СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии  8класс по учебнику   Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • Рабочая программа по химии для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012г №273) с изменениями и дополнениями.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержденный приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №1897.

  • Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. примерные программы по химии.- М,: « Просвещение»2013).

  • Авторской программы Гара Н.Н.-М.: Просвещение 2013 г. Предметная линия учебников Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ №8»;

  • Учебный план МКОУ «СОШ №8» на 2021-2022 учебный год;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г № 766 «О внесении изменений в федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования ,среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г №254»
    Учебник: Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2016- 208с.

  • Положение о структуре и порядке разработки рабочих программ по учебному курсу (ФГОС ООО, СОО) МКОУ «СОШ №8»

г.о. Нальчик

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

предусматривает обязательное изучение химии в 8 классе в объеме 70ч (2 часа в неделю).

Контрольных работ- 4, практических работ- 6. Согласно учебному плану МКОУ «СОШ №8» на изучение предмета в _8_классе отводится __70_ ч., _2 часа в неделю,из них: для проведения контрольных - 4 часов, практических работ - 6 часов.

Форма итоговой аттестации - контрольные работы, тесты.


Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней общеобразовательной школы.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций.

В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.


Цели учебного предмета


- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту. сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Задачи обучения предмету химии


формирование у школьников знаний основ химической науки — важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;

знакомство с применением химических знаний на практике;

формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.

Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Все практические работы, демонстрации, лабораторные опыты взяты из программы курса химии для 8-9 классов автора Н.Н. Гара.


2.Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные:

у обучающихся будут сформированы: российская гражданская идентичность, патриотизм, чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм; ответственное отношение к труду, целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, навыки самоконтроля и самооценки; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; понимание и принятие ценности здорового и безопасного образа жизни.

у обучающихся могут быть сформированы: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, языковое, духовное многообразие современного мира; умение управлять своей познавательной деятельностью; основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.


Метапредметные:

Регулятивные

обучающиеся научатся: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; работать по плану; выполнять задания по определенному алгоритму; сравнивать свои действия с эталоном и, необходимости, самостоятельно корректировать ошибки.

обучающиеся получат возможность научиться: планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать свои ошибки самостоятельно.


Познавательные

обучающиеся научатся: определять существенные признаки объекта; осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; понимать и интерпретировать информацию, представленную в табличной форме (аспект смыслового чтения); осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы; получать информацию из различных источников; использовать знаково-символические средства для решения учебных и познавательных задач; определять виды классификаций: естественную и искусственную; самостоятельно проводить наблюдения;

обучающиеся получат возможность научиться: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания; составлять сложный план текста; представлять информацию по теме в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; выполнять прямое дедуктивное доказательство; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.


Коммуникативные

обучающиеся научатся: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; работать в группе для достижения цели; участвовать в обсуждении проблем;

обучающиеся получат возможность научиться: вести диалог для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражать и аргументировать свою точку зрения; строить эффективное взаимодействие с учителем и одноклассниками


Предметные:

обучающиеся научатся: давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»; моделировать строение атомов элементов 1 -3 периодов, строение простых молекул; описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления; безопасно обращаться с веществами, используемыми в повседневной жизни; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции по применению;

обучающиеся получат возможность научиться: делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей; прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;


Система оценки планируемых результатов:

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;

  • прилежание и ответственность за результаты обучения;

  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образова­тельной траектории в изучении предмета;

  • активность и инициативность во время работы в группах и при вы­полнении учебных проектов.


Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками химической информации: находить химическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, химических

  • справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществ­ляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы теку­щей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной атте­стации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способ­ность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических за­дач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о многообразии веществ, особенностях химических процессов

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, химический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы и практической работы.

Оценка предметных результатов:

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.



Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);

  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.



Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса



Результаты образовательного процесса

Формы контроля



Личностные



Анкетирование, тестирование, беседа, составление портфолио



Метапредметные



Фронтальный опрос, устный и письменный индивидуальный и групповой опрос, текущие контрольные работы



Предметные



Промежуточные аттестации, итоговые контрольные работы. Проектная деятельность












Планируемые результаты изучения учебного предмета




Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Основные виды деятельности

Количество часов на изучение

Количество контрольных, практических работ


предметные

метапредметные

личностные


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научится

1

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)





описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

# характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

# раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

# изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

# вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу; # описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода; # давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов; # пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; # проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; # различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами..

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; # осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; # понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; # использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; # развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; # объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ

Регулятивные УУД: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, Познавательные УУД: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Коммуникативные

УУД:

формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;


испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.)

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Регулятивные:

Формирование интереса к новому предмету,

формирование понятия о химии и ее роли в жизни человека.

Познавательные:

Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов, умения работать с книгой и с периодической системой.

Коммуникативные:

Формирование умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, умение использовать химический язык, умение работать с химической посудой.

Личностные:

Формирование умения интегрировать знания о растворах, кислотах, основаниях, солях и оксидах в повседневную жизнь.



2

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.


1


раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность учёного; характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.



осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Регулятивные УУД: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, Познавательные УУД умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.);

Коммуникативные умения оценивать ситуацию; находить адекватные способы по­ведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

Регулятивные: Формирование понятий о строении атома, химической связи и ее видах. Познавательные: Формирование умения работать с книгой, умения интегрировать знания из физики в химию. Коммуникативные: Формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися.

Личностные:

Овладение навыками для практической деятельности



3

Строение вещества. Химическая связь.




различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);


прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; # прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав; выявлять существование генетической связи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — кислота/ гидроксид — соль;

Регулятивные УУД: умения планировать и определять пути достижения цели.

Познавательные УУД: умения определять стратегию работы с текстом; выдвигать ги­потезы и обосновывать их; осуществлять информационный поиск. Коммуникативные умения оценивать ситуацию; находить адекватные способы по­ведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.


умения вырабатывать собственную точку зрения и обосновывать её, выбрав для этого нужные аргументы из приведённой совокупности фактов. Осмысление идеи материального единства химических элементов, неорганических и органических веществ.


Регулятивные:

Формирование понятий о строении атома, химической связи и ее видах.

Познавательные:

Формирование умения работать с книгой, умения интегрировать знания из физики в химию.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися.




















































Учебно-тематический план



№ п/ п

Тема

Кол-во часов

из них

кол-во к.р.



Тема и № к.р

Тема и № пр. р.

1

Первоначальные химические понятия

18

1

№1 «Первоначальные химические понятия»

№1 «Правила техники безопасности в химическом кабинете»;

№2 «Очистка загрязненной поваренной соли».

2

Кислород, оксиды, горение

6




№3 «Получение и свойства кислорода».

3

Водород.


4



№4 «Получение и свойства водорода».

4

Вода, растворы.

7

1

№2. «Водород. Кислород. Растворы. Вода».

№5 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества».

5

Количественные отношения в химии

4




6

Важнейшие классы неорганических соединений

14

1

№3 «Основные классы неорганических соединений»

№6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

7

Периодический закон и

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

8




8

Химическая связь. Строение вещества.

9

1

№4 «Периодический закон» и «Строение вещества».










Учебно-тематический план



Тема. Раздел

контрольные работы

практические работы

Дата проведения



1


Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений


3

№1 «Правила техники безопасности в химическом кабинете»;

№2 «Очистка загрязненной поваренной соли».

№3 «Получение и свойства кислорода».

№4 «Получение и свойства водорода».

№5 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества».

№6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»







2

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.






3


Строение вещества. Химическая связь

1

».










3.Содержание учебного курса

1.Раздел

Тема 1. Первоначальные химические понятия. (18 часов).

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления.Атомы. Молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

Простые и сложные вещества. Химические формулы простых и сложных веществ. Относительная молекулярная масса. Расчёты по формуле.

Валентность. Определение валентности по формуле. Составление формул по валент­ности (бинарные соединения).

Атомно-молекулярное учение. Роль М. В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон сохранения массы веществ.Химические уравнения. Типы химических реакций. Понятие о классификации хими­ческих реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Количество вещества. Моль - единица количества вещества. Число Авогадро. Мо­лярная масса. Расчётные задачи. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисле­ние массы и количества вещества.

Демонстрации:

  1. Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости, температуры, твёр­дости.

  2. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.

  3. Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горе­ние свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ и др.).

  4. Соединение железа с серой; фотографии молекул различных веществ, сделанные под электронным микроскопом.

Лабораторные опыты:

  1. рассмотрение веществ с различными физическими свойствами;

  2. ознакомление с образцами простых и сложных веществ;

  3. замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа:

  1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обраще­ния с лабораторным штативом и спиртовкой. Знакомство с химической посудой. Изучение строения пламени.

  2. Очистка поваренной соли.

Расчётные задачи:

  1. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов.

  2. Вычисление молярной массы вещества по формуле, массы и количества вещества.


Тема 2.Кислород. Оксиды. Горение. (5 часов).

Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства. Получение и применение кислорода.

Окисление. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. Понятие о катализаторе.

Воздух, его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. (Виды топлива. Способы его сжигания.) Экзо-и эндотермические реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязне­ний. Расчёты по химическим уравнениям.

Демонстрации:

  1. Ознакомление с физическими свойствами кислорода.

  2. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.

  3. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

4. Ознакомление с различными видами топлива. (Коллекция «Топливо».)

Практическая работа: Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

Лабораторный опыт: ознакомление с образцами оксидов. Расчётные задачи: вычисления по химическим уравнениям массы или количест­ва вещества одного из вступающих или получающихся в результате реакций веществ.


Тема 3. Водород. (4 часа)

Водород как химический элемент и простое вещество. Физические и химические свой­ства. Водород - восстановитель. Получение водорода в лаборатории и в промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промыш­ленности. Меры предосторожности при работе с водородом.

Практическая работа: Получение и свойства водорода


Тема 4. Вода. Растворы. Основания. (7ч).

Вода - растворитель. Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Состав воды. Физические свойства воды. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами (натри­ем, кальцием), с оксидами металлов (оксид кальция), оксидами неметаллов (оксиды фосфора и углерода), разложение воды электрическим током.

Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свой­ства оснований. Химические свойства щелочей: действие индикаторов, взаимодействие с ки­слотами (реакция нейтрализации), с оксидами неметаллов. Меры предосторожности при ра­боте со щелочами. Свойства нерастворимых оснований.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие воды с металлами (Na, Ca).

  2. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных рас­творов индикатором.

  3. Реакция нейтрализации.

Лабораторные опыты:

  1. Ознакомление со свойствами гидроксидов меди (II), натрия, кальция.

  2. Взаимодействие оснований с кислотами.

Практическая работа: Приготовление растворов солей с определенной массо­вой долей растворенного вещества.


Тема 5. Количественные отношения в химии (4часа)

Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчётные задачи:

Вычисления по химическим уравнениям массы объема или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей

Тема 6. Основные классы неорганических веществ. (14 часов).

Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей.Генетическая связь между оксидами, основаниями, кислотами и солями.

Демонстрации:

Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.

Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме «Важней­шие классы неорганических веществ».

2. Раздел

Тема 7. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 часов)

Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид ко­торых проявляют амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д. И. Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов. 2.Таблицы «Строение атома».3. Таблица «Электронные оболочки атомов».

Лабораторный опыт: взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.


3 Раздел

Тема 8. Химическая связь. Строение вещества (9 часов)

Понятие о химической связи и причинах ее образования. Электроотрицательность.

Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления.

Демонстрации:

  1. Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида уг­лерода (IV).

Демонстрации:

  1. Образцы кислот и солей.

  2. Действие растворов кислот на индикаторы.

Лабораторные опыты: 1. Получение водорода взаимодействием раствора кислоты с цинком, обнаружение во­дорода и соли.

2.Взаимодействие кислот с металлами. Расчётные задачи: решение различных типов задач.


Технологии обучения

Основной формой организации учебного процесса является классноурочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.

При преподовании учебного предмета химия, используются следующие методы обучения:

  1. словесные

  2. наглядные

  3. практические

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная

Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.

Технологии обучения:

1) проблемное обучение

2) ИКТ технологии

3) технология игрового обучения

4) технология проектного обучения.


























































































4.Календарно- тематическое планирование




уро-

ка

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт


Тема 1. Первоначальные химические понятия (18ч)


1

Химия как часть естествознания. Понятие о веществе.

1

4.09


2

Методы познания в химии

1

6.09


3

Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом каби­нете. Ознакомление с лабораторным оборудо­ванием.


1

11.09


4

Чистые вещества и смеси. Способы разделе­ния смесей


1

13.09


5

Практическая работа № 2. Очистка загряз­ненной поваренной соли

1

18.09


6

Физические и химические явления


1

25.09


7

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение.


Вещества молекулярного и немоле­кулярного






строения.

1

27.09


8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения

1

2.10


9

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

1

4.10


10

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

1

9.10


11

Закон постоянства состава веществ

1

11.10


12

Относительная молекулярная масса. Хими­ческие формулы.

1

16.10


13

Массовая доля химического элемента в со­единении.

1

18.10


14

Составление химических формул по валентности.

1

23.10


15

Определение валентности в формулах бинарных

соединений.

1

25.10


16

Закон сохранения массы веществ. Химиче­ские уравнения.

1

6.11


17

Классификация химических реакций по чис­лу и составу исходных и полученных веществ.

1

8.11


18

Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические поня­тия».










1

13.11



Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение.



19

Анализ результатов к/р №1. Кислород, его общая характеристика и на­хождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

1

15.11


20

Химические свойства кислорода.


Круговорот кислорода в природе

де.

1

20.11


21

Применение и круговорот кислорода в природе.


22.11


22

Практическая работа №3. Получение и свой­ства кислорода.

1

27.11


23

Озон. Аллотропия кислорода

1

29.11


24

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

1

4.12



Тема 3. Водород.



25

Водород, его общая характеристика и нахож­дение в природе.




1

6.12


26






Получение водорода и его физические свойства.

1

11.12


27

Химические свойства водорода. Применение.










1

13.12


28

Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств

1

18.12



Тема 4. Вода. Растворы







29

Вода, состав и физические свойства.



Растворимость ве­ществ в воде.

1


20.12




30

Химические свойства воды и применение.

1

25.12


31

Вода- растворитель. Растворы.

1

27.12


32

Массовая доля раст­воренного вещества.

1



33

Практическая работа №4. Приготовление раствора солей с определенной массовой долей растворенного вещества

1



34

Повторение и обобщение по темам 2-4: «Кислород. Водород. Растворы. Вода»


1



35

Контрольная работа №2.по темам «Кислород.Водород.Вода»


1




Тема 5. Количественные отношения в химии



36

Количество вещества. Моль. молярная масса.

1



37

Вычисления с использованием понятий

«количество вещества», «моль».




1



38

Закон Авогадро. Молярный объем газов.


1



39

Объемные отношения газов при химических реакциях.


1




Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений

14ч



40

Оксиды, классификация и номенклатура.

1



41

Свойства оксидов.

1



42

Основания, классификация и номенклатура. Получение

1



43

Физические и химические свойства основа­ний. Реакция нейтрализации


1



44

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1



45

Кислоты, классификация и номенклатура.

1



46

Химические свойства кислот

1



47

Соли, классификация и номенклатура.



Спо­собы получения солей

1



48

Способы получения солей

1



49

Физические и химические свойства солей.

1



50

Генетическая связь между основными клас­сами неорганических соединений












1



51

Практическая работа №5. Решение экспери­ментальных задач по теме «Основные клас­сы неорганических соединений»












1



52

Повторение и обобщение темы 5 «Основные классы неорганических веществ».

1



53

Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений».

1




Тема 7. Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева


8ч.



54

Анализ результатов к/р №3. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.

1



55

Периодический закон Д. И. Менделеева.

1



56

Периодическая таблица химических элемен­тов. Группы и периоды

1



57

Строение атома. Изо­топы.

1



58

Распределение электронов по энергетическим уровням

1



59

Состояние электронов в атомах.

1



60

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

1



61

Повторение и обобщение по теме 6

1




Тема 8. Строение веществ. Химическая связь



62

Электроотрицательность химических элементов

1



63

Виды химической связи

1



64

Ионная связь

1



65

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов

1



66

Окислительно-восстановительные реакции


1



67

Классификация окисилительно-восстановительных реакций.

1



68

Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.. Химическая связь»


1



69

Повторение и обобщение по темам 6-7

1



70

Решение задач

1











5. Учебно-методический комплекс



1. Р у д з и т и с Г. Е. Химия: 8 кл: учеб. для общеобразоват.

учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просвещение.

2.Г а р а Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная

линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы / Н. Н. Гара.

— М.: Просвещение.

3. Р а д е ц к и й А. М. Химия: дидактический материал:

8—9 кл. / А. М. Радецкий. — М.: Просвещение.

4.И.Г. Хомченко Решение задач по химии.-« Издательство Новая волна», 2015




Интернет ресурсы


1. nsportai.ru

2. infourok.ru

3. multiurok.ru

4. kopilkaurokov.ru

5. metod-kopilka