Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
| Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №1 Пр № 411 от 28.08 2018 Протокол № 1 от 20.08.2018 _____ Ганеев И.И. «28» августа 2018 года |
Рабочая программа
Предмет: Химия
Класс: 11А
Учитель: Грецева Надежда Петровна
Стаж: 50
Категория: первая
2018-2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Рабочая программа по предмету химия на уровне основного общего образования (9, 10 – 11 классов по ФКГОС) разработана на основе:
Конституции Российской Федерации.
Конвенции о правах ребёнка.
Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).
Приказ МО и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".
Концепция Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
Устава МБОУ СОШ №1.
Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2018- 2019 учебный год.
Основная образовательная программа основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2018 – 2019 учебный год.
Календарный учебный график МБОУ СОШ № 1 на 2018 – 2019 учебного года.
Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.
Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2018-2019 учебный год.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Программа реализуется с использованием учебника Химия. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2015- 2016 Учебник содержит весь необходимый теоретический и практический материал для изучения курса химии в общеобразовательных заведениях. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта по химии и имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Общие цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение целей формирования соответствующих компетенций.
Общеучебные изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду
Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных. Использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме
Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях
Предметно-ориентированные: интеграция знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой материалистической естественнонаучной картины мира. Единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Демонстрировать знание и понимание химических понятий и законов.
Уметь обращаться со школьным лабораторным оборудованием.
Уметь распознавать опытным путём некоторые вещества.
Уметь проводить вычисления в химических превращениях.
Использовать приобретённые химические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного и экологически грамотного поведения.
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
Формирование указанных компетенций осуществляется в процессе решения следующих задач химического образования:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химически е явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
2. Место учебного предмета в учебном плане
Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.
По типовой программе – 68 часов. По календарному графику школы – 68 часов. По тематическому планированию -67 часов. В соответствии с учебным планом на изучение химии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 34 учебных недели.
В программе предусмотрено 68 часов, их них 5 контрольных работ, 4 практические работы, 4 лабораторных опыта.
Согласно действующему в МБОУ СОШ № 1 учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: предполагается обучение в объеме 68 часов ( 2 часа в неделю) . Согласно «Годового календарного графика работы МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», «Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», «Расписания МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», в 2018-2019 учебном году фактическое количество учебных часов по химии в 11 классе составит 67 часов. Урок, выпавший на праздничный день 1.05, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 60 30.04.
3. Содержание учебного предмета
Курс «Химия 11 класс» (четвёртый год обучения, вторая ступень второго концентра) реализуется через блоковую систему по темам «Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства» на уровне обобщения знаний по неорганической и органической химии.
Для текущего контроля уровня обучения в программе предусмотрены 5 контрольных работ. Программа включаёт практическую часть — 4 практические работы, которые не объединены в «Практикум» в конце курса, а распределены по соответствующим темам. Это позволяет обеспечить доступ к эксперименту большинству учащихся, которые могли бы пропустить «Практикум» по болезни и в связи с длительным отсутствием на уроках по иным причинам. Химический эксперимент в форме 4 лабораторных работ и 14 демонстрационных опытов также распределён поурочно.
1.Строение атома (7часов)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Учащийся должен знать/понимать
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы.
-основные законы химии: периодический закон.
Уметь:
-объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
-определять степень окисления химических элементов;
- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
2.Строение вещества (21час)
Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Тепловые явления при растворении. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах
Практическая работа №1 « Получение газообразных веществ. Доказательство их наличия».
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
Изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления;
-основные теории химии: строения органических соединений.
Уметь:
-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений.
-объяснять природу химической связи.
3.Химические реакции(1 6 часов)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакция ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения
Лабораторный опыт № 1.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 2.Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
3.Получение водорода взаимодействием кислот с цинком.4. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач по теме гидролиз»
. Ученики должны знать и понимать химические понятия:
-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие
- основные теории химии: электролитическая диссоциация
Уметь:
- определять степень окисления элементов, окислитель и восстановитель
- объяснять зависимость скорости реакции и смещения химического равновесия от различных факторов
4.Вещества и их свойства.(13 часов)
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.Классификация и номенклатура органических соединений. химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов : нефть и природный газ., Кислородсодержащие соединения: одно – и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры , углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна
Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических веществ» (хлориды, карбонаты, сульфаты, катионы NH4+, Ba2+, Cu2+).
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических веществ»
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
-кислоты, основания, соли, амфотерность органических и неорганических веществ
Уметь:
-называть вещества, определять принадлежность веществ к различным ласам, характеризовать общие свойства основных классов неорганических и органических соединений, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
5.Повторение, обобщение. Химия и жизнь(8 часов)
Экспериментальные основы химии. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
Химия и жизнь. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии .Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность
Знать:
-правила грамотного поведения в окружающей среде
Уметь:
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников
-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
-правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием
4. Требования к уровню подготовки обучающихся по ФКГОС:
В результате изучения химии ученик 11-ого класса должен:
Учащиеся должны знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. Функциональная группа, изомерия, гомология:
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава, периодический закон,
основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,
Учащиеся должны уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,
характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений,
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
5.Календарно-тематическое планирование уроков химии
№ урока | № урока в теме | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов |
Тема 1.Строение атома (7часов). |
-
| -
| 3.09 | Строение атома | 1 |
-
| -
| 5.09 | Состояние электрона в атоме. Электронные конфигурации в атомах | 1 |
-
| -
| 10.09 | Валентные возможности атомов химических элементов | 1 |
-
| -
| 12.09 | Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома | 1 |
-
| -
| 17.09 | Значение периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 1 |
-
| -
| 19.09 | Обобщение: ПСХЭ и электронное строение атома | 1 |
-
| -
| 24.09 | Контрольная работа №1 «Строение атома» | 1 |
Тема 2. Строение вещества(21 час).. |
8 | -
| 26.09 | Ионная связь. Ионные кристаллические решётки. | 1 |
9 | -
| 1.10 | Ковалентная связь .Атомные и молекулярные кристаллические решётки | 1 |
10 | -
| 8.10 | Металлическая связь Металлические кристаллические решетки | 1 |
11 | -
| 10.10 | Водородная связь. | 1 |
12 | -
| 15.10 | Единая природа химических связей | 1 |
13 | -
| 17.10 | Полимеры органические и неорганические. Пластмассы | 1 |
14 | -
| 22.10 | Волокна | 1 |
15 | -
| 24.10 | Газообразное состояние вещества. | 1 |
16 | -
| 7.11 | Молярный объём газов | 1 |
17 | -
| 12.11 | Объёмная доля компонента газовой смеси и расчёты с её использованием | 1 |
18 | -
| 14.11 | Важнейшие представители газов: H2, O2, NH3, C2H2, C2H4, благородные газы, CH4. | 1 |
19 | -
| 19.11 | Практическая работа №1 « Получение газообразных веществ. Доказательство их наличия». | 1 |
20 | -
| 21.11 | Жидкое состояние вещества. | 1 |
21 | -
| 26.11 | Жёсткость воды и способы её устранения | 1 |
22 | -
| 28.11 | Твердое состояние вещества. | 1 |
23 | -
| 27.11 | Дисперсные системы. | 1 |
24 | -
| 3.12 | Истинные растворы. | 1 |
25 | -
| 5.12 | Массовая доля растворённого вещества | 1 |
26 | -
| 10.12 | Решение задач на молярный объём газов и массовую долю растворённого вещества | 1 |
27 | -
| 12.12 | Обобщение: строение вещества | 1 |
28 | -
| 17.12 | Контрольная работа №2 «Строение вещества» | 1 |
Тема 3. Химические реакции (16 часов). |
29 | -
| 19.12 | Классификация реакций в неорганической и органической химии Л.о 1 1.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. | 1 |
30 | -
| 24.12 | Обратимые и необратимые реакции. Правило Бертолле Л.о. 2.Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.3.Получение водорода взаимодействием кислот с цинком. | 1 |
31 | -
| 26.12 | Скорость химических реакций. Факторы ее зависимости Катализ | 1 |
32 | -
| 9.01 | Упражнения: скорость реакций | 1 |
33 | -
| 14.01 | Обратимость химических реакций, способы смещения химического равновесия | 1 |
34 | -
| 16.01 | Упражнения: химическое равновесие | 1 |
35 | -
| 21.01 | Научные принципы производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты | 1 |
36 | -
| 23.01 | Роль воды в химических реакциях Электролитическая диссоциация. | 1 |
37 | -
| 28.01 | Гидролиз солей Л.о. 4. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. | 1 |
38 | -
| 30.01 | Гидролиз органических веществ . | 1 |
39 | -
| 4.02 | Степень окисления Окислительно -восстановительные реакции. | 1 |
40 | -
| 6.02 | Составление ОВР с помощью электронного баланса | 1 |
41 | -
| 11.02 | Электролиз растворов и расплавов солей .Практическое применение электролиза. | 1 |
42 | -
| 13.02 | Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме гидролиз | 1 |
43 | -
| 18.02 | Обобщение темы: «Химические реакции». | 1 |
44 | -
| 20.02 | Контрольная работа № 3. «Химические реакции». | 1 |
Тема 4.Вещества и их свойства.(14 часов). |
45 | -
| 25.02 | Металлы в неорганической и неорганической химии | 1 |
46 | -
| 27.02 | Коррозия металлов. Понятие о гальваническом элементе. | 1 |
47 | -
| 4.03 | Неметаллы. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. | 1 |
48 | 4 | 6.03 | Кислоты органические и неорганические | 1 |
49 | 5 | 11.03 | Особые свойства азотной кислоты и концентрированной серной кислоты | 1 |
50 | 6 | 13.03 | Упражнения: свойства кислот | 1 |
51 | 7 | 18.03 | Неорганические и органические основания | 1 |
52 | 8 | 20.03 | Соли неорганических и органических кислот | 1 |
53 | 9 | 1.04 | Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических веществ» (хлориды, карбонаты, сульфаты, катионы NH4+, Ba2+, Cu2+). | 1 |
54 | 10 | 3.04 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 |
55 | 11 | 8.04 | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических веществ» | 1 |
56 | 12 | 10.04 | Генетическая связь между классами органических веществ. | 1 |
57 | 13 | 15.04 | Обобщение. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
58 | 14 | 17.04 | Контрольная работа №4 по теме «Вещества и их свойства». | 1 |
Тема 5 Повторение, обобщение. Химия и жизнь(8 часов). |
59 | -
| 22.04 | Повторение: строение атома. | 1 |
60 | -
| 24.04 | Повторение: строение вещества. | 1 |
61 | 3,4 | 29.04 (1.05) | Повторение: химические свойства веществ, химические реакции. Повторение: химические расчёты. | 1 |
62 | 5 | 6.05 | Химия и жизнь | 1 |
63 | 6 | 8.05 | Химия и экология (глобальные проблемы) | 1 |
64 | 7 | 13.05 | Контрольная работа № 5по курсу среднего (полного) общего образования «Итоговая» | 1 |
65 | 8 | 15.05 | Химия и экология (региональные и локальные проблемы) | 1 |
66 | 9 | 20.05 | Химия в быту | 1 |
67 | 10 | 22.05 | Химия и здоровый образ жизни. Защита проектов. | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №1 от «20» августа 2018 года № 1 _______________ Казаринова Т.А. Подпись руководителя МСФ.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________ Мандрыка Г.А. подпись «20»августа 2018 года |
13