СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству1-4 классы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

начальная школа 21 века

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству1-4 классы»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 8» г. Назарово

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 5-30 -04




Принято Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР Директор

Руководитель ШМО _______________________ ____________________ /А.П. Верц/

_______________________ от 29. 08. 2018 г. Приказ № 149

Протокол № 1 от 30. 08. 2018 г.

от 28.08.2018 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОе ИСКУССТВо»

ДЛЯ 1 - 4 КЛАССА

НА 2018 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

(«Начальная школа 21 века»,

Изобразительное ис­кусство : учебник /под ред. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская

Москва: Издательский центр «Вентана - Граф».

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)









Разработчик программы:

учитель начальных классов

Чипиго Наталья Сергеевна,

первая категория, пед.стаж 23 года



г. Назарово

2018 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 8» г. Назарово.

Цель курса: создать условия для формирования разностороннего художественного творческого развития учащихся.

Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода.

Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания.

Формы контроля: критериальное оценивание, выставка работ.

Программа целостно реализуется с 1 по 4 класс.

На реализацию программы по изобразительному искусству в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 1 - 4 классе 135 часов, из них в 1 классе 33 часа , во 2-4 классах по 34 часа (1 час в неделю).

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

3

7

8

8

26

Азбука искусства. Как говорит искусство.

20

17

16

14

67

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство

10

10

10

12

42

Итого

33

34

34

34

135

























Планируемые результаты, содержание, тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс

Личностные универсальные учебные действия

Определяет действия, устанавливающие смысл учения.

Проявляет интерес к художественно-творческой деятельности.

Соблюдает моральные нормы поведения в школе.

  • принимает на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;

  • понимает значение изобразитель­ного искусства в собственной жизни;

  • проявляет интерес к воплощению в реальную жизнь эстетические замыслы;

  • оценивает с позиции зрителя и автора художе­ственные произведения.



Раздел

Содержание

Количество часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)

1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)

2. Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника

3. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности

4. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции

5. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений

6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве

7. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции

8. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве

9. Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски

10. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб

11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под

12. Развитие индивидуального чувства формы

13. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов

14. Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

15. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве

16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни

Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение

16

Ориентируется в учебном и иллюстративном материале учебника, рабочей тетради.

Узнаёт знакомые художест­венные материалы и инструменты для заня­тий изобразительным искусством. Понимает назначение материалов и инструментов.

Имеет представление о правилах работы с инструментами (карандаш, кисть) и материалами (краски, пастель,)

Развивает навык - рисунок непрерывной линии, штриховки внутри формы и прорисовка мелких деталей в крупной форме

Регулятивные универсальные учебные действия:

Планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки

принимает и сохраняет учебную задачу.

Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя

Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы

Выполняет действия в устной форме

Осуществляет контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.

Познавательные универсальные учебные действия:

Осуществляет логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществляет логическое действие синтез.

Осуществляет логическое действие сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет логическое действие классификация по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет логическое действие обобщение

Устанавливает причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

расширять свои представления об ис­кусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

Ориентируется в способах решения исполнительской задачи

Читает простое схематическое изобра­жение

Различает условные обозначения

Осуществляет поиск нужной инфор­мации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Участвует в разных формах работы в классе

использует простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи

Принимает участие в их обсуждении

Формулирует собственное мнение и позицию

Выполняет работу со сверстниками

Воспринимает и учитывает настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства


Развитие фантазии и воображения



1. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»

2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет

3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях

4. Изображение движения

5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном

6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку

7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме

8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений

9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера)

10. Форма и украшение в народном искусстве

11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении

11

Имеет представление об одном из основных свойств гуашевых красок - смешивании (превращении).

Применяет навыки смешивания гуаши и получения новых цветов и оттенков.

Имеет представление о теплой цветовой гамме и холодной цветовой гамме.

Понимает важность чуткого вос­приятия цвета.

Различает цвета и разные техники работы кистью.

Выбирает сюжет рисунка, материал, подбирает оттенки.

Рассматривает иллюстрации и делает несложные умозаключения о наличии определенной цветовой гаммы.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)


1. Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью

2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)

3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности

4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.

Экскурсия в парк или в лес

5. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре

6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом

6

Имеет представление об отличительных признаках живописи как одного из видов изобразительного искусства.

Умеет наблюдать за объектами природы и в окружающем пространстве.

Умеет изображать выбранные объекты на бумаге.

Имеет представление об отличительных признаках скульптуры, архитектуры

Знает некоторые приемы лепки из соленого теста, приобретает навыки лепки из соленого теста.

Умет создавать объемную форму домика с помощью пластических материалов

Имеет общее представление о профессии дизайнера, истории ее развития и современных направлениях.

Понимает значение профессии архитектора.

Имееет начальное представление о простейших способах изображения человека на основе формы и пропорций пятиконечной звезды.

Умеет (на доступном уровне) изображать фигуры людей разного роста.

Знает один из способов создания портрета. Осуществляет построение рисунка портрета (автопортрета).

Получает представление о главных музеях страны и местном музее.



2 класс

Личностные результаты освоения программы:

Определяет действия, устанавливающие смысл учения.

Различает произведения изобразительного искусства, включая образы родной природы.

Проявляет интерес к художественно-творческой деятельности.

Соблюдает моральные нормы поведения в школе.

Проявляет интерес к воплощению эстетических замыслов в реальную жизнь.


Раздел

Содержание курса

Кол – во часов

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

1.Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

1.Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и интерьере (в зависимости от освещения).

3. Зависимость цветовой гаммы от темы.

4. Освоение изобразительной плоскости. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе.

6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

9. Человек в архитектурной среде.

10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

12. Архитектурный проект.

13. Равновесие в композиции. Объёмно – пространственная композиция.

14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно – прикладного искусства.

16. Симметрия в декоративно – прикладном искусстве.

17. Форма предмета и его назначение в декоративно – прикладном искусстве.

17 ч.

-различает виды художественной деятельности изобразительного искусства (изображения, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство)

- различает шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;

- передаёт в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

- воспринимает красоту архитектуры и понимает роль ее в жизни человека.

- понимает общее и особенное произведение изобразительного искусства и художественных фотографий.

- различает основные и составные, теплые и холодные цвета;

- использует художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага

- пользуется доступными средствами и материалами;

- воспринимает произведение и высказывает суждение о художественных произведениях изображающих природу;

- видит проявление художественной культуры вокруг: музей и искусство, архитектура, дизайн.

- изображает старинные русские города по памяти или представлению.

- создаёт узоры народов мира.

- совмещает работу на плоскости и в объёме

- применяет основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;


Регулятивные:

- принимает учебную задачу

- следу­ет инструкции учителя;

  • планирувет свои действия в соот­ветствии с учебными задачами, инструкци­ей учителя и замыслом художественной работы;

  • выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.


-понимает смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

  • осуществляет контроль по резуль­тату и способу действия;

  • выполняет действия в опоре на за­данный ориентир;

-самостоятельно адекватно оце­нивает правильность выполнения дейст­вия и вносит соответствующие коррек­тивы;

- выполняет дифференцированные за­дания (для мальчиков и девочек).

Познавательные

- расширяет свои представления об ис­кусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

  • ориентируется в способах решения исполнительской задачи;

  • читает простое схематическое изобра­жение;

  • различает условные обозначения;

- осуществляет поиск нужной инфор­мации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, свер­стников;

- сопоставляет впечатления, получен­ные при восприятии разных видов искус­ств (литература, музыка) и жизненного опыта.

- осуществляет поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте...») с помощью взрослых;

  • работает с дополнительными текс­тами;

  • соотносит различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразитель­ности;

  • соотносит схематические изобра­жения с содержанием заданий;

  • выбирает из нескольких вариантов выполнения работы самый приемлемый для себя;

  • строит рассуждения о воспринима­емых произведениях.

Коммуникативные.

  • использует простые речевые сред­ства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимает учас­тие в их обсуждении;

  • формулирует собственное мнение и позицию;

  • выполняет работу со сверстниками;

  • воспринимает и учитывает настрое­ние других людей, их эмоции от восприя­тия произведений искусства;

  • договаривается, приходит к общему решению.

-контролирует действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

  • понимает содержание вопросов и воспроизводит их;

  • контролирует свои действия в коллективной работе;

  • проявляет инициативу, участвуя в создании коллективных художествен­ных работ;

  • узнаёт мнение друзей или однок­лассников;

- ведёт диалог с учителем и однокла­ссниками, прислушиваясь к их мнению, и выражает свое терпимо и убеди­тельно.

2.Развитие фантазии и воображения

1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию.

2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений прозы.

4. Создание коллективных объёмно – пространственных композиций. Передача характера героя.

5. Разработка композиций в пространстве класса.

6. Создание икебаны с использованием природных материалов.

7. Выполнение коллективной объёмно – пространственной композиции.

8. Бумажная пластика. Конструирование несложных форм предметов.

9. Стилизация и обобщение.

10. Плоскостная или глубинно – пространственная композиция.

11. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями.

11 ч.

- воспринимает произведение и высказывает суждение о художественных произведениях изображающих;

- конструирует несложные формы предметов в технике бумажной пластики;

- выполняет упражнения на цветовое восприятие звука;

- перевоплощает литературно – сказочные и образно – цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно – цветовые образы.

- подбирает соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;

-совмещает работу на плоскости и в объёме.

3.Художественно-образное восприятие изобразительного искусства(музейная педагогика)

1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры.

2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита.

3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы)

4. Писатель – художник – книга. Декоративное оформление книги.

5. Красота произведений декоративно – прикладного искусства.

6. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.

6 ч.

- находит в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира; иллюстрации художников к сказкам.

- наблюдает объекты и явления природы и окружающей действительности; понимает их образы в картине, музыке, поэзии.

- передаёт разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)

  • подбирает соответствующий мате­риал для выполнения замысла;

  • воспринимает произведения изобра­зительного искусства, участвует в об­суждении их содержания;

  • видит проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архи­тектура, дизайн;



3 класс

Личностные результаты освоения программы:

  • имеет представление о труде художника, его роли в жизни общества;

  • проявляет интерес к художественно-творческой деятельности;

- осознает первоначальную роль прек­расного в жизни человека;

  • понимает значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;

  • различает позиции зрителя и автора художе­ственных произведений;

- выражает в собственном творчестве свои чувства и настроение.

  • имеет представления о разнообразии и ши­роте изобразительного искусства;

  • проявляет интерес к характерам и настрое­ниям людей и личностной идентифика­ции через восприятие портретного жан­ра

изобразительного искусства;

  • принимает на первоначальном уровне нравственного содержания произведения изобразительного искусства;

  • понимает значения изобразитель­ного искусства в собственной жизни;

  • вопло­щает в реальную жизнь эстетические замыслы;

  • различает позиции зрителя и автора художе­ственных произведений.


Раздел

Содержание

Колич

ество

часов

Планируемые результаты







предметные

метапредметные

Виды художественной деятельности



Особенности художественного

творчества: художник и зритель.

Отражение в произведениях пластических искусств.

Фотография и произведение изобразительного искусства.

Представления о богатстве и разнообразии художественной

культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся

представители изобразительного искусства народов России (по выбору).

Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и

региональные музеи.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь,

пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими

материалами.

Живопись. Живописные материалы.

Цвет —

основа языка живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании

выразительного образа.

Объём — основа языка скульптуры.

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.



7 часов

- различает основы языка живописи и графики;

- изображает природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях;

- использует в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников.

- понимает и изображает природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины);

- отделяет главное от второстепенного;

- выделяет композиционный центр;

- создает плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,

орнамент).



- находит в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовит о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимает и сохраняет учебную задачу;

- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планирует свои действия в соот­ветствии с учебными задачами, инструкци­ей учителя и замыслом художественной работы;

  • выполняет действия в устной форме;

- осуществляет контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.


-понимает смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

  • осуществляет контроль по резуль­тату и способу действия;

  • выполняет действия в опоре на за­данный ориентир;

-самостоятельно адекватно оце­нивает правильность выполнения дейст­вия и вносит соответствующие коррек­тивы;

- выполняет дифференцированные за­дания .

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- расширяет свои представления об ис­кусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

  • ориентируется в способах решения исполнительской задачи;

  • читает простое схематическое изобра­жение;

  • различает условные обозначения;

- осуществляет поиск нужной инфор­мации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, свер­стников;

- сопоставляет впечатления, получен­ные при восприятии разных видов искус­ств (литература, музыка) и жизненного опыта.

- осуществляет поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте...») с помощью взрослых;

  • работает с дополнительными текс­тами;

  • соотносит различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразитель­ности;

  • соотносит схематические изобра­жения с содержанием заданий;

  • выбирает из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

  • строит рассуждения о воспринима­емых произведениях.

- осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывает, фиксирует информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся:

- адекватно использует коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

- строит монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- учитывает разные мнения, и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирует собственное мнение и позицию;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;

- умеет работать в коллективе, распределяет обязанности



- учитывает и координирует в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию;

понимает относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Художественное конструирование и дизайн.

Разнообразие материалов

для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага,

картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для

создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма,

вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).

Представление о возможностях использования навыков художественного

конструирования и моделирования в жизни человека.

8 часов

- передает настроение и ритм музыкального и поэтического произведения через графические средства.

- передает настроение, используя цветовое разнообразие оттенков;

- акцентирует внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий;

- определяет характер и форму творческой работы на основе предложенной темы;

- находит индивидуальную манеру изображения;

- передает смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения;

- передает содержание художественного произведения в графической иллюстрации;

- выделяет композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении

Работа в объёме и пространстве

- создает сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки;

- оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному);

- использует в украшении мотивы растительного и животного мира;

- создает коллективную композицию из выполненных игрушек

- пользуется доступными средствами и материалами;

- совмещает работу на плоскости и в объёме



Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно- прикладного

искусства и его роль в жизни человека.

Понятие о синтетичном характере

народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,

костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ

человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и

женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном

искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в

прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей

деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями

народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

6 часов



- объясняет общее и различное в языке разных видов искусства;

- выражает в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы);

- понимает специфику выразительного языка каждого из них;

- группирует произведения изобразительного искусства по видам и жанрам;

- понимает и определяет своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения);

- понимает связь архитектуры с природой

- применяет основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки



Азбука искусства. Как говорит искусство?



Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении

композиции.

Роль контраста в композиции:

низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое,

Линия, штрих, пятно и художественный образ

Форма. Разнообразие форм плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.

Объём.

Ритм. Виды ритма



5

- находит и объясняет общее и различное в языке разных видов искусства;

- выражает в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы);

- группирует произведения изобразительного искусства по видам и жанрам;

- определяет своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения);

- понимает связь архитектуры с природой.

- применяет основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;



Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?



Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,

различение их характера и эмоциональных состояний.

Жанр пейзажа.

Родина моя — Россия.

Связь изобразительного искусства с музыкой,

песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

Жанр портрета. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Натюрморт.

4

- использует в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников;

- понимает и изображает природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины);

- отделят главное от второстепенного;

- выделяет композиционный центр;

- создает плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,

орнамент).

- находит в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)



Опыт художественно-творческой деятельности



Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и

художественно-конструкторской деятельности.

Изображение с натуры, по памяти и воображению

(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой,

ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Овладение

элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации

собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,

художественном конструировании.

4

- создает сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки;

- оформляет сцену к спектаклю (игровому или кукольному);

- различает игрушки по мотивам народных художественных промыслов;

- применяет в украшении мотивы растительного и животного мира;

- соотносит характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы;

- создает коллективную композицию из выполненных игрушек

- пользуется доступными средствами и материалами;

- совмещает работу на плоскости и в объёме




4 класс

Личностные результаты освоения учебного предмета, курса.

- высказывает адекватные суждения о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

- оценивает свою учебную деятельность;

- стремится к приобретению новых знаний и умений;

- выделяет нравственное содержание поступков на основе моральных норм;

- принимает осознанно чувства других людей, сопереживает им;

-совершает поступки, направленные на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Раздел

Содержание

Количество

часов

Планируемые результаты







предметные

метапредметные

Азбука искусства. Как говорит искусство.

-Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции. Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)»

-Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении.

-Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов.

-Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности.

-Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины.

-Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений.

- Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица» Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования.

-Создание проекта интерьера (закрытого пространства).

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении

композиции.

Роль контраста в композиции:

низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое,

Линия, штрих, пятно и художественный образ

Форма. Разнообразие форм плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.

Объём.

Ритм. Виды ритма

14 часов

- владеет основами языка живописи и графики;

- изображает природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях;

- использует в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников; - изображает природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины);

- отделяет главное от второстепенного;

- выделяет композиционный центр;

- создаёт плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,

орнамент);

- группирует произведения изобразительного искусства по видам и жанрам

- находит в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовит о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями);

- применяет основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Регулятивные универсальные учебные действия

- планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки;

- осуществляет самостоятельно контроль учебной деятельности;

- сохраняет учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- вносит необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- ставит самостоятельно учебные задачи;

- определяет наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

- осознаёт способы действий, приведших к успеху или неуспеху

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- расширяет свои представления об ис­кусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

  • ориентируется в способах решения исполнительской задачи;

  • читает простое схематическое изобра­жение;

  • различает условные обозначения;

- осуществляет поиск нужной инфор­мации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, свер­стников;

- сопоставляет впечатления, получен­ные при восприятии разных видов искус­ств (литература, музыка) и жизненного опыта.

- осуществляет поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте...») с помощью взрослых;

  • работает с дополнительными текс­тами;

  • соотносит различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразитель­ности;

  • соотносит схематические изобра­жения с содержанием заданий;.

- осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывает, фиксирует информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;



Коммуникативные универсальные учебные действия

- строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

- формулирует точку зрения;

- аргументирует свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);

- задает вопросы для получения необходимых сведений;

- ориентируется на точку зрения других людей, отличную от своей собственной;

- договаривается о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности;

- оценивает адекватно поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи;

- оценивает адекватно собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.



Восприятие искусства и виды художественной деятельности (Художественное конструирование и дизайн.)

-Разнообразие материалов

для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага,

картон и др.).

-Творческое исследование.

-Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения.

-Создание декоративных композиций. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение»

Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня»

8 часов

- передаёт настроение и ритм музыкального и поэтического произведения графическими средствами, использует цветовое разнообразие оттенков;

- акцентирует внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий;

- определяет характер и форму творческой работы на основе предложенной темы;

- находит индивидуальную манеру изображения;

- передаёт смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения;

- работа в объёме и пространстве;

- создаёт сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки;

- оформляет сцену к спектаклю (игровому или кукольному);

- умеет работать в коллективе, распределять обязанности;

- создаёт игрушки по мотивам народных художественных промыслов;

- применяет в украшении мотивы растительного и животного мира;

- соотносит характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы;

- создаёт коллективную композицию из выполненных игрушек;

- пользуется доступными средствами и материалами;

- совмещает работу на плоскости и в объёме





Значимые темы искусства. (Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно- прикладного

искусства и его роль в жизни человека.)

Понятие о синтетичном характере

народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,

костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ

человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и

женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном

искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в

прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей

деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями

народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

4 часа

- находит и объясняет общее и различное в языке разных видов искусства;

- выражает в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы);

- группирует произведения изобразительного искусства по видам и жанрам;

- определяет своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения);

- применяет основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;



Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?



Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,

различение их характера и эмоциональных состояний.

Жанр пейзажа.

Родина моя — Россия.

Связь изобразительного искусства с музыкой,

песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

Жанр портрета. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Натюрморт.

4

- выделяет композиционный центр;

- создаёт плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,

орнамент);



- находит в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)



Опыт художественно-творческой деятельности



Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и

художественно-конструкторской деятельности.

Изображение с натуры, по памяти и воображению

(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой,

ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Овладение

элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации

собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,

художественном конструировании.



4

- выполняет работу в объёме и пространстве;

- создаёт сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки;

- оформляет сцену к спектаклю (игровому или кукольному);

умеет работать в коллективе, распределяет обязанности;

- понимает особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов;

- применяет в украшении мотивы растительного и животного мира;

- соотносит характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы;

- создаёт коллективную композицию из выполненных игрушек;

- пользуется доступными средствами и материалами;

- совмещает работу на плоскости и в объёме





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 – 4 кл.

1 класс – 33 ч.

п/п

Дата

Тема


Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы. Рисование с натуры.


Наскальная живопись. Кто художнику помогает. Материалы для работы художника. «Почему камни такие красивые»


Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. Листопад.


Рисование осенних листьев различно формы. «Птицы улетают на юг» Рисование с натуры.


Художник график. Дождь. «Ветер запутался в ветках»


Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с разными предметами: морковь и свёкла. Композиция.


Композиция. «Причудливые облака в небе».


Освоение жизненного пространства человека и животного. «Бабочки радуются солнцу».


Художник – скульптор. Лепка своей любимой игрушки.


Представление о рельефе. Композиция. Лепка этюдов животных по памяти и представлению.


Художник-прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве.


Передача движения в объёме. «Мальчик играет с собакой».


Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Бумажная пластика. Листья с чёткими прожилками.


Изображение по представлению с помощью линий. «Подводное царство».


Выполнение декоративного фриза. Летящая стая. Коллективная работа.


Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Аппликация на основе неожиданных цветовых решений.


Техника работы кистью и палочкой. « Кляксография.». Превращение кляксы в животного.


Контрасты и нюансы. Передача сюжета в работе. Создание работы по литературному произведению.


Передача настроения от услышанного в цвето-музыкальных композициях. Разные материалы.


Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. «Заколдованный зимний сад Снежной королевы».


Изображение движения. Бегущее животное. Животное с детёнышем.


Развитие интереса и внимания к цвету в музыке, слове, стихотворении. «Журчание ручья» «Пение синицы»


Импровизация. Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки.


Художник-скульптор. Создание трёхмерного объёмного образа по мотивам собственных фантазий.


Художник – архитектор. Макет конструкции из бумаги. Детская площадка. Работа в группе.


Художник – архитектор. Макет конструкции из бумаги. Интерьер. Создание «Дом для себя» Работа в группе.


Макет конструкции из бумаги. «Волшебный город радуги»


Контрасты и нюансы. «Весна-осень»


Изобразительное искусство среди других искусств. Выставки в музее.


Материалы и инструменты художника. Рисунки на тему: « В мастерской художника».


Журналы изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет. Знакомство с художниками.

32.


Экскурсия. Скульптуры в нашем городе.

33.


Итоговый урок. Здравствуй, лето!


2 класс – 34 ч.

урока

Дата

Тема урока

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму


1


Что значит быть художником. «Заколдованный лес».

2


Предметный мир. Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов. «Ковёр-самолёт».

3


Снимаем отпечаток фактуры с предметов. «Живые листья»

4


Рисуем натюрморт

5


Что могут рассказать вещи о своём хозяине. «Интерьер жилища сказочного героя».

6


Многообразие открытого пространства. Открытое пространство и архитектура. «Я путешествую».

7


«Моя улица утром и вечером».

8


«Дом и окружающий его мир природы».


9


. Художник – архитектор. «Куда ты, тропинка, меня привела».

10


Красота и необычное в природе. Сказочное пространство.

11


«Город на сказочной планете»

12


Проект «Детская площадка».

13


«Фантастический замок» (пластилин, камни, ракушки, проволока и др. материалы)

14


«Фантазии снежинок» (жуки, стрекозы, бабочки из бумаги)

15


Бумажная пластика «Карнавальные маски»

16


Волшебство искусства «Мой первый кукольный театр»

17


«Фантазии снежинок» (жуки, стрекозы, бабочки из бумаги»)



Форма предмета и его назначение в декоративно – прикладном искусстве. «Клоун».



Развитие фантазии и воображения


18


Создание композиций по описанию. «Жизнь планет во Вселенной».

19


Былины и сказки сегодня. Сочинение сюжетных композиций о происхождении природных явлений.

20


Настроение в композиции «Дюймовочка»

21


Характер героя по описанию в тексте «Огниво»

22


Передача праздничного настроения с помощью декоратиных элементов. «День рождения».

23


Сказочный букет для бабушки (мамы).

24


Сад в моей сказке.

25


Бумажная пластика «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну».

26


Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки).


27


Создание картины местности «Заветные тропинки».

28


Цветовое восприятие звука «Музыкальная клякса».

Художественное – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)


29


Природа – великий художник. Удивительный мир растений. Букет любимых цветов в вазе.

30


Передаём движение в аппликации. Коллективная работа «На перемене»

31


Виртуальная экскурсия «Музеи мира» Природные формы в архитектуре.

32


Изображаем насекомых в графике.

33


Разнообразие цвета и формы. Коллективная работа «Весенние ручьи»

34


Обобщение. Выставка лучших работ. Промежуточная аттестация



3 класс – 34 ч

урока

Дата

Содержание


1


Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Примерные темы композиций: «Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе».

2


Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства.

3


Открытое и закрытое пространство. Примерные темы композиций: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитатели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Лягушки в болоте», «Горные вершины». Работа в технике акварели «по сырому»

4


Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра.

5


Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна»

6


Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике

7


Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передача в пейзаже двух разных состояний природы — солнечного дня и пасмурного утра.

8


Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционное размещение предметов

9


Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна — изготовление скворечника, посевная; лето — сенокос, езда на велосипеде, купание; осень — сбор урожая, начало учебного года; зима — катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы


10


Передача объёма в живописи и графике.

11


Понятие стилизации. Экскурсия в музей.

12


Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

13


Передача динамики в объёмном изображении.

14


Лепка из объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

15


Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа.

16


Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт.

17


Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.


18


Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной)

19


Зарождение замысла на основе предложенной темы.

20


Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств.

21


Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации.

22


Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации и художественным оформлением шрифта текста.

23


Художник в театре.

24


Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации.

25


Передача настроения в форме.

26


Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушек.

27


Освоение разнообразных форм в архитектуре.


28


Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

29


Выразительные средства изобразительного искусства (живописи. графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства).

30


Использование музыкального и литературного материала.

31


Художественная форма произведения изобразительного искусства ( общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет)

32


Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический.

33


Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.

34


Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Идём в музей



4 класс – 34 ч

урока

Дата

Тема


1


Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»

2


Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна.

3


Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Зарисовки .

4


Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными. Коллаж. Листики из ткани. Коллективная работа.

5


Архитектура разных народов. Колорит — средство выразительности изобразительного искусства. Русская изба. Коллективная композиция «Деревенская улица» (с. 32 -35).

6


Кавказская сакля. Работа в объёме. Коллективная полуобъёмная композиция «Аул в горах» (с. 36 - 39).

7


Казахская юрта. Сюжетная композиция «Жизнь в степи»(с.40 - 43)

8


Архитектура Китая. Традиционный китайский дом. (с.44 – 47)

9


Творческая мастерская. Архитектура моего города. Пейзаж с архитектурой (с. 48 – 49)

10


Организация внутреннего пространства народного жилища. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная (с.52 – 55)

11


Создание сюжетной композиции в интерьере « За прялкой» (с.56 – 59)

12


Работа с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа. Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей.

13


Интерьер в казахской юрте (с.64 – 67)

14


Коллективное исследование « Чайная церемония в Китае» (книги, энциклопедии). Декоративная композиция по мотивам чайной церемонии (с. 68 – 71).

15


Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными)

16


Творческая мастерская. Проект интерьера цветными карандашами (с.72 -73)

17


Составление натюрморта из предметов быта, так, чтобы можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны (с. 75)

18


Символика народного орнамента. Символы русского орнамента и их значение. Узоры для мужской рубашки и женского сарафана (с.76 – 81)

19


Узоры народов Северного Кавказа. Декоративная монета, украшенная орнаментом по кругу в технике металлопластики (с. 82- 85)

20


Орнамент казахского народа. Эскиз ковра (с.86 – 89)

21


Традиционные узоры Китая. Китайская ваза (с.90 – 93)

22


Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох. Аппликация, коллаж.

23


Творческая мастерская. Орнаменты разных народов. Создание своего орнамента (с. 96 – 97)

24


Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство. Куклы обереги. (с.98 – 101)

25


Филимоновская игрушка. Лепка из пластилина фигурки животного или человека в традициях филимоновского промысла (с.102- 107)

26


Богородская деревянная игрушка. Сюжетная композиция богородской игрушки (с.108 -111). Зарисовки деталей украшений народной игрушки. Создание декоративных композиций. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение»

27


Каргопольская игрушка. Коллективная композиция «Герои русских народных сказок» в технике каргопольских мастеров.

28


Народные промыслы в области художественной росписи. Матрёшка (с.116 – 118)

29


Коллективный альбом «Игрушка моего регионе» (с.119)

30


Расписная дымковская глиняная игрушка. Дымковская игрушка в технике бумажной пластики. Коллективная объёмная композиция «Карнавал дымковской игрушки» (с.120 – 125)

31


Жостовская роспись. Жостовский поднос (с. 126 – 129)

32


Городецкая роспись. Сюжетная композиция на одну из тем: «Базар», «На площади», «У колодца» в технике городецкой росписи (с. 130 – 133)

33


Хохломская роспись. Узор с элементами хохломской росписи(с.134 – 137)

34


Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы





1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Учебно-методический комплект, а также дополнительная литература:


Учебник: Савенкова Л.Г. Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство » 1 - 4 класс

Издательство: Москва .: «Вентана-Граф»,

Тетрадь: Савенкова Л.Г. Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство » 1 - 4 класс

Издательство: Москва .: «Вентана-Граф»

Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, предусмотренных курсом русского языка.


2. Специфическое оборудование:

  • Презентации

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • интерактивная доска.

  • Интернет