СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26



«Утверждаю»
Директор школы

____________ /Курмышова О.А./
«______»____________2016 г.





«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию

__________/Гармаш В.Ю./


Рабочая программа

по изобразительному искусству в 4 классе

учителя начальных классов

Пинаевой Валентины Николаевны




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2016 г.



Москва

2016 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;

  • Программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2012;

  • Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией

Т.Я. Шпикаловой. 1–4 классы

  • Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.



Цели и задачи изучения курса

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

· освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

· овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.



Задачи, реализуемые в 4 классе:

1. Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

2. Познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.

3. Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.

4. Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.

5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.

  1. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.



Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.



Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год (34 недели).





Ценностные ориентиры

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.



Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе ученик должен

знать / понимать:

• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;

• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

уметь:

• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,

ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;

• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.



В ходе изучения учебного предмета по учебникам ФГОС могут быть использованы следующие УУД:



Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Личностные результаты:

      1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей

многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Содержание учебного предмета



Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч.)

Целый мир от красоты (пейзаж). Древо жизни- символ мировоззрения. Мой край родной. Моя земля (пейзаж). Птица – символ света, счастья и добра (декоративная композиция). Конь-символ солнца, плодородия и добра (декоративная композиция). Связь поколений в традициях Городца (декоративная композиция). Знатна Русская земля мастерами и талантами (портрет). Вольный ветер-дыхание земли (пейзаж). Движение- жизни течение. Осенние метаморфозы (пейзаж).



Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.)

Родословное дерево- древо жизни, историческая память, связь поколений (групповой портрет). Двенадцать братьев друг за другом бродят. Новогоднее настроение. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки.. Зимние фантазии. Зимние картины. Ожившие вещи. Выразительность форм предметов. Русское поле- Бородино (портрет), батальный жанр. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Народная расписная картина- лубок.



Восхитись созидательными силами природы и человека ( 9 ч.)

Вода - живительная стихия. Повернись к мировоззрению. Русский мотив (пейзаж). Всенародный праздник – День Победы. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.



Календарно-тематическое планирование

Дата

N урока

Раздел

Тема

Часы


1

Восхитись вечно живым миром красоты (11 часов)

«Целый мир от красоты». Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно…

1


2


Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих,
пятно, светотень

1


3


Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет

1


4


Цветущее дерево — символ жизни.
Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи

1


5


Птицы — символ света, счастья и добра.
Декоративная композиция: симметрия, ритм, единство колорита

1


6


Конь — символ солнца, плодородия и добра.
Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок

1


7


Связь поколений в традиции Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов, ритм, симметрия, динамика, статика

1


8


Знатна Русская земля мастерами и талантами.
Портрет: человек творческой
профессии, пропорции лица

1


9


Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет

1


10


Движение – жизни течение.
Наброски с натуры, по памяти
и по представлению: подвижность красочных пятен, линий

1


11


Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция

1


12

Любуйся ритмами в жизни природы и человека

(14 часов)

Родословное древо — древо жизни. историческая намять, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица
человека, композиция

1


13


«Двенадцать братьев друг за другом бродят...» Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт

1


14


Год не неделя—двенадцать месяцев впереди
Иллюстрация к сказке: композиция, цвет

1


15


Новогоднее настроение.
Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов

1


16


Твои новогодние поздравления.
Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия

1


17


Зимние фантазии
Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия

1


18


Зимние картины.
Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, ритм, динамика

1


19


Ожившие вещи.
Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция

1


20


Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета

1


21


Русское поле. Бородино.
Портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу

1


22


«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...»
Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит

1


23


Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы

1


24


Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих

1


25


Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих

1


26

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 часов)

Вода — живительная стихия.
Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно

1


27


Повернись к мирозданию!
Проект экологического плаката. Коллаж

1


28


Русский мотив.
Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма

1


29


Всенародный праздник — День Победы

1


30


Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Медальерное искусство. Образы-символы

1


31


Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности

1


32


Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности

1


33


Круглый год.
Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно

1


34


Круглый год.
Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно

1



Материально-техническое обеспечение.

Для реализации содержания предмета «Изобразительное искусство » в 4 классе используется следующий учебно-методический комплекс:

Для учителя:

1. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:«Просвещение», 2013.

2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова «Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство. 4 класс"». – М.: «Просвещение», 2014.

Для обучающихся:

Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2013.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Сайт «Про школу.ру»

2. Сайт «Открытый урок».

3. Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/

4. Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm

5. Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое.