СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс СИПР

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс СИПР»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа составлена на основе примернойадаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4).

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.

Основная цельизобразительной деятельности - формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачами обучения изобразительной деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

  • формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;

  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;

  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);

  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;

  • обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;

  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;







Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность».

В результате изобразительной деятельности формируются умения изображать предметы и объекты окружающей действительности. Ребенок осваивает доступные средства изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. В результате пробуждается интерес к доступным видам изобразительной деятельности, формируются умения использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности и различные изобразительные технологии. Также у ребенка формируется способность к самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;

  • действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

  • выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;

  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования.





Место учебного предмета «Изобразительная деятельность» в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34ч, 1 час в неделю, в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительная деятельность »

Систематическое и адресное психолого-педагогическое сопровождение является обязательным условием успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через формирование различных характеристик личностных и предметных компетенций.

Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:

1)Формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культур каждого народа.

2) Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3)Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой.



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительная деятельность »

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Овладение начальными навыками адаптации.

Предметные результаты:

  • формирование положительного эмоционального отношения и интереса к изобразительной деятельности;

  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);

  • закрепление представлений о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.)

  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;

  • овладение приемами и средствами рисования, аппликации, лепки;

  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук.

  • использование средств изобразительной деятельности карандашами, фломастерами, кистью и др.;



Система оценки достижения планируемых результатов.

Мониторинг результатов обучения проводится в конце каждого полугодия на заседании школьногопсихолого-медико-педагогического консилиума с участием всех специалистов, работающих с обучающимся.

Оценивается уровень сформированности представлений/действий по двум критериям: обучающей составляющей и практической составляющей.

Оценка достижений предметных результатов по обучающей составляющей производится путём фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале в баллах:

0 – не воспроизводит при максимальном объёме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.



Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путём фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале в баллах:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после

частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.



На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс

2 – минимальная динамика (одна операция).

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.





Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность»

Рисование

Рисование прямых, наклонные, вертикальные линий одинаковой и разной толщины. Рисование горизонтальных и волнистых линий разной длины.Рисование сочетаний прямых и наклонных линий.Рисование простых геометрических фигур (круг, квадрат) по точкам и шаблонам.Рисование красными, желтыми, синими, красками.Рисование зелеными, белыми и черными красками.Ориентация на поверхности листа (низ, середина, верх).Приемы использования в рисовании цветных карандашей и красок.Приемы декоративного рисования.Рисование краской, карандашами, фломастерами без задания.Отработка умения проводить пальцем различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие.Отработка умения проводить специально оборудованными средствами различные мазки.



Лепка.

Правила работы с пластилином.Приемы работы с пластилином (соединение и отщипываниемелких кусков. Приемы работы с пластилином (разминание, разрыв на крупные куски). Обследование предмета перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы.Приемы работы с пластилином (раскатывание кусочков прямыми и круговыми движениями). Приемы работы с пластилином: расплющивание.Лепка предметов разной формы: «Конфеты» (шарики, палочки, батончики).

Аппликация.

Самостоятельный выбор деталей для аппликации.Выполнение аппликации путем накладывания на трафареты. Составление изображений путем наклеивания готовых форм. Выполнение аппликации путем вкладывания в прорези соответствующих деталей.Приемы аппликации.Выполнение тематической аппликации из готовых элементов.Выполнение рваной аппликации.Предметная аппликация из вырезанных целых предметов и деталей (овощи).

Тематическое планирование.





п/п

Тема

Всего часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Аппликация


12

Знать основные приемы рисования.

2.

Лепка


16

Знать приемы работы с пластилином.

3.

Рисование

6

Знать приемы работы с бумагой.

Итого за год:

34






































Календарно-тематическое планирование "Изобразительная деятельность"

Дата

Тема урока

1-4


8.1. Аппликация 8.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.

4-8


8.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.

9-12


8.1.3. Сминание бумаги

13-16


8.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера)

17-20


8.1.5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали)

21-24


8.1.6. Скручивание листа бумаги

25-29


8.2. Лепка 8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина

30-34



8.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп

35-39


8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины)

40-44


8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой

45-49


8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска

50-54


8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска

55-59


8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска

60-64


8.2.8. Отрезание кусочка материала стекой

65


8.3. Рисование 8.3.2. Оставление графического следа

66


8.3.3. Освоение приемов рисования карандашом

67


8.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками

68


8.3.5. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы

Итого:68 часов

Материально-техническое обеспечение.


  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой, М., П, 2004 г.

  • • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  • Учебника для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Т.В. Алышева, издательство «Просвещение» г. Москва, 2013 г.

  • Вспомогательные средства :краски, гуашь, пластилин, цветная бумага, клей, кисти.