ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ»
Личностные результаты:
понимать основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны;
испытывать чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития;
признавать ценность здоровья (своего и других людей);
осознавать готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям,
проявлять экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уметь устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами);
Метапредметные результаты:
воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной и письменной форме, работать с текстами различного уровня сложности;
использовать основные интеллектуальные операции: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.
генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использовать различные источники для получения химической информации.
использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применять основные методы познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
Предметные результаты:
8 класс
Ученик научится:
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:
по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные);
по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Ученик получит возможность научиться:
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
9 класс
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ»
8 класс
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (54 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Демонстрации. Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция. Нагревание сахара. Нагревание парафина. Горение парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосаждённого гидроксида меди(II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании .Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(IV). Модели кристаллических решёток разного типа. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойства- ми. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Ознакомление с об разцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Расчётные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по форму ле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной соли.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Физические и химические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Условия возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов
Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II)
Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств.
Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворённого вещества.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода(IV), оксидом фосфора(V) и испытание полученных растворов индикатором.
Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Расчётные задачи. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации. Химические соединения количеством вещества 1 моль.
Расчётные задачи. Вычисления с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём». Объёмные отношения газов при химических реакциях
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов аморфные вещества.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей.
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома (7 ч)
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого—третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Демонстрации. Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и иодом.
Раздел 3. Строение вещества (5 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Демонстрации. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями
9 класс
Повторение основных вопросов курса химии 8 класс (3 ч.)
Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева в свете теории строения атома. Строение атома. Химическая связь. Кристаллические решетки.
Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. Их состав, классификация, свойства.
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (9 ч.)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их солей. Оксиды серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и серы».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы
Получение аммиака и изучение его свойств.
Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Угарный газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (12 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы ( сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Получение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строении его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III).
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединения алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практические работы
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Органическая химия
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (1ч.)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема 7. Углеводороды (4ч)
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
Понятие о циклических углеводородах ( циклоалканы, бензол.)
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства.
Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 8. Спирты (1 ч)
Одноатомные спирты. Метанол, Этанол. Физические свойства. Физиологические действия спиртов на организм. Применение
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 ч)
Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Тема 10. Углеводы (1 ч)
Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч )
Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Химия и здоровье. Лекарства.
Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ | Дата план/факт | Тема | Корректировка |
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных представлений) (54ч) |
1/1 | | Предмет химии. Химия как часть естествознания. Инструктаж по ТБ | |
1/2 | | Методы познания в химии. | |
1/3 | | Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. | |
1/4 | | Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. | |
1/5 | | Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной соли. | |
1/6 | | Физические и химические явления. Химические реакции. | |
1/7 | | Атомы, молекулы и ионы. | |
1/8 | | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки. | |
1/9 | | Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы. | |
1/10 | | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | |
1/11 | | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | |
1/12 | | Закон постоянства состава веществ. | |
1/13 | | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. | |
1/14 | | Массовая доля химического элемента в соединении. | |
1/15 | | Определение массовой доли элемента. Расчеты по формулам. | |
1/16 | | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. | |
1/17 | | Составление химических формул бинарных соединений по валентности. | |
1/18 | | Атомно-молекулярное учение. | |
1/19 | | Закон сохранения массы веществ. | |
1/20 | | Химические уравнения. | |
1/21 | | Типы химических реакций. | |
1/22 | | Повторение и обобщение темы «Первоначальные химические понятия» | |
1/23 | | Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия». | |
1/24 | | Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода. | |
1/25 | | Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. | |
1/26 | | Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода. | |
1/27 | | Озон. Аллотропия кислорода. | |
1/28 | | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений | |
1/29 | | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. | |
1/30 | | Химические свойства водорода и его применение. | |
1/31 | | Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств. | |
1/32 | | Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. | |
1/33 | | Физические и химические свойства воды. Применение воды. | |
1/34 | | Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. | |
1/35 | | Массовая доля растворённого вещества. | |
1/36 | | Практическая работа 5.Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. | |
1/37 | | Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | |
1/38 | | Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | |
1/39 | | Моль — единица количества вещества. Молярная масса. | |
1/40 | | Вычисления по химическим уравнениям. | |
1/41 | | Закон Авогадро. Молярный объём газов. | |
1/42 | | Относительная плотность газов. | |
1/43 | | Объёмные отношения газов при химических реакциях. | |
1/44 | | Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. | |
1/45 | | Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение | |
1/46 | | Химические свойства оснований. Применение оснований. | |
1/47 | | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | |
1/48 | | Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. | |
1/49 | | Химические свойства кислот. | |
1/50 | | Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения. | |
1/51 | | Свойства солей. | |
1/52 | | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | |
1/53 | | Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | |
1/54 | | Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений». | |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (7 ч) |
1/55 | | Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. | |
2/56 | | Периодический закон Д. И. Менделеева. | |
3/57 | | Периодическая таблица химических элементов | |
4/58 | | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. | |
5/59 | | Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона. | |
6/60 | | Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева. | |
7/61 | | Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома». | |
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь (5 ч) |
1/62 | | Электроотрицательность химических элементов. | |
2/63 | | Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь | |
4/64 | | Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. | |
6/65 | | Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь». Контрольная работа по темам «Периодический закон Д. И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества». | |
7/66 | | Итоговое тестирование | |
Итого: 6 6 ч. | | | |
| |
9 класс:
№ | Дата план/факт | Тема | Корректировка |
1/1 | | Входная диагностика. | |
2/2 | | Анализ входной диагностической работы. Инструктаж по технике безопасности. Повторение. | |
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (3 ч.) |
3/1 | | Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете теории строения атома. Строение атома. | |
4/2 | | Строение атома. Химическая связь. Кристаллические решетки. | |
5/3 | | Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. Их состав, классификация, свойства. | |
Тема 1.Электролитическая диссоциация (10 ч.) |
6/1 | | Вводный инструктаж. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. | |
7/2 | | Диссоциация кислот, щелочей и солей | |
8/3 | | Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации | |
9/4 | | Реакции ионного обмена и условия их протекания | |
10/5 | | Реакции ионного обмена и условия их протекания | |
11/6 | | Окислительно-восстановительные реакции. | |
12/7 | | Окислительно-восстановительные реакции. | |
13/8 | | Гидролиз солей | |
14/9 | | Практическая работа №1 .Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | |
15/10 | | Контрольная работа №1 по теме «Электролитическая диссоциация». | |
Тема 2. «Кислород и сера» (9ч.) |
16/1 | | Анализ контрольной работы №1 по теме: « Электролитическая диссоциация». Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон. | |
17/2 | | Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Нахождение в природе. Применение серы. | |
18/3 | | Сероводород. Сульфиды | |
19/4 | | Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли. | |
20/5 | | Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. | |
21/6 | | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | |
22/7 | | Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа кислорода» | |
23/8 | | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие | |
24/9 | | Вычисления по химическим уравнениям | |
Тема 3.Азот и фосфор (10 ч.) |
25/1 | | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение. | |
26/2 | | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение. | |
27/3 | | Соли аммония | |
28/4 | | Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств» | |
29/5 | | Азотная кислота. Строение молекулы и получение | |
30/6 | | Окислительные свойства азотной кислоты | |
31/7 | | Соли азотной кислоты. | |
32/8 | | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. | |
33/9 | | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения. | |
34/10 | | Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений». | |
Тема 4 «Углерод и кремний (7 ч.) |
35/1 | | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. | |
36/2 | | Химические свойства углерода. Адсорбция. | |
37/3 | | Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. | |
38/4 | | Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе | |
39/5 | | Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. | |
40/6 | | Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов». | |
41/7 | | Контрольная работа № 2 по темам 2 – 4. | |
Тема 5 «Общие свойства металлов» (12ч.) |
42/1 | | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. | |
43/2 | | Химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов. | |
44/3 | | Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в ПС и строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение. | |
45/4 | | Кальций и его соединения. | |
46/5 | | Жёсткость воды и способы её устранения. | |
47/6 | | Алюминий: физические и химические свойства Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | |
48/7 | | Железо. Положение в ПС и строение его атома. Нахождение в природе. Свойства железа | |
49/8 | | Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III) | |
50/9 | | Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. | |
51/10 | | Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) | |
52/11 | | Практическая работа №6 . Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | |
53/12 | | Контрольная работа №3 по теме «Металлы и их соединения» | |
Органическая химия Тема 6 «Первоначальные представления об органических веществах» (1 ч.) |
54/1 | | Первоначальные представления о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Упрощённая классификация органических соединений. | |
Тема 7 «Углеводороды» (4 ч.) |
55/1 | | Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. | |
56/2 | | Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. | |
57/3 | | Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол) | |
58/4 | | Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. | |
Тема 8 Спирты (1 ч.) |
59/1 | | Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. | |
Тема 9 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры» (2 ч.) |
60/1 | | Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Применение. | |
61/2 | | Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме | |
Тема 10 «Углеводы»(1 ч.) |
62/1 | | Углеводы. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза Нахождение в природе. Биологическая роль | |
Тема 11 «Белки. Полимеры» (4 ч.) |
63/1 | | Белки. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. | |
64/2 | | Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение. | |
65/3 | | Химия и здоровье. Лекарства. Контрольная работа № 4 по теме «Первоначальные представления об органических веществах» | |
66/4 | | Контрольная работа № 5. Итоговое тестирование. | |
Итого: 66ч. | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ | Дата план/факт | Тема | Корректировка |
|
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
19