Рабочая программа по химии составлена на основе следующих нормативных документов:
При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Химия. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК О. С. Габриеляна : учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2017.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс О.С. Габриеляна по химии, утвержденный приказом директора ОУ.
Цели и задачи обучения химии в 8 классе соответствуют планируемым результатам.
Курс «Химия 8 класс» отражает основные идеи и содержит предметные результаты образовательного стандарта по «химии». В основу построения курса «Химии 8 класс» легли системно-деятельностный подход.
Овладение обучающимися системой химических знаний, умений и навыков необходимо в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами. Это помогает успешному изучению смежных дисциплин и способствует продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. Немаловажную роль система химических знаний играет в современном обществе, так как химия и химические технологии (в том числе био- и нанотехнологии) превращаются в революционную производительную силу. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования главными целями школьного химического образования являются:
В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.
Темы, вопросы, которые являются наиболее сложными для усвоения детьми с ОВЗ, могут изучаться в ознакомительном порядке (согласно ФГОС ООО).
№ | Название темы урока, что пройдено на уроке | Основные понятия | Лабораторные, практические работы и экскурсии | Формы контроля | ИКТ | Дата |
Введение (5 часов) |
1. | Предмет химии. Вещества | Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. | | Стартовая диагностика | | 03.09 |
2. | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ. | | Устный | | 05.09 |
3. | Практические работы: №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда. | | Фронтально | | 10.09 |
4. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы. | | Самостоятельная работа | | 12.09 |
5. | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса | Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы. | | Самостоятельная работа | | 17.09 |
Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов) |
1. | Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. | Планетарная модель строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент. | | Самостоятельная работа | | 19.09 |
2-3. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов. | Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | | Самостоятельная работа | | 24.09 26.09 |
4. | Ионы. Ионная химическая связь. | Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь. | | Самостоятельная работа | | 01.10 |
5. | Ковалентная связь. | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. | | | | 03.10 |
6. | Металлическая химическая связь. | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. | | | | 08.10 |
7. | Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2. | Решения упражнений Подготовка к контрольной работе | | Самостоятельная работа | | 10.10 |
8. | Контрольная работа №1 по теме1 и 2. | | | Фронтально | | 15.10 |
Тема 2. Простые вещества (7 часов) |
1. | Простые вещества -металлы. | Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов. | | | | 17.10 |
2. | Простые вещества -неметаллы. | Положение элементов неметаллов в периодической системе. Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. | | Самостоятельная работа | | 22.10 |
3-4. | Количество вещества | Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. | | Самостоятельная работа | | 24.10 29.10 |
5-6. | Молярный объем газов. | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». | | | | 31.10 12.11 |
7. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | Решение задач и упражнений Проверочная работа. | | Самостоятельная работа | | 14.11 |
Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов) |
1. | Степень окисления | Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия. | | | | 19.11 |
2. | Важнейшие классы бинарных соединений. | Оксиды и летучие водородные соединения: Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. | | Самостоятельная работа | | 21.11 |
3. | Основания. | Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. | | Самостоятельная работа | | 26.11 |
4. | Кислоты. | Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы. | | Самостоятельная работа | | 28.11 |
5-6. | Соли. | Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. | | Самостоятельная работа | | 03.12 05.12 |
7. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам. | | Самостоятельная работа | | 10.12 |
8. | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. | | | | 12.12 |
9. | Чистые вещества и смеси. | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. | Л.1. Анализ почвы и воды. | | | 17.12 |
10. | Практическая работа №2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. | Оформление работы. | | Фронтально | | 19.12 |
11-12. | Массовая доля компонентов и смеси. | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. | | | | |
13. | Практическая работа №3. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. | | Фронтально | | |
14. | Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3. | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | | | | |
15. | Контрольная работа №2.по темам 2 и 3. | | | Фронтально | | |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов) |
1-2. | Явления физические и химические. Химические реакции. | Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | Л. 2. Окисление меди в пламени спиртовки Л3. Помутнение известковой воды. Л4. Получение углекислого газа. | | | 24.12 |
3. | Химические уравнения. | Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | | Самостоятельная работа | | 26.12 |
4-5. | Расчеты по химическим уравнениям. | Решение расчетных задач. | | | | 09.01 |
6-7. | Типы химических реакций. | Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов. | | Самостоятельная работа | | 14.01 |
8. | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Химические свойства воды. Типы химических реакций. | | | | 16.01 |
9. | Практическая работа №4. Признаки химических реакций. | | | Фронтально | | 21.01 |
10. | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | | | | 23.01 |
11. | Контрольная работа №3. по теме 4. | | | Фронтально | | 28.01 |
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно – восстановительные реакции (22час) |
1. | Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. | | | | 30.01 |
2-3. | Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей. | | Самостоятельная работа | | 04.02 |
4-5. | Ионные уравнения реакций | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. | | Самостоятельная работа | | 06.02 |
6. | Практическая работа №5.Условия протекания химических реакций ионного обмена.,,, | | | Фронтально | | 11.02 |
7-8. | Кислоты, их классификация и свойства. | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. | Л. 5. Реакции характерные для растворов кислот. | Самостоятельная работа | | 13.02 |
9-10. | Основания, их классификация и свойства. | Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. | Л.6. реакции характерные для растворов щелочей | Самостоятельная работа | | 18.02 |
11-12. | Оксиды, их классификация и свойства | Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | Л. 7. Реакции характерные для основных и кислотных оксидов | Самостоятельная работа | | 20.12 |
13-14. | Соли, их свойства. | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) | | Самостоятельная работа | | 25.02 |
15. | Генетическая связь между классами неорганических соединений | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. | | | | 27.02 |
16. | Практическая работа №6. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. | | | Фронтально | | 04.03 |
17. | Обобщение и систематизация знаний по теме 5. | Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. | | | | 06.03 |
18. | Контрольная работа №4 По теме 5. | | | Фронтально | | 11.03 |
19. | Анализ контрольной работы. | | | | | 13.03 |
20. | Окислительно-восстановительные реакции. | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | | | | 18.03 |
21. | Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач. | | | Фронтально | | 20.03 |
22. | Портретная галерея великих химиков. | Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия. | | | | |
| | Итого | 68 часов | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.