.
ЧАРЫДЫUЛЫU ЧООХ
Пастаuлыuшколаатимнелген хакас тiлiнiy методика чjптерiФедеральнайхазнаeгредbгстандарттары (ФГОС) хоостырапазылuан. ФГОС-та кjрiлгенeгренxiлернiyпiлiстерiнтjремiлтилiдер паза оларныeгренiстеаймах-пасха саринаyтоuындыраркjнiгiстер пирxеyjjнсаuыс методика чjптерiнxетиксiапарылча.
ФГОС хоостыра, пeeнгieгредiгнiyjjнпjгiнieг ренxiлернiпостарынeгренерге, пiлiстiлиргехаразарuаeгретсаларыполча. Пастаuлыuкласстарда хакас тiлiнeгренерi «Хакас тiлi» предметтiортымахшколадаузарада, тиреyeгренерiнекjстеглiг. Аннаyар методика чjптерiндепастаuлыuшколада хакас тiлiнортымахшколадаeгренерiне пик тjстег сал саларыкjрiлче. Иyпастаuызын, олuаннарныy пас полчатханына паза хыuырчатханына, чоохтасполчатханына паза чоох ты оyарчатханынахайыuайландырып, оларныyпостiлiнехынызын паза хакас тiлiпосчоныныyтiлiполчатханынаyарпiлiнiстерiнтилiдерiполча. Путоuысхоостырапастаuлыuкласстарныyeгренxiлерiнчир-суuныаарлирuа, хайраллирuаeгредерb паза кjнbктbрерbкjрiлче.
Постbлbнеeгренчетсе, олuаннар, хакас тbлbнbyграм матиказыноyарып, jjнbнде орфография хоостыра орта пазарuасидbксbнчелер, eгренxbлернby пас пbлерпbлbстерbчоохтазарынаyилеедесоонахалыподырча, аннаyар орта пазарынаjнетiнхайыuайландырылча.
Хакас тbлbнbyуроктарыхыuырыuуроктарынаy пик палuалыстыuлар. Хыuырыuсаринаyмаyнаныстыuпарчатханeгренxbпрайдаа пасха предметтерxечахсычидbглергечитче.
Пастаuлыuкласстардаuыeгренxbлернbyаларпbлbс терbнiyсинiстандарттардакjрbлпарuан. Jjнbндесjстbyпайынаyтjремbлтузаланар, eгренxiлернiyтiллерiналuыдаркjнbгbстерпирерi (диалекттердеyкbрген, иргbленпарuан, наасjстернеy), че прайeгредbг литература тbлbнbyсиннерbнетjстенеапарыларuакирек. Полuан на темадачооххакирxеyсjстер, оларныyчоохтаuдатузаланар грамматика формалары паза чоохпeдbрероyдайларкjзb дbлче. Сjстbгтоuысуроктаyуроккамындаuоyдайнаyапарылча: eгренxbлернbнаасjстернеy паза оларныyтузаларынаyтаныстырары, оларны, кирек грамматика формазындатурuызып, орта адирuаeгредерb, чоохтатузаланарuакjнbктbрерi ан. пасх.
Хакас тiлi — ол хакас чонныyтjреентiлi, Хакас республиказында олiкiнxiхазнатiлiполча. Аннаyарeгретчb, полuан на eгренxbнbyпiлiзiнiyсинiнсанuаалып, eгредiгекирiлчеткеннаатехнологияларнаyтузаланып, eгредbгнbпjзbксиндеапарарыкjрiлче. Аuаахоза, bxе-пабаларнаyчаuынпалuалыстудып, чарыдыuлыuтоuысиртbрерiкjрiлче.Место курса в учебном плане
На изучение литературного чтения в первом классе отводится 33ч, (1ч в неделю, 33 учебные недели). Из них проектных работ– 1ч.
Планируемые результаты изучения курса
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся научатся:
Обучение грамоте:
- звуки и буквы хакасского языка, их основные различия;
- признаки гласных и согласных звуков;
- различать на слух звуки речи;
- различать гласные и согласные звуки и их обозначение буквами;
- делить предложения на слова, слова на слоги;
- строить из 3-4 слов предложения, из предложений связный текст;
- различать произношение и написание слов;
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
воспринимать на слух различные виды текстов,
осознавать цель чтения под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных произведений;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
Обучающиесяполучат возможность научиться:
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
кратко пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять по картинке текст из 2-3 предложений под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях).
Обучающиеся получат возможность научиться:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами.
Литературоведческая пропедевтика:
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
отличать прозаический текст от поэтического;
Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности хакасских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Осмыслять цели изучения темы под руководством учителя. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные УУД
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) хакасских писателей (поэтов) как часть хакасской национальной культуры.
Проявлять индивидуальные творческие способности при чтении по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Понимать читаемое.
Коммуникативные УУД
Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 2-3 предложений.
Строить связное высказывание из 2-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.
Личностные
Иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Хакасская литература», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику.
Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Соблюдать правила работы в паре, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
Основное содержание учебного курса
Важным принципом начального обучения хакасскому языку является взаимосвязанное изучение хакасского и русского языков, предполагающий опору на знания, умения и навыки обучающихся, полученные на уроках русского языка.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха. Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование) (Тынниры). Говорение (Чоохтанары).
Цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего – слов и предложений.
Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп (ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, пауза, логическое ударение), тон, жест, мимика.
Организация практики устного общения: создание ситуаций побуждающих к высказыванию, ведущих к возникновению потребности высказываний, ситуаций для речевых упражнений.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Чтение.
Техника чтения. Формирование аналитико-синтетического, звуко-буквенного способа чтения с учетом мест звуков.
Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, усвоение правильного дыхания, «чтение» пиктограмм, умение сливать звуки при чтении, чтение слов с переносом. Чтение вслух.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с хакасским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Тематический план 1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Проектных работ |
1 | Вводный урок | 1 | |
2 | Букварный период «Звуки и буквы» | 32 | 1 |
| Итого | 33ч | 1ч |
Календарно-тематическое планирование по хакасской литературе 1 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечания |
План. | Факт. |
Вводный урок - 1 ч |
1 | 6.09 | | Школаа тимненiс | |
Букварный период «Звуки и буквы» - 32ч |
2 | 13.09 | | А, Оузун паза хысхатапсаглар паза буквалар.Сасхустар.Кускууучекте | |
3 | 20.09 | | Ӧ,ӧхысха паза узун буква паза тапсаг | |
4 | 27.09 | | Н, н буква паза тапсаг.Пiстiнсобiре. | |
5 | 04.10 | | У,ухысха буква паза тапсаг Школа. Цирк | |
6 | 11.10 | | Ӱ,ӱ.хысха паза узун буква паза тапсаг | |
7 | 18.10 | | Ыы хысха паза узун буква паза тапсаг).Ибдегi мал-хустар. Чоохтаг паза сос. | |
8 | 25.10 | | Олган сады. Нанчылар, оорелер. Е, е хысха паза узун буква паза тапсаг | |
9 | 01.11 | | И,и , Ỉ,ὶ. буква паза тапсаг | |
10 | 15.11 | | Р,р буква паза тапсаг | |
11 | 22.11 | | Т,т буква паза тапсаг | |
12 | 29.11 | | С, с буква паза тапсаг | |
13 | 06.12 | | Л,л буква паза тапсаг | |
14 | 13.12 | | Ч,ч,ҷ буква паза тапсаг | |
15 | 20.12 | | Пп буква паза тапсаг | |
16 | 27.12 | | Х,х буква паза тапсаг | |
17 | 10.01 | | К,к буква паза тапсаг | |
18 | 17.01 | | Мм буква паза тапсаг | |
19 | 24.01 | | ӊ, ғ буква паза тапсаг | |
20 | 31.01 | | Й,З,з буква паза тапсаг | |
21 | 07.02 | | Д,д буква паза тапсаг | |
22 | 14.02 | | Б,б буква паза тапсаг | |
23 | 28.02 | | Г,г буква паза тапсаг | |
24 | 7.03 | | В,в буква паза тапсаг | |
25 | 14.03 | | Я,я буква паза тапсаг | |
26 | 21.03 | | Ю,ю буква паза тапсаг | |
27 | 4.04 | | Ё,ё буква паза тапсаг | |
28 | 11.04 | | Э,э буквы паза тапсаг | |
29 | 18.04 | | Ш,ш, Ж,ж буква паза тапсаг | |
30 | 25.04 | | ь,ъ. буква) | |
31 | 2.05 | | Ф,ф буква паза тапсаг | |
32 | 16.05 | | Ц, ц, Щ,щ буква паза тапсаг | |
33 | 23.05 | | Проектнай тогыс «Алфавит» | |
Перечень проектных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 23.05 | Проектнайтогыс «Алфавит» | 1ч |
| | Итого | 1ч |
Ресурсное обеспечение программы
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Учебники: Троякова А.Ф., Толмачева Н.Я., Балгазина А.Н. Букварь. 1 класс. – Абакан, Абаканское книжное издательство, 2013г
Дополнительная литература для учителя:
Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии.– Абакан: Хакасское книжное издательство,1997г. – 128с.
Хакасско-русский словарь. - Новосибирск, изд-во «Наука», 2006г. - 1114с
Оборудование:
Компьютер
Мульмедийный проектор
Демонстрационные таблицы
Доска магнитная