СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа реализуется с использованием учебника Химия -1 кл, автора Габриелян ОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»






Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №1

Пр № 411 от 28.08 2018

Протокол № 1 от 20.08.2018

_____ Ганеев И.И.

«28» августа 2018 года







Рабочая программа



Предмет: Химия

Класс: 11А

Учитель: Грецева Надежда Петровна

Стаж: 50

Категория: первая











2018-2019 учебный год





1. Пояснительная записка


Нормативно-правовая база



Рабочая программа по предмету химия на уровне основного общего образования (9, 10 – 11 классов по ФКГОС) разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказ  МО  и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Концепция Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • Устава МБОУ СОШ №1.

  • Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2018- 2019 учебный год.

  • Основная образовательная программа основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2018 – 2019 учебный год.

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ № 1 на 2018 – 2019 учебного года.

  • Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.

  • Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2018-2019 учебный год.

  • Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.


Программа реализуется с использованием учебника Химия. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2015- 2016 Учебник содержит весь необходимый теоретический и практический материал для изучения курса химии в общеобразовательных заведениях. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта по химии и имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Общие цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования


Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение целей формирования соответствующих компетенций.

Общеучебные изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду

Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных. Использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме

Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях

Предметно-ориентированные: интеграция знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой материалистической естественнонаучной картины мира. Единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Демонстрировать знание и понимание химических понятий и законов.

Уметь обращаться со школьным лабораторным оборудованием.

Уметь распознавать опытным путём некоторые вещества.

Уметь проводить вычисления в химических превращениях.

Использовать приобретённые химические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного и экологически грамотного поведения.

Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.


Формирование указанных компетенций осуществляется в процессе решения следующих задач химического образования:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химически е явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


2. Место учебного предмета в учебном плане

Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

По типовой программе – 68 часов. По календарному графику школы – 68 часов. По тематическому планированию -67 часов. В соответствии с учебным планом на изучение химии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 34 учебных недели.

В программе предусмотрено 68 часов, их них 5 контрольных работ, 4 практические работы, 4 лабораторных опыта.
Согласно действующему в МБОУ СОШ № 1 учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: предполагается обучение  в объеме 68 часов ( 2 часа в неделю) . Согласно «Годового календарного графика работы МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», «Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», «Расписания МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», в 2018-2019 учебном году фактическое количество учебных часов по химии в 11 классе составит 67 часов. Урок, выпавший на праздничный день 1.05, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 60 30.04.



3. Содержание учебного предмета

Курс «Химия 11 класс» (четвёртый год обучения, вторая ступень второго концентра) реализуется через блоковую систему по темам «Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства» на уровне обобщения знаний по неорганической и органической химии.

Для текущего контроля уровня обучения в программе предусмотрены 5 контрольных работ. Программа включаёт практическую часть — 4 практические работы, которые не объединены в «Практикум» в конце курса, а распределены по соответствующим темам. Это позволяет обеспечить доступ к эксперименту большинству учащихся, которые могли бы пропустить «Практикум» по болезни и в связи с длительным отсутствием на уроках по иным причинам. Химический эксперимент в форме 4 лабораторных работ и 14 демонстрационных опытов также распределён поурочно.

1.Строение атома (7часов)


Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Учащийся должен знать/понимать

-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы.

-основные законы химии: периодический закон.


Уметь:

-объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

-определять степень окисления химических элементов;

- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.


2.Строение вещества (21час)


Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

Вещество. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Тепловые явления при растворении. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах

Практическая работа №1 « Получение газообразных веществ. Доказательство их наличия».

Ученик должен знать и понимать химические понятия:

Изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления;

-основные теории химии: строения органических соединений.

Уметь:

-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений.

-объяснять природу химической связи.



3.Химические реакции(1 6 часов)


Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакция ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения

Лабораторный опыт № 1.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 2.Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

3.Получение водорода взаимодействием кислот с цинком.4. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.



Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач по теме гидролиз»

. Ученики должны знать и понимать химические понятия:

-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие

- основные теории химии: электролитическая диссоциация

Уметь:

- определять степень окисления элементов, окислитель и восстановитель

- объяснять зависимость скорости реакции и смещения химического равновесия от различных факторов


4.Вещества и их свойства.(13 часов)


Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.Классификация и номенклатура органических соединений. химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов : нефть и природный газ., Кислородсодержащие соединения: одно – и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры , углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических веществ» (хлориды, карбонаты, сульфаты, катионы NH4+, Ba2+, Cu2+).

Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических веществ»

Ученик должен знать и понимать химические понятия:

-кислоты, основания, соли, амфотерность органических и неорганических веществ

Уметь:

-называть вещества, определять принадлежность веществ к различным ласам, характеризовать общие свойства основных классов неорганических и органических соединений, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

5.Повторение, обобщение. Химия и жизнь(8 часов)

Экспериментальные основы химии. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.

Химия и жизнь. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии .Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность


Знать:

-правила грамотного поведения в окружающей среде

Уметь:

-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы

-правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием















4. Требования к уровню подготовки обучающихся по ФКГОС:


В результате изучения химии  ученик 11-ого класса должен:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. Функциональная группа, изомерия, гомология:

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
    состава, периодический закон,

  • основные теории химии:  химической связи, строения органических соединении.

  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,

Учащиеся должны уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,

  • характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений,

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,

  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:                                           

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической  оценки достоверности  химической  информации, поступающей из разных источников.

5.Календарно-тематическое планирование уроков химии

урока

урока в теме

Дата проведения урока

Тема урока

Кол-во часов



Тема 1.Строение атома (7часов).

3.09

Строение атома

1

5.09

Состояние электрона в атоме. Электронные конфигурации в атомах

1

10.09

Валентные возможности атомов химических элементов

1

12.09

Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

1

17.09

Значение периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

1

19.09

Обобщение: ПСХЭ и электронное строение атома

1

24.09

Контрольная работа №1 «Строение атома»

1



Тема 2. Строение вещества(21 час)..


8

26.09

Ионная связь. Ионные кристаллические решётки.

1

9

1.10

Ковалентная связь .Атомные и молекулярные кристаллические решётки

1

10

8.10

Металлическая связь Металлические кристаллические решетки

1

11

10.10

Водородная связь.

1

12

15.10

Единая природа химических связей

1

13

17.10

Полимеры органические и неорганические. Пластмассы

1

14

22.10

Волокна

1

15

24.10

Газообразное состояние вещества.

1

16

7.11

Молярный объём газов

1

17

12.11

Объёмная доля компонента газовой смеси и расчёты с её использованием

1

18

14.11

Важнейшие представители газов: H2, O2, NH3, C2H2, C2H4, благородные газы, CH4.

1

19

19.11

Практическая работа №1 « Получение газообразных веществ. Доказательство их наличия».

1

20

21.11

Жидкое состояние вещества.

1

21

26.11

Жёсткость воды и способы её устранения

1

22

28.11

Твердое состояние вещества.

1

23

27.11

Дисперсные системы.

1

24

3.12

Истинные растворы.

1

25

5.12

Массовая доля растворённого вещества

1

26

10.12

Решение задач на молярный объём газов и массовую долю растворённого вещества

1

27

12.12

Обобщение: строение вещества

1

28

17.12

Контрольная работа №2 «Строение вещества»

1



Тема 3. Химические реакции (16 часов).

29

19.12

Классификация реакций в неорганической и органической химии

Л.о 1 1.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.


1

30

24.12

Обратимые и необратимые реакции. Правило Бертолле

Л.о. 2.Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.3.Получение водорода взаимодействием кислот с цинком.


1

31

26.12

Скорость химических реакций. Факторы ее зависимости Катализ

1

32

9.01

Упражнения: скорость реакций

1

33

14.01

Обратимость химических реакций, способы смещения химического равновесия

1

34

16.01

Упражнения: химическое равновесие

1

35

21.01

Научные принципы производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты

1

36

23.01

Роль воды в химических реакциях Электролитическая диссоциация.

1

37

28.01

Гидролиз солей

Л.о. 4. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

1

38

30.01

Гидролиз органических веществ .

1

39

4.02

Степень окисления Окислительно -восстановительные реакции.

1

40

6.02

Составление ОВР с помощью электронного баланса

1

41

11.02

Электролиз растворов и расплавов солей .Практическое применение электролиза.

1

42

13.02

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме гидролиз

1

43

18.02

Обобщение темы: «Химические реакции».

1

44

20.02

Контрольная работа № 3. «Химические реакции».

1



Тема 4.Вещества и их свойства.(14 часов).


45

25.02

Металлы в неорганической и неорганической химии

1

46

27.02

Коррозия металлов. Понятие о гальваническом элементе.

1

47

4.03

Неметаллы. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.

1

48

4

6.03

Кислоты органические и неорганические

1

49

5

11.03

Особые свойства азотной кислоты и концентрированной серной кислоты

1

50

6

13.03

Упражнения: свойства кислот

1

51

7

18.03

Неорганические и органические основания

1

52

8

20.03

Соли неорганических и органических кислот

1

53

9

1.04

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических веществ» (хлориды, карбонаты, сульфаты, катионы NH4+, Ba2+, Cu2+).

1

54

10

3.04

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1

55

11

8.04

Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических веществ»

1

56

12

10.04

Генетическая связь между классами органических веществ.

1

57

13


15.04

Обобщение. Подготовка к контрольной работе.

1

58

14

17.04

Контрольная работа №4 по теме «Вещества и их свойства».

1



Тема 5 Повторение, обобщение. Химия и жизнь(8 часов).

59

22.04

Повторение: строение атома.

1

60

24.04

Повторение: строение вещества.

1

61

3,4

29.04

(1.05)

Повторение: химические свойства веществ, химические реакции. Повторение: химические расчёты.

1

62

5

6.05


Химия и жизнь


1

63

6

8.05

Химия и экология (глобальные проблемы)

1

64

7

13.05

Контрольная работа № 5по курсу среднего (полного) общего образования «Итоговая»

1

65

8

15.05

Химия и экология (региональные и локальные проблемы)

1

66

9

20.05

Химия в быту

1

67

10

22.05

Химия и здоровый образ жизни. Защита проектов.

1






















































СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №1

от «20» августа 2018 года № 1

_______________ Казаринова Т.А.

Подпись руководителя МСФ.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

__________________ Мандрыка Г.А.

подпись


«20»августа 2018 года



13