Планируемые результаты
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.)
6 класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
знатьо взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
знатьосновные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
знатьряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
знатьособенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знатьосновные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
7 класс:
знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
знать о процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
знать о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
знать о роли художественной иллюстрации;
знать наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий;
получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;
получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.
Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь-ной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс
Iчетверть.Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Декор русской избы
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Орнамент как основа декоративного украшения.
3. Внутренний мир русской избы
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Самостоятельная работа.Украшение предметов быта
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
6. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Народный праздничный костюм
Творческая работа. Народная праздничная одежда
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
9. Народные праздничные обряды
Календарные народные праздники – это способ участия человек, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
IIчетверть. Связь времен в народном искусстве
10. Древние образы в современных народных игрушках
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
11. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
12. Творческая работа. Роспись посуды
История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
13. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
14. Творческая работа. Роспись разделочных досок
История развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
15. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Традиционные худ.промыслы и ремесла волгоградской области. Отличие художественного промысла от ремесла. Вязание пуховых платков (Урюпинский, Алексеевский и Серафимовический районы); глиняная игрушка (Илов-ля); плетение из природного материала
IIIчетверть.Декор – человек, общество, время
17. Зачем людям украшения
Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
18. Декор и положение человека в обществе – 1 час
Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта.
19. Одежда говорит о человек
20. Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции
21. Самостоятельная работа. Греческая керамика
22. Творческая работа. «Бал в интерьере дворца»
Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, суть декора - выявить социальный статус людей.
23. О чем рассказывают гербы и эмблемы– 1 час
24. Творческая работа. «Герб моей семьи» - 1час
25. Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов – 1 час
История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба
26. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества - 1 час
Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
IVчетверть.Декоративноеискусство в современном мире
27. Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ
28. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)
29. Создание декоративной работы в материале
30.Творческая работа. Коллективное панно
31. Творческая работа. Кукла-берегиня –
32. Изготовление куклы-берегини -
33. Творческая работа. Декоративная ваза
34. Украшение декоративной вазы –
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа
35. Древние образы в современном декоративном искусстве
Итоговая игра-викторина. Итоговая выставка творческих работ. Обобщение знаний по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».
6 класс
I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного мышления
1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
2. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
3. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Пятно как средство выражения
Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
6. Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
7. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
IIчетверть. Мир наших вещей. Натюрморт
10. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
11. Изображение предметного мира — натюрморт. Самостоятельная работа
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
12. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
13. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
14. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
15. Натюрморт в графике. Творческая работа
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
16. Цвет в натюрморте.Выразительные возможности натюрморта
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
IIIчетверть.Вглядываясь в человека. Портрет
17. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
18. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
19. Изображение головы человека в пространстве. Творческая работа
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
20. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
21. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
22. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
23. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
24. Портрет в живописи. Творческая работа
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
25. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
26. Великие портретисты
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
IVчетверть.Человек и пространство в изобразительном искусстве
27. Жанры в изобразительном искусстве. Тест
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический
жанры.
28. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
29. Правила линейной и воздушной перспективы. Самостоятельная работа
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
30. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
31. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
32. Городской пейзаж. Самостоятельная работа
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений
33. Выразительные возможности изобразительного искусства.
34. Язык и смысл
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
35. Резервный урок. Выставка работ
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
7 класс
Iчетверть.Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусств
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции, эпохи Возрождения.
Пропорции и строение фигуры человека. Самостоятельная работа
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.
Красота фигуры человека в движении.
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый - понимание красоты человека в античном искусстве; второй — духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.
Лепка фигуры человека
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.
Великие скульпторы
Великое искусство скульпторов. Скульптура Эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX- XXначала века.
Изображение фигуры человека с использованием таблицы. Самостоятельная работа
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении.
Набросок фигуры человека с натуры
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Человек и его профессия
Знать о выразительном значении размера произведения. Изображение человека, занятого профессией (делом).
Понимание красоты человека в европейском и русском стиле
Русское изобразительное искусство. Зарубежное изобразительное искусство
IIчетверть.Поэзия повседневности
10. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизации и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
11. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.
12. Сюжет и содержание в картине
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
13. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностей картины мира в произведениях бытового жанра.
14. Возникновение и развитие бытового жанра в русском стиле
Возникновении и развитие бытового жанра в русском стиле. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника.
15. Жизнь в моем городе в прошлых веках
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
16. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.
III четверть.Великие темы жизни
17. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.
18. Тематическая картина в русском искусстве
Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве Росси. Картина – философское размышление.
19. Сложный мир исторической картины
Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.
20. Процесс работы над тематической картиной
Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения.
21. Великие темы жизни в творчестве русских художников
Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве Росси. Картина – философское размышление.
22. Сказочно-былинный жанр
Сказочно-былинный жанр в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина
23. Библейские темы в изобразительном искусстве
Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы А. Рублев, Ф. Грек, Дионисий. Библейские темы в живописи Западной Европы и русском искусстве.
24. Художественные музеи моего города (края)
Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.
25. Монументальная скульптура и образ истории народа
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
26. Место и роль картины в искусстве XX века
Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П.Пикассо.Герника; работы К.Кольвиц, Р. Гуттузо; Ири и ТосикоМару к и. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали.
27. Знакомые картины и художники
Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.
IV четверть.Реальность жизни и художественный образ
28. Художественно-творческие проекты
29. Искусство иллюстрации
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.
Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.
30. Слово и изображение
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Известные иллюстраторы книги.
30. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
31. Зрительские умения и их значение для современного человека
Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.
32. История искусства и история человечества
Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.
33. Стиль и направление в изобразительном искусстве
Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющие образы различных эпох и изменчивость языка искусства.
34. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
35. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ - ВО |
| 1 четверть. Древние корни народного искусства | 9 |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 |
2 | Декор русской избы | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 |
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 |
5 | Самостоятельная работа. Украшение предметов быта | 1 |
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 |
7 | Народный праздничный костюм | 1 |
8 | Творческая работа. «Народная праздничная одежда» | 1 |
9 | Народные праздничные обряды | 1 |
| 2 четверть. Связь времен в народном искусстве | 7 |
10 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 |
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 1 |
12 | Творческая работа. Роспись посуды | 1 |
13 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 |
14 | Творческая работа. Роспись разделочных досок | 1 |
15 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 1 |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 |
| 3 четверть. Декор – человек, общество, время | 10 |
17 | Зачем людям украшения | 1 |
18 | Декор и положение человека в обществе | 1 |
19 | Одежда говорит о человеке | 1 |
20 | Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции | 1 |
21 | Самостоятельная работа. Греческая керамика | 1 |
22 | Творческая работа. «Бал в интерьере дворца» | 1 |
23 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 1 |
24 | Творческая работа. «Герб моей семьи» | 1 |
25 | Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов | 1 |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 |
| 4 четверть. Декоративное искусство в современном мире | 9 |
27 | Современное выставочное искусство | 1 |
28 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | 1 |
29 | Создание декоративной работы в материале | 1 |
30 | Творческая работа. Коллективное панно | 1 |
31 | Творческая работа. Кукла-берегиня | 1 |
32 | Изготовление куклы-берегини | 1 |
33 | Творческая работа. Декоративная ваза | 1 |
34 | Украшение декоративной вазы | 1 |
35 | Древние образы в современном декоративном искусстве | 1 |
| ВСЕГО: | 35 |
6 КЛАСС
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ - ВО |
| 1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 9 |
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества | 1 |
3 | Линия и ее выразительные возможности | 1 |
4 | Пятно как средство выражения. | 1 |
5 | Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа. | 1 |
6 | Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа. | 1 |
7 | Цвет в произведениях живописи | 1 |
8 | Объемные изображения в скульптуре | 1 |
9 | Основы языка изображения | 1 |
| 2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт | 7 |
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 |
11 | Изображение предметного мира – натюрморт. Самостоятельная работа. | 1 |
12 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 |
13 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 |
14 | Освещение. Свет и тень. | 1 |
15 | Натюрморт в графике. Творческая работа. | 1 |
16 | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Самостоятельная работа. | 1 |
| 3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет | 10 |
17 | Образ человека – главная тема искусства | 1 |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 |
19 | Изображение головы человека в пространстве. Творческая работа. | 1 |
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 |
21 | Портрет в скульптуре | 1 |
22 | Сатирические образы человека | 1 |
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 |
24 | Портрет в живописи. Творческая работа. | 1 |
25 | Роль цвета в портрете | 1 |
26 | Великие портретисты | 1 |
| 4 четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве | 9 |
27 | Жанры в изобразительном искусстве. Тест. | 1 |
28 | Изображение пространства | 1 |
29 | Правила линейной и воздушной перспективы. Самостоятельная работа. | 1 |
30 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 |
31 | Пейзаж – настроения. Природа и художник | 1 |
32 | Городской пейзаж. Самостоятельная работа. | 1 |
33 | Выразительные возможности изобразительного искусства | 1 |
34 | Язык и смысл | 1 |
35 | Резервный урок. Выставка работ | 1 |
| ВСЕГО: | 35 |
7 КЛАСС
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ - ВО |
| Iчетверть. Изображение фигуры человека и образ человека – 9 часов | |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусств | 1 |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. Самостоятельная работа | 1 |
3 | Красота фигуры человека в движении | 1 |
4 | Лепка фигуры человека | 1 |
5 | Великие скульпторы | 1 |
6 | Изображение фигуры человека с использованием таблицы. Самостоятельная работа | 1 |
7 | Набросок фигуры человека с натуры | 1 |
8 | Человек и его профессия | 1 |
9 | Понимание красоты человека в европейском и русском стиле | 1 |
| IIчетверть. Поэзия повседневности – 7 часов | |
10 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 |
11 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 |
12 | Сюжет и содержание в картине. Самостоятельная работа | 1 |
13 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | 1 |
14 | Возникновение и развитие бытового жанра в русском стиле | 1 |
15 | Жизнь в моем городе в прошлых веках | 1 |
16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве | 1 |
| III четверть.Великие темы жизни –9 часов | |
17 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 |
18 | Сложный мир исторической картины | 1 |
19 | Процесс работы над тематической картиной | 1 |
20 | Великие темы жизни в творчестве русских художников. | 1 |
21 | Сказочно-былинный жанр. Творческая работа | 1 |
22 | Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 |
23 | Процесс работы над тематической картиной. Самостоятельная работа | 1 |
24 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 |
25 | Знакомые картины и художники | 1 |
26 | Место и роль картины в искусстве XX века | 1 |
| IV четверть.Реальность жизни и художественный образ –8 часов | |
27 | Искусство иллюстрации. Самостоятельная работа | 1 |
28 | Слово и изображение | 1 |
29 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 1 |
30 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 |
31 | История искусства и история человечества. Творческая работа | 1 |
32 | Стиль и направление в изобразительном искусстве | 1 |
33 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 |
34 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 2 |
| ВСЕГО: | 35 |