Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено | Принято | Утверждено |
на заседании МО | на заседании педагогического | приказом от «01» сентября |
(Протокол от «27» августа | совета | 2018 года №43/6 |
2018 года №1 | (Протокол от «30» августа | Директор школы |
| 2018 года №1) | Л. А. Парфенова |
Рабочая программа
изобразительное искусство
6 класса
основного общего образования
на 2018– 2019 учебный год
Составитель: Константинова Елена Владимировна,
I квалификационная категория
2018г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС:
Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
Примерной образовательной программы основного общего образования;
Авторской программы по предмету;
Образовательной программы основного общего образования ОУ;
Учебного плана ОУ;
Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Положения о рабочей программе МКОУ «2-я Выгорновская ООШ».
В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская, ; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2015 и рабочей тетради: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций под редакцией Б. М. Неменского, М.: Просвещение 2015г.
Общие цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи:
раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);
В соответствии с учебным планом МКОУ «2-я Выгорновская ООШ» на изучение предмета «Изобразительное искусство в 6 классе отводится 1 час, 34 часа соответственно.
6 класс предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;
отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;
Метапредметные:
передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);
передавать движение фигуры человека в пространстве;
проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;
Предметные:
выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;
выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;
использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
Содержание учебного предмета, курса
1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема. Цвет. Основы цветоведения.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Тема. Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Тема. Объемные изображения в скульптуре. объемные изображения в скульптурах города Курска.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских художников.
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Тема. Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)
Тема. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты – куряне.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
4 Раздел « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.)
Тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Тема. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Тема. Пейзаж. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты – куряне.
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Тема. Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. язык и смысл.
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе экскурсии, контрольные, практические, лабораторные работы, итоговые тестовые работы |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 8 | - |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 | 1 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 10 | - |
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве. | 8 | 1 |
Итого: | 34 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата | Примеча- ние |
план | факт |
1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч) |
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 | | | |
2 | Рисунок — основа изобразительного творчества. | 1 | | | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | | | |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 1 | | | |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | | | |
6 | Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников. | 1 | | | |
7 | Объемные изображения в скульптуре. Объемные изображения в скульптурах города Курска. | 1 | | | |
8 | Основы языка изображения. | 1 | | | |
2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч) |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских художников. | 1 | | | |
10 | Изображение предметного мира — натюрморт. | 1 | | | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | | | |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | 1 | | | |
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | | | |
14 | Натюрморт в графике. | 1 | | | |
15 | Цвет в натюрморте. | 1 | | | |
16 | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). | 1 | | | |
3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч) |
17 | Образ человека — главная тема искусства. | 1 | | | |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | | | |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | | | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 1 | | | |
21 | Портрет в скульптуре. | 1 | | | |
22 | Сатирические образы человека. | 1 | | | |
23 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | | | |
24 | Портрет в живописи. | 1 | | | |
25 | Роль цвета в портрете. | 1 | | | |
26 | Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты – куряне. | 1 | | | |
4 Раздел « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.) |
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | | | |
28 | Изображение пространства. | 1 | | | |
29 | Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | | | |
30 | Пейзаж. Организация изображаемого пространства. | 1 | | | |
31 | Городской пейзаж. | 1 | | | |
32 | Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты – куряне. | 1 | | | |
33 | Итоговые тестовые задания по курсу «Искусство в жизни человека. 6 класс» | 1 | | | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет изобразительное искусство
Класс 6
Учитель Константинова Е. В.
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректи- ровки | Способ корректи- ровки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |