СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно - тематическое планировнаие.Изобразительное искусство. Исскусство в жизни человека, 6 кл., ФГОС: под ред. Б. М. Неменского - М.: Просвещение 2015

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено

Принято

Утверждено

на заседании МО

на заседании педагогического

приказом от «01» сентября

(Протокол от «27» августа

совета

2018 года №43/6

2018 года №1

(Протокол от «30» августа

Директор школы


2018 года №1)

Л. А. Парфенова







Рабочая программа

изобразительное искусство

6 класса

основного общего образования

на 2018– 2019 учебный год











Составитель: Константинова Елена Владимировна,

I квалификационная категория









2018г.



Пояснительная записка

Настоящая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС:

  • Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

  • Примерной образовательной программы основного общего образования;

  • Авторской программы по предмету;

  • Образовательной программы основного общего образования ОУ;

  • Учебного плана ОУ;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Положения о рабочей программе МКОУ «2-я Выгорновская ООШ».

В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская, ; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2015 и рабочей тетради: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций под редакцией Б. М. Неменского, М.: Просвещение 2015г.

Общие цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование на­выков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-приклад­ном творчестве.

Задачи:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

  • раскрывать художественно-образный язык изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анимали­стический жанр);

  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или исполь­зование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;

  • показывать неповторимое своеобразие русской народной куль­туры через раскрытие художественного языка народного искус­ства на примере выдающихся памятников деревянного зодче­ства, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

  • развивать умения учащихся работать в разных видах худо­жественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изо­бразительной, декоративной или пространственной компози­ции;

  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;

  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра

  • и обсуждения выполненных работ в классе.

В соответствии с учебным планом МКОУ «2-я Выгорновская ООШ» на изучение предмета «Изобразительное искусство в 6 классе отводится 1 час, 34 часа соответственно.

6 класс предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные:

  • знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

Метапредметные:

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

  • передавать движение фигуры человека в пространстве;

  • проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художествен­ной выразительности разных видов искусств;

Предметные:

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать про­стые геометрические формы при создании модели космического корабля;

  • выполнять художественные изделия, свободно используя зада­чи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народ­ного творчества;

  • участвовать в творческих группах при выполнении коллектив­ных работ разного вида.

  • применять полученные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни:

  • проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эсте­тическом восприятии художественных произведений и заключен­ных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при про­смотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

  • использовать свою художественно-практическую компетент­ность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декора­тивно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.



Содержание учебного предмета, курса

1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе­нии и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — свет­лое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Домини­рующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщен­ность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Тема. Объемные изображения в скульптуре. объемные изображения в скульптурах города Курска.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения.

2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских художников.

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира — натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.



Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор­мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса.

Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможно­стей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состоя­ния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искус­стве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художни­ка, его представлений и представлений людей его эпохи об ок­ружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)

Тема. Образ человека — главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов.

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Тема. Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Тема. Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты – куряне.

Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

4 Раздел « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.

Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива — учение о способах передачи глубины прост­ранства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокраще­ния. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз­душной перспективы и изменения контрастности.

Тема. Пейзаж. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты – куряне.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно­го эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть исполь­зован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. язык и смысл.

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искус­ства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.



Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе

экскурсии,

контрольные, практические, лабораторные работы, итоговые тестовые работы

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

8

-

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

1

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

10

-

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

8

1

Итого:

34

2



Календарно – тематическое планирование

урока



Название темы

Кол-во

часов

Дата

Примеча-

ние

план

факт

1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)


1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.


1




2

Рисунок — основа изобразительного творчества.


1




3

Линия и ее выразительные возможности.


1




4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.


1




5

Цвет. Основы цветоведения.


1




6

Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.


1




7

Объемные изображения в скульптуре. Объемные изображения в скульптурах города Курска.


1




8

Основы языка изображения.


1




2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)


9

Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских художников.


1




10

Изображение предметного мира — натюрморт.


1




11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.


1




12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.


1




13

Освещение. Свет и тень.


1




14

Натюрморт в графике.


1




15

Цвет в натюрморте.


1




16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).


1




3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)


17

Образ человека — главная тема искусства.


1




18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1




19

Изображение головы человека в пространстве.


1




20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.


1




21

Портрет в скульптуре.


1




22

Сатирические образы человека.


1




23

Образные возможности освещения в портрете.


1




24

Портрет в живописи.


1




25

Роль цвета в портрете.


1




26

Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты – куряне.

1




4 Раздел « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.)


27

Жанры в изобразительном искусстве.


1




28

Изображение пространства.


1




29

Правила линейной и воздушной перспективы.

1




30

Пейзаж. Организация изображаемого пространства.

1




31

Городской пейзаж.

1




32

Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты – куряне.

1




33

Итоговые тестовые задания по курсу

«Искусство в жизни человека. 6 класс»

1




34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.


1






Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет изобразительное искусство

Класс 6

Учитель Константинова Е. В.


2018-2019 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректи-

ровки

Способ корректи-

ровки

по плану

дано