Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии 8-9 классы// М.Просвещение, 2011г. и программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Н.Е. Кузнецовой//М.Вентана-Граф, 2012г.
Рабочая программа соответствует учебнику Кузнецова Н.Е. Химия 8класс. М.: Вентана-Граф, 2008. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на решение глобальных проблем современности.
-овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ;
-применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;
-осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
-овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
Курс предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно – молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных понятий и языку науки; жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваться как на атомно – молекулярном, так и на электронном уровнях. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строение и свойства веществ и сущности химических реакций.
Предмет и задачи химии. Химия и научно-технический прогресс. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические).
Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; поглощению или выделению энергии.
Понятие о химическом анализе и синтезе. Методы анализа веществ. Химический язык.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение
Кислород. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение.
Основные классы неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания). Химические свойства оксидов. Химические свойства кислот. Химические свойства солей. Химические свойства оснований. Способы получения оксидов. Способы получения кислот. Способы получения солей. Способы получения оснований.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная. Понятие о степени окисления. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление.
Водород, физические и химические свойства. Получение и применение водорода. Вода и ее свойства. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
1.Химия 8 класс автор Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю.//М.Вентана-Граф, 2008г.
2. Уроки химии. Методическое пособие. М.А. Шаталов
3. Задачник по химии 8 класс Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин// М. Вентана-Граф, 2008г.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Вид урока | Основные понятия в теме |
по плану | факт. |
1 | Тема№1. Введение Предмет и задачи химии. Вещества | 4 1 | | | Изучение нового материала | Химия, вещества, физическое тело, природные и синтетические вещества и материалы. |
2 | Понятия и теории химии | 1 | | | Изучение нового материала | Химический элемент, химическая реакция, химическая технология, теория. |
3 | Методы химии. Химический язык | 1 | | | Комбинированный | Химические знаки, формулы, уравнения. |
4 | Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | 1 | | | Лабораторный | |
| Тема №2. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. | 11 | | | | |
5 | Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления | 1 | | | Изучение нового материала | Физические и химические явления, признаки химической реакции, химическая реакция. |
6 | Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе | 1 | | | Изучение нового материала | Молекула, атом, химический элемент, изотоп, химическое соединение, простое вещество, сложное вещество. |
7 | Состав вещества. Закон постоянства состава веществ | 1 | | | Комбинированный | Закон постоянства состава, качественный и количественный состав веществ, индекс, химическая формула. |
8 | Атомно – молекулярное учение | 1 | | | Изучение нового материала | Атомы, корпускулы |
9 | Относительная атомная и молекулярная масса веществ | 1 | | | Изучение нового материала | Масса атома, атомная единица массы, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, массовая доля элемента |
10 | Решение задач: расчеты по химическим формулам | 1 | | | Комбинированный | |
11 | Система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 | | | Изучение нового материала | Периодический закон, система элементов, период, группа, порядковый номер элемента |
12 13 | Валентность химических элементов Составление химических формул по валентности. | 1 1 | | | Изучение нового материала Комбинированный | валентность |
14 | Количество вещества, моль, молярная масса | 1 | | | Комбинированный | Количество вещества, моль, молярная масса, постоянная Авогадро |
15 | Решение задач: расчеты по химическим формулам | 1 | | | Комбинированный | |
| Тема№3. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии | 7 | | | | |
16 | Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции | 1 | | | Изучение нового материала | химические реакции, признаки реакции, эндо- и экзотермические реакции, тепловой эффект реакции, термохимические реакции |
17 | Закон сохранения массы веществ | 1 | | | Изучение нового материала | 3 формулировки ЗСМВ |
18 | Составление уравнений химических реакций | 1 | | | Комбинированный | Химическое уравнение, коэффициент, индекс, термохимическое уравнение |
19 | Решение задач: расчеты по химическим уравнениям. | 1 | | | Комбинированный | |
20 | Типы химических реакций | 1 | | | Комбинированный | Реакции соединения, разложения, замещения и обмена |
21 | Обобщение знаний по темам 1-3 | 1 | | | Обобщение | |
22 | Контрольная работа №1 «Первоначальные химические понятия» | 1 | | | Контрольный | |
| Тема№4. Вещества в окружающей нас природе и технике | 6 | | | | |
23 | Чистые вещества и смеси | 1 | | | Изучение нового материала | Чистые вещества, смеси, гомо – и гетерогенные смеси, способы разделения веществ, идентификация веществ. |
24 | Практическая работа№2 Очистка веществ | 1 | | | Практический | |
25 | Растворы. Растворимость веществ | 1 | | | Комбинированный | Раствор, растворимость, насыщенный и ненасыщенный раствор, кривые растворимости |
26 | Способы выражения концентрации раствора | 1 | | | Изучение нового материала | Массовая доля, молярность |
27 | Решение задач на растворы | 1 | | | Комбинированный | |
28 | Практическая работа №3 Приготовление раствора заданной концентрации | 1 | | | Практический | |
| Тема№5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение | 8 | | | | |
29 | Законы Гей-Люссака и Авогадро (решение задач) | 1 | | | Изучение нового материала | |
30 | Решение задач: расчеты на основании газовых законов | 1 | | | Изучение нового материала | |
31 | Воздух – смесь газов. | 1 | | | Комбинированный | Состав воздуха, инертные газы, молекулярная масса воздуха, относительная плотность газов. |
32 | Кислород – химический элемент и простое вещество. Получение кислорода | 1 | | | Комбинированный | Химический элемент, простое вещество, термическое разложение, катализатор, каталитическая реакция. |
33 | Практическая работа №4. Получение, собирание и обнаружение кислорода | 1 | | | Практический | |
34 | Химические свойства и применение кислорода | 1 | | | Комбинированный | Химические свойства, окисление, оксиды. |
35 | Обобщение знаний по темам 4 и 5 | 1 | | | Обобщение | |
36 | Контрольная работа №2 « газы. Кислород. Горение» | 1 | | | Контрольный | |
| Тема№6. основные классы неорганических соединений | 11 | | | | |
37 | Оксиды и их классификация. Понятие об амфотерности | 1 | | | Изучение нового материала | Кислотные, основные, амфотерные оксиды, гидроксиды |
38 | Основания – гидроксиды основных оксидов | 1 | | | Изучение нового материала | Щелочи, нерастворимые основания, гидроксогруппы |
39 | Кислоты | 1 | | | Комбинированный | Кислоты, кислотные остатки |
40 | Соли: их состав и номенклатура | 1 | | | Лабораторный | Соли, формулы солей |
41 | Химические свойства оксидов | 1 | | | Изучение нового материала | |
42 | Химические свойства и получение оснований | 1 | | | Изучение нового материала | Химические свойства оснований, получение щелочей, реакции обмена, |
43 | Химические свойства кислот | 1 | | | Изучение нового материала | Генетический ряд, реакция нейтрализации, ряд активности металла |
44 | Химические свойства солей | 1 | | | Комбинированный | Генетический ряд, генетическая связь |
45 | Обобщение знаний по теме №6- классификация и генетическая взаимосвязь классов неорганических соединений | 1 | | | Изучение нового материала | |
46 | Практическая работа №5. Исследование свойств оксидов, оснований, кислот | 1 | | | Практический | |
47 | Контрольная работа№3 «Основные классы неорганических соединений» | 1 | | | Контрольный | |
48 | Тема№7. Строение атома Состав и важнейшие характеристики атома | 4 1 | | | Изучение нового материала | Атом, ядро, протон, нейтрон, электрон, заряд ядра, порядковый номер |
49 | Изотопы. Химический элемент | 1 | | | Изучение нового материала | Изотопы, химический элемент |
50 51 | Состояние электрона в атоме. Строение электронных оболочек | 1 1 | | | Комбинированный Изучение нового материала | Атомная орбиталь, электронное облако, орбитальные характеристики электрона, спаренные и неспаренные электроны. |
| Тема№8. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева | .3 | | | | . |
52 | Свойства химических элементов и их периодические изменения | 1 | | | Изучение нового материала | Порядковый номер(заряд ядра), химическое соединение, периодическое изменение электронных структур атомов химических элементов, периодический закон, периодичность. |
53 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете теории строения атома | 1 | | | Изучение нового материала | Периоды, группы и подгруппы элементов |
54 | Характеристика химических элементов по положению в периодической системе | 1 | | | Комбинированный | Энергия ионизации, сродство к электрону, Э.О., характеристики химического элемента по положению в ПСХЭ |
55 | Тема№9. Строение вещества. Химические реакции в свете электронной теории Валентные состояния и химические связи атомов элементов | 8 1 | | | Изучение нового материала | Химическая связь, валентность, валентные электроны. |
56 | Ковалентная связь и ее виды | 1 | | | Изучение нового материала | Ковалентная полярная и неполярная связь, общая электронная пара. |
57 | Понятие об ионной связи | 1 | | | Изучение нового материала | Ионная связь, ионы, катионы, анионы. |
58 | Степень окисления | 1 | | | Комбинированный | Степень окисления |
59 | Кристаллическое состояние вещества. | 1 | | | Изучение нового материала | Кристалл, кристаллическая решетка, типы кристаллических решеток. |
60 | Окислительно – восстановительные реакции | 1 | | | Комбинированный | Окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, окислительно – восстановительная реакция, электронный баланс |
61 | Обобщение знаний по темам №8 – 9 | 1 | | | Обобщение | |
62 | Контрольная работа №4 « Строение атома. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции» | 1 | | | Контрольный | |
63 | Тема№10 Водород – рождающий воду и энергию Водород – простое вещество и элемент. Получение водорода | 3 1 | | | Изучение нового материала | |
64 | Химические свойства и применение водорода | 1 | | | Комбинированный | Строение молекул воды, химические свойства воды, окислительно – восстановительные свойства пероксида водорода |
65 | Практическая работа№6 «Получение водорода и изучение его свойств» | 1 | | | Практический | |
| Тема№11. Галогены – естественное семейство химических элементов | 3 | | | | |
66 | Галогены – химические элементы и простые вещества. Физико – химические свойства галогенов | 1 | | | Изучение нового материала | Строение атомов галогенов, степени окисления |
67 | Хлороводород. Соляная кислота | 1 | | | Комбинированный | Качественная реакция, ингибитор. |
68 | Итоговая контрольная работа по курсу химии 8 кл. | 1 | | | Контрольный | |