы К.Кольвиц, Р. Гуттузо; Ири и ТосикоМару к и. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали.

27. Знакомые картины и художники

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

IV четверть.Реальность жизни и художественный образ

28. Художественно-творческие проекты

29. Искусство иллюстрации

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

30. Слово и изображение

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Известные иллюстраторы книги.

30. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

31. Зрительские умения и их значение для современного человека

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

32. История искусства и история человечества

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.

33. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющие образы различных эпох и изменчивость языка искусства.

34. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.

35. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ - ВО


1 четверть. Древние корни народного искусства

9

1

Древние образы в народном искусстве

1

2

Декор русской избы

1

3

Внутренний мир русской избы

1

4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

5

Самостоятельная работа. Украшение предметов быта

1

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

7

Народный празд­ничный костюм

1

8

Творческая работа. «Народная праздничная одежда»

1

9

Народные праздничные обряды

1


2 четверть. Связь времен в народном искусстве

7

10

Древние образы в современных народных игрушках

1

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

12

Творческая работа. Роспись посуды

1

13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1

14

Творческая работа. Роспись разделочных досок

1

15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

1

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1


3 четверть. Декор – человек, общество, время

10

17

Зачем людям украшения

1

18

Декор и положение человека в обществе

1

19

Одежда говорит о человеке

1

20

Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции

1

21

Самостоятельная работа. Греческая керамика

1

22

Творческая работа. «Бал в интерьере дворца»

1

23

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1

24

Творческая работа. «Герб моей семьи»

1

25

Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов

1

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1


4 четверть. Декоративное искусство в современном мире

9

27

Современное выставочное искусство

1

28

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

1

29

Создание декоративной работы в материале

1

30

Творческая работа. Коллективное панно

1

31

Творческая работа. Кукла-берегиня

1

32

Изготовление куклы-берегини

1

33

Творческая работа. Декоративная ваза

1

34

Украшение декоративной вазы

1

35

Древние образы в современном декоративном искусстве

1


ВСЕГО:

35












6 КЛАСС


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ - ВО


1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

9

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

2

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

3

Линия и ее выразительные возможности

1

4

Пятно как средство выражения.

1

5

Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа.

1

6

Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа.

1

7

Цвет в произведениях живописи

1

8

Объемные изображения в скульптуре

1

9

Основы языка изображения

1


2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт

7

10

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

11

Изображение предметного мира – натюрморт. Самостоятельная работа.

1

12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

13

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

14

Освещение. Свет и тень.

1

15

Натюрморт в графике. Творческая работа.

1

16

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Самостоятельная работа.

1


3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет

10

17

Образ человека – главная тема искусства

1

18

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

19

Изображение головы человека в пространстве. Творческая работа.

1

20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

21

Портрет в скульптуре

1

22

Сатирические образы человека

1

23

Образные возможности освещения в портрете

1

24

Портрет в живописи. Творческая работа.

1

25

Роль цвета в портрете

1

26

Великие портретисты

1


4 четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве

9

27

Жанры в изобразительном искусстве. Тест.

1

28

Изображение пространства

1

29

Правила линейной и воздушной перспективы. Самостоятельная работа.

1

30

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1

31

Пейзаж – настроения. Природа и художник

1

32

Городской пейзаж. Самостоятельная работа.

1

33

Выразительные возможности изобразительного искусства

1

34

Язык и смысл

1

35

Резервный урок. Выставка работ

1


ВСЕГО:

35












7 КЛАСС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ - ВО


Iчетверть. Изображение фигуры человека и образ человека – 9 часов


1

Изображение фигуры человека в истории искусств

1

2

Пропорции и строение фигуры человека. Самостоятельная работа

1

3

Красота фигуры человека в движении

1

4

Лепка фигуры человека

1

5

Великие скульпторы

1

6

Изображение фигуры человека с использованием таблицы. Самостоятельная работа

1

7

Набросок фигуры человека с натуры

1

8

Человек и его профессия

1

9

Понимание красоты человека в европейском и русском стиле

1


IIчетверть. Поэзия повседневности – 7 часов


10

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

11

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1

12

Сюжет и содержание в картине. Самостоятельная работа

1

13

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

1

14

Возникновение и развитие бытового жанра в русском стиле

1

15

Жизнь в моем городе в прошлых веках

1

16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

1


III четверть.Великие темы жизни –9 часов


17

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

18

Сложный мир исторической картины

1

19

Процесс работы над тематической картиной

1

20

Великие темы жизни в творчестве русских художников.

1

21

Сказочно-былинный жанр. Творческая работа

1

22

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

23

Процесс работы над тематической картиной. Самостоятельная работа

1

24

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

25

Знакомые картины и художники

1

26

Место и роль картины в искусстве XX века

1


IV четверть.Реальность жизни и художественный образ –8 часов


27

Искусство иллюстрации. Самостоятельная работа

1

28

Слово и изображение

1

29

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

30

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

31

История искусства и история человечества. Творческая работа

1

32

Стиль и направление в изобразительном искусстве

1

33

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

2


ВСЕГО:

35