Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 посёлка Нижнезольского»
Химия. Неорганическая химия. 8 класс. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. - М.: Просвещение, 2015г;
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
формирование компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.;
умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность в решении задачи и свои возможности в достижении цели определенной сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, корректно отстаивать свою позицию, продуктивно разрешать конфликт.
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов
Резервное время планируется использовать для проведения обобщения и коррекции знаний за курс неорганической химии 8 класса и нетрадиционных уроков для закрепления изученного материала углубления и расширения химических знаний.
Дата проведения | Перечень разделов и тем | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | корректировка |
план | факт |
| | Первоначальные химические понятия | 17 | | |
| | 1.Предмет химии. Вещества и их свойства. Методы познания в химии. Техника безопасности на уроках химии. | 1 | Различают предметы изучения естественных наук. Наблюдают свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Учатся проводить химический эксперимент. Соблюдают правила техники безопасности. Учатся оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Знакомятся с лабораторным оборудованием. Изучают строение пламени. Различают веществ а и смеси. Умеют разделять смеси методом отстаивания, фильтрования и выпаривания. Определяют признаки химической реакции. Различают понятия «атом», «молекула», «ион», «элементарные частицы». Различают понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения». Определяют понятие «кристаллическая решетка». Определяют состав простейших соединений по их химическим формулам. Определяют валентность в бинарных соединениях Составляют формулы бинарных соединений по известной валентности. Моделируют строение метана, аммиака, водорода, хлороводорода. Рассчитывают относительную молекулярную массу вещества по его формуле. Рассчитывают массовую долю химического элемента в соединении. Устанавливают простейшие формулы веществ по массовым долям элемента. Изображают простейшие реакции с помощью химических уравнений. Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. Готовят презентации по теме. | |
| | 2. Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Строение пламени» | 1 | |
| | 3. Чистые вещества и смеси | 1 | |
| | 4. Практическая работа № 2 «Очистка загрязнённой поваренной соли». | 1 | |
| | 5. Физические и химические явления. Химические реакции. | 1 | |
| | 6. Атомно-молекулярное учение. Атомы. Молекулы ионы. | 1 | |
| | 7. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Простые и сложные вещества. | 1 | |
| | 8. Химические элементы, их знаки. Относительная атомная масса. | 1 | |
| | 9. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | 1 | |
| | 10. Вычисления по химическим формулам. | 1 | |
| | 11. Валентность. Определение валентности элементов по формуле. | 1 | |
| | 12. Составление формул по валентности. | 1 | |
| | 13. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 1 | |
| | 14. Типы химических реакций. | 1 | |
| | 15. Обобщение по теме «Первоначальные химические понятия» | 1 | |
| | 16. Контрольная работа № 1 «Первоначальные химические понятия» | 1 | |
| | 17. Урок коррекции знаний по теме «Первоначальные химические понятия» | 1 | |
| | II . Кислород. Горение. | 5 | | |
| | 1.Кислород, общая характеристика, нахождение в природе. Получение кислорода, физические свойства. | 1 | Исследуют свойства изучаемых веществ. Наблюдают физические и химические превращения изучаемых веществ. Распознают опытным путем кислород. Описывают наблюдаемые химические реакции. Делают выводы из результатов опытов. Участвуют в совместном обсуждении результатов опытов. Оказывают первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Составляют формулы и записывают уравнения. Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. Готовят презентации по теме. | |
| | 2. Химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Оксиды. Применение кислорода. | 1 | |
| | 3. Озон. Свойства и применение. | 1 | |
| | 4. Практическая работа № 3 «Получение кислорода и изучение его свойств» | 1 | |
| | 5. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | 1 | |
| | III.Водород. | 3 | | |
| | 1.Водород, общая характеристика, получение, физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. | 1 | Делают выводы из результатов опытов. Участвуют в совместном обсуждении результатов опытов. Оказывают первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Составляют формулы и записывают уравнения. Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. | |
| | 2. Химические свойства водорода и его применение. | 1 | |
| | 3. Практическая работа № 4 «Получение водорода и изучение его свойств. | 1 | |
| | IV.Вода. Растворы. | 7 | | |
| | 1.Вода. Физические и химические свойства. Вода в природе. | 1 | Исследуют свойства изучаемых веществ. Наблюдают физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывают наблюдаемые химические реакции. Делают выводы из результатов опытов. Участвуют в совместном обсуждении результатов опытов. Составляют формулы и записывают уравнения. Вычисляют массовую долю растворенного вещества в растворе, массу растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации. Готовят растворы с определенной массовой долей растворенного вещества. Пользуются информацией из других источников для подготовки сообщений. | |
| | 2. Вода – растворитель. Растворы. | 1 | |
| | 3. Массовая доля растворенного вещества. | 1 | |
| | 4. Практическая работа № 5 «Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества». | 1 | |
| | 5. Обобщение по темам: «Кислород. Водород. Вода. Растворы» | 1 | |
| | 6. Контрольная работа № 2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы» | 1 | |
| | 7. Урок коррекции знаний по теме «Кислород. Водород. Вода. Растворы» | 1 | |
| | V.Количественные отношения в химии | 5 | | |
| | 1.Количество вещества. Моль. Молекулярная масса. | 1 | Вычисляют по химическим уравнениям массу или количество вещества. Используют внутри- и межпредметные связи. Вычисляют молярный объем газов, относительную плотность газов и объемные отношения газов при химических реакциях. Используют приведенные алгоритмы решения задач. | |
| | 2. Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | |
| | 3. Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 1 | |
| | 4. Объемные отношения газов при химических реакциях. | 1 | |
| | 5. Решение расчетных задач. | 1 | |
| | VI.Важнейшие классы неорганических соединений. | 14 | | |
| | 1.Оксиды. Состав, классификация, номенклатура, свойства. Получение и применение. | 1 | Исследуют свойства изучаемых веществ. Наблюдают физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывают наблюдаемые химические реакции. Делают выводы из результатов опытов. Соблюдают правила техники безопасности. Участвуют в совместном обсуждении результатов опытов. Классифицируют изучаемые вещества по составу и свойствам. Дают определения и делают выводы из полученной информации. Составляют формулы оксидов, оснований, кислот, солей. Характеризуют состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. Записывают уравнения химических реакций. Работают в группе – учатся эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе выработки общего решения в совместной деятельности; | |
| | 2. Основания. Классификация, номенклатура, получение. | 1 | |
| | 3. Физические и химические свойства оснований. | 1 | |
| | 4. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | |
| | 5. Кислоты. Состав, номенклатура, классификация. | 1 | |
| | 6. Физические и химические свойства кислот. | 1 | |
| | 7. Соли. Состав, номенклатура, классификация. | 1 | |
| | 8. Физические и химические свойства солей. | 1 | |
| | 9. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 1 | |
| | 10. Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». | 1 | |
| | 11. Решение расчетных задач. | 1 | |
| | 12. Обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 | |
| | 13. Контрольная работа № 3 «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 | |
| | 14. Урок коррекции знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 | |
| | VII. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. | 7 | | |
| | 1.Классификация химических элементов. | 1 | Классифицируют химические элементы и их соединения. Сравнивают свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп. Устанавливают внутри- и межпредметные связи. Формулируют периодический закон и раскрывают его смысл. Характеризуют структуру таблицы. Различают группы, периоды. Объясняют физический смысл порядкового номера, группы и периода таблицы. Моделируют строение атома. Составляют схемы строения 20 элементов. Участвуют в совместном обсуждении результатов моделирования. | |
| | 2. Периодический закон Д.И.Менделеева. | 1 | |
| | 3. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева | 1 | |
| | 4. Строение атома, его положение в периодической таблице. | 1 | |
| | 5. Распределение электронов по энергетическим уровням. | 1 | |
| | 6. Периодическое изменение свойств химических элементов в периоде и группе. | 1 | |
| | 7. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. | 1 | |
| | VIII.Строение вещества. Химическая связь | 8 | | |
| | 1.Электроотрицательность химических элементов. | 1 | | |
| | 2. Ковалентная связь. | 1 | |
| | 3. Ионная связь | 1 | |
| | 4. Валентность и степень окисления. | 1 | |
| | 5. Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |
| | 6. Обобщение по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» и «Химическая связь» | 1 | |
| | 7. Контрольная работа № 4 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» и «Химическая связь» | 1 | |
| | 8. Урок коррекции знаний по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» и «Химическая связь» | 1 | |
| | Резерв | 4 | | |
| | Обобщение и коррекция знаний по курсу неорганической химии 8 класса. | 1 | | |
| | Урок-конференция «Химия в лицах. Великие химики». | 1 | | |
| | Урок –игра «Звездный час в химии» | 1 | | |
| | Урок-викторина «Путешествие по Периодической таблице» | 1 | | |