СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа основана на авторской программе О.С. Габриелян и расчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №18970;

  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15;

  3. Основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения (далее ООП ООО) утверждена протоколом педагогического совета № 4 от 27.05.2014;

  4. Учебного плана школы утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-2;

  5. Календарного учебного графика работы школы утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-1;

  6. Примерной программой по учебному предмету химия 7-9 классы.- М.; Дрофа, 2017.

При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Химия. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК О. С. Габриеляна : учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2017.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс О.С. Габриеляна по химии, утвержденный приказом директора ОУ.

Состав УМК:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник / О.С. Габриелян. 7-е изд., испр. М.: Дрофа, 2018.

Цели и задачи обучения химии в 8 классе соответствуют планируемым результатам.

Курс «Химия 8 класс» отражает основные идеи и содержит предметные результаты образовательного стандарта по «химии». В основу построения курса «Химии 8 класс» легли системно-деятельностный подход.

Овладение обучающимися системой химических знаний, умений и навыков необходимо в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами. Это помогает успешному изучению смежных дисциплин и способствует продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. Немаловажную роль система химических знаний играет в современном обществе, так как химия и химические технологии (в том числе био- и нанотехнологии) превращаются в революционную производительную силу. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования главными целями школьного химического образования являются:

  • формирование у обучающихся системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств, формирование гуманистического отношения к окружающему миру и экологически целесообразного поведения в нем;

  • понимание обучающимися химии как производительной силы общества и как возможной области будущей профессиональной деятельности;

  • развитие мышления обучающихся посредством таких познавательных учебных действий, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать;

  • понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения. Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:

формируются знания основ химической науки — основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством химического языка;

развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лабораторных условиях, в быту и на производстве;

приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами;

формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества;

осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину.



В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:

  1. стартовая диагностическая работа на начало учебного года;

  2. тематические проверочные (контрольные работы);

  3. проекты;

  4. лабораторные и практические работы;

  5. самоанализ и самооценка.

Общая характеристика предмета «химия» отражена в ООП ООО образовательного учреждения.

Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета в основной школе выделяется в 8 классе – 68 (по 2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «химия» на ступени обучения отражены в ООП ООО образовательного учреждения.

Содержание учебного предмета в 8 классе отражено в календарно-тематическом планировании. Особенностью 8 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы), для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.

Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.

Темы, вопросы, которые являются наиболее сложными для усвоения детьми с ОВЗ, могут изучаться в ознакомительном порядке (согласно ФГОС ООО).

1. Соединения химических элементов

  1. летучие водородные соединения;

  2. индикаторы;

  3. аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки

2. Изменения, происходящие с веществами.

  1. Закон сохранения массы веществ.

  2. Типы химических реакций на примере свойств воды.

3. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

1) Гидраты. Кристаллогидраты.

2) Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.



2. Тематическое планирование

Тема (раздел)

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Количество часов

Введение


5 часа

Атомы химических элементов


8 часов

Простые вещества


7 часов

Соединение химических элементов


15 часов

Изменения, происходящие с веществами.

Проект «Химические явления в жизни»

11часов

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Проект « Химия вокруг»

22 часа



Календарно-тематическое планирование

Название темы урока, что пройдено на уроке

Основные понятия


Лабораторные, практические работы и экскурсии


Формы контроля

ИКТ

Дата

Введение (5 часов)

1.

Предмет химии. Вещества

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ.

Химический элемент. Формы существования химического элемента.


Стартовая диагностика


03.09

2.

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ.


Устный


05.09

3.

Практические работы: №1. Приемы

обращения с лабораторным оборудованием.


Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива.

Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда.


Фронтально


10.09

4.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы.


Самостоятельная работа


12.09

5.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы.


Самостоятельная работа


17.09

Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов)

1.

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

Планетарная модель строения атома.

Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент.


Самостоятельная работа


19.09

2-3.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов.

Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.


Самостоятельная работа


24.09

26.09

4.

Ионы. Ионная химическая связь.

Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь.


Самостоятельная работа


01.10

5.

Ковалентная связь.

Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.

Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность.




03.10

6.

Металлическая химическая связь.

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны.




08.10

7.

Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.

Решения упражнений

Подготовка к контрольной работе


Самостоятельная работа


10.10

8.

Контрольная работа №1 по теме1 и 2.



Фронтально


15.10

Тема 2. Простые вещества (7 часов)

1.

Простые вещества

-металлы.

Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева

Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов.




17.10

2.

Простые вещества

-неметаллы.

Положение элементов неметаллов в периодической системе.

Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь.

Физические свойства неметаллов. Аллотропия.


Самостоятельная работа


22.10

3-4.

Количество вещества

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.


Самостоятельная работа


24.10

29.10

5-6.

Молярный объем газов.

Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем».




31.10

12.11

7.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

Решение задач и упражнений

Проверочная работа.


Самостоятельная работа


14.11

Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов)

1.


Степень окисления

Бинарные соединения.

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия.




19.11

2.


Важнейшие классы бинарных соединений.

Оксиды и летучие водородные соединения:

Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов.


Самостоятельная работа


21.11

3.

Основания.

Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы.


Самостоятельная работа


26.11

4.

Кислоты.

Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы.


Самостоятельная работа


28.11

5-6.

Соли.

Состав и номенклатура солей. Составление формул солей.


Самостоятельная работа


03.12

05.12

7.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам.


Самостоятельная работа


10.12

8.

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.




12.12

9.

Чистые вещества и смеси.

Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ.

Л.1. Анализ почвы и воды.



17.12

10.

Практическая работа №2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.

Оформление работы.


Фронтально


19.12

11-12.

Массовая доля компонентов и смеси.

Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси.





13.

Практическая работа №3. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора.


Фронтально



14.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.





15.

Контрольная работа №2.по темам 2 и 3.



Фронтально



Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

1-2.

Явления физические и химические. Химические реакции.

Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

Л. 2. Окисление меди в пламени спиртовки

Л3. Помутнение известковой воды.

Л4. Получение углекислого газа.



24.12

3.

Химические уравнения.

Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.



Самостоятельная работа


26.12

4-5.

Расчеты по химическим уравнениям.

Решение расчетных задач.




09.01

6-7.

Типы химических реакций.


Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов.


Самостоятельная работа


14.01

8.

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Химические свойства воды. Типы химических реакций.




16.01

9.

Практическая работа №4. Признаки химических реакций.



Фронтально


21.01

10.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.


Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.




23.01

11.

Контрольная работа №3. по теме 4.



Фронтально


28.01

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Окислительно – восстановительные реакции (22час)

1.

Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.




30.01

2-3.

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей.


Самостоятельная работа


04.02

4-5.

Ионные уравнения реакций

Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.


Самостоятельная работа


06.02

6.

Практическая работа №5.Условия протекания химических реакций ионного обмена.,,,




Фронтально


11.02

7-8.

Кислоты, их классификация и свойства.

Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.

Л. 5. Реакции характерные для растворов кислот.

Самостоятельная работа


13.02

9-10.

Основания, их классификация и свойства.

Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

Л.6. реакции характерные для растворов щелочей


Самостоятельная работа


18.02

11-12.

Оксиды, их классификация и свойства

Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.

Л. 7. Реакции характерные для основных и кислотных оксидов


Самостоятельная работа


20.12

13-14.

Соли, их свойства.

Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости)


Самостоятельная работа


25.02

15.

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.




27.02

16.

Практическая работа №6. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.



Фронтально


04.03

17.

Обобщение и систематизация знаний по теме 5.

Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.




06.03

18.

Контрольная работа №4

По теме 5.



Фронтально


11.03

19.

Анализ контрольной работы.





13.03

20.

Окислительно-восстановительные реакции.

Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов.




18.03

21.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач.



Фронтально


20.03

22.

Портретная галерея великих химиков.

Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия.







Итого

68 часов






3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

Учебное оборудование:

  • приборы и лабораторное оборудование;

  • средства на печатной основе (демонстрационные таблицы, дидактические материалы);

  • ТСО: проекционная аппаратура.

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник / О.С. Габриелян. 7-е изд., испр. М.: Дрофа, 2018.

  1. Методические рекомендации к учебнику «Химия. 8 класс» /О.С. Габриелян - М.: Дрофа, 2018.

Планируемые результаты изучения учебного предмета химия в 8 классе отражены в основной образовательной программе образовательного учреждения.