СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 73»






Рассмотрено на заседании

МО__________________

__________________________



Принято на заседании

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 73

_______________________


методического совета

Н.Е.Ермолина

Протокол № ____ от ________

Протокол № _______от

«___»_____________20__г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

для 8 А, 8Б, 8В классов.










Программа составлена на основе:


1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897

2. ООП ООО МБОУ СШ № 73

3.Программы по химии для 8-9 классов (автор Н.Н. Гара, М.: Просвещение, 2013 год)






Учитель Гилязова Елена Николаевна

высшая квалификационная категория





Архангельск

2020-2021 учебный год


Рабочая программа учебного предмета „Химия“ для 8-х классов, предметная область «Естественно-научные предметы», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, основной общеобразовательной программе МБОУ СШ №73. Программа разработана на основе авторской программы Н.Н. Гара „Химия“, М.: Просвещение, 2011. - 48 с.., 2013 год. Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2019.

Программа учебного предмета „Химия“ рассчитана на обучение с 8-го класса по 2 часа в неделю, по 68 часов в год.

Количество контрольных работ – 6.

Количество практических работ – 7.

Количество лабораторных опытов – 14.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 8 КЛАССЕ

Личностные

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы

с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).


Метапредметные

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

- умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

- умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;

- умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.


Предметные

Ученик научится:

- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

- классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;

- описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;

- давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Ученик получит возможность научиться:

- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

- использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.

Ученик научится:

- классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

- раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

- изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

- выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);

- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

- описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;

- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

- осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.


Многообразие химических реакций.

Ученик научится:

- объяснять суть химических процессов;

- называть признаки и условия протекания химических реакций;

- устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:

1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);

2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);

3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);

4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

- называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

- прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;

- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

- готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Ученик получит возможность научиться:

- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

- приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;

- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ.

Ученик научится:

- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

- составлять формулы веществ по их названиям;

- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.

- называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;

- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

- определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;

- составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;

- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

- проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Ученик получит возможность научиться:

- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

- использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

- приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

- выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

- организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Тема 1. Предмет химии (7 часов). Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы

  • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Ознакомление с лабораторным оборудованием.

  • Очистка загрязнённой поваренной соли.

Региональное содержание.

  • История химии. Вклад отечественных ученых - химиков, уроженцев Архангельской области, в развитие химической науки. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов как ученый - химик и гражданин. Вклад М.В. Ломоносова в науку химию и развитие русского Севера.


Тема 2. Первоначальные химические понятия (15 часов). Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Демонстрации. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов, горных пород.

Расчетные задачи:

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Региональное содержание.

Распространение химических элементов в природе Архангельской области. Элементарный состав полезных ископаемых Архангельской области.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:

  1. массовой доли химического элемента - полезного компонента - в сложном веществе - природном соединении (минерале, горной породе, полезном ископаемом Архангельской области).

Примеры природных смесей: минералы и горные породы.


Тема 3. Количественные отношения в химии (4 часа). Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи:

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.


Тема 4. Кислород (5 часов). Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практические работы

  • Получение и свойства кислорода

  • Региональное содержание.

  • Случайные и постоянные компоненты воздуха как смеси. Озон в природе. Зна­чение озонового слоя для планеты Земля. Причины и последствия озоновых дыр, ме­роприятия по восстановлению озонового слоя.


Тема 5. Водород (3 часа). Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Практические работы

  • Получение водорода и изучение его свойств.


Тема 6. Вода. Растворы (6 часов). Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практические работы

  • Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

Расчетные задачи:

  • Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

  • Региональное содержание.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:

  1. массовой доли растворенного вещества в природном растворе - минеральной воде конкретного минерального источника области.

Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области. Содер­жание в природной воде Архангельской области примесей, в том числе полезных (минеральные источники), токсичных, радиоактивных, канцерогенных. Снабжение населения г. Архангельска и области питьевой водой. Запасы питьевой воды в крае. Пермиловское, Архангельское месторождения питьевой воды и проблемы их исполь­зования.


Тема 7. Важнейшие классы неорганических соединений (9 часов). Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практические работы

  • Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

  • Региональное содержание.

  • Оксиды как полезные ископаемые Архангельской области (бокситы, железня­ки, пески и песчаники области).

  • Кислоты в природе. Кислотность почв, почвенные кислоты. Определение ки­слотности почв своей местности. Способы снижения кислотности почв.

  • Соли как полезные ископаемые области (известняки, доломиты, гипсы, ангид­риты).

  • Реакция горения как пример экзотермической реакции. Сжигание топлива. Ви­ды топлива. Сжигание топлива и загрязнение окружающей среды продуктами горения топлива.


Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.


Тема 8. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 часов)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система как естественно–научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А и Б группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.

Региональное содержание.

Радиоактивные изотопы. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Использование ядерной энергии в мирных целях: АЭС, космиче­ские исследования. Проблема строительства АЭС в г. Архангельске. Экологические проблемы области в связи с деятельностью военно-промышленного комплекса (пред­приятия Северодвинска, ракетный полигон в Неноксе, космодром «Плесецк», ядерный полигон на Новой Земле). Радиационное и радионуклидное загрязнение воздуха, водоемов, почв в области, меры обеспечения радиационной безопасности.


Раздел 3. Строение вещества.

Тема 9. Химическая связь (7 часов).

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Региональное содержание.

Применение окислительно-восстановительных реакций (электролиз) на пред­приятиях Архангельской области.



Тематическое планирование

8 класс

Номер урока

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Тема № 1. «Предмет химии» (7 часов)

1

Р/С№1. Предмет химии. Вещества и их свойства. Л.О. № 1. Изучение физических свойств сахара и серы. ИОТ-005

1час

2

Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент

1 час

3

Практическая работа №1

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Строение пламени. ИОТ-005

1 час

4

Р/С № 2. Чистые вещества и смеси. Л.О. № 2. Разделение смеси с помощью магнита. ИОТ-005

1 час

5

Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли. ИОТ-005

1час

6

Физические и химические явления. Л.О. № 3 Физические явления Л.О. № 4. Химические явления.ИОТ-005

1 час

7

Химические реакции. ИОТ-004

1 час

Тема № 2. «Первоначальные химические реакции» (15 часов)

1(8)

Р/С № 3. Молекулы, атомы и ионы.ОТ-004

1час

2(9)

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки. ИОТ-004

1 час

3(10)

Р/С № 4. Простые и сложные вещества. Химические элементы. Л.О.№5.Знакомство с образцами простых и сложных веществ. ИОТ-005

1 час

4(11)

Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

1час

5(12)

Закон постоянства состава вещества.

1час

6(13)

Химические формулы. Относительная молекулярная масса

1час

7(14)

Р/С№5. Вычисление по химическим формулам.

1час

8(15)

Валентность химических элементов.

Определение валентности элементов по формулам их соединений

1час

9(16)

Составление формул соединений по валентности

1час

10(17)

Р/С № 6. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. ИОТ-004

1час

11(18)

Р/С № 7. Атомно-молекулярное учение. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова

1час

12(19)

Типы химических реакций. Л.О.№ 6 Разложение основного карбоната меди (II). Л.О. № 7. Реакция замещения меди железом. ИОТ-005

1час

13(20)

Количество вещества. Моль. Молярная масса. ИОТ-004

1час

14(21)

Вычисления по химическим уравнениям реакций

1час

15(22)

Контрольная работа № 1

по теме: «Первоначальные химические понятия»

1час

Тема № 3. «Количественные отношения в химии» (4 часа)

1(23)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. ИОТ-004

1час

2(24)

Относительная плотность газов

1час

3(25)

Объемные отношения газов при химических реакциях

1час

4(26)

Решение расчётных задач

1час

Тема № 4. «Кислород» (6 часов)

1(27)

Р/С № 8. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода. ИОТ-004

1час

2(28)

Р/С № 9. Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Л.О. № 8 Ознакомление с образцами оксидов. ИОТ-005.

1час

3(29)

Озон. Аллотропия кислорода.

1час

4(30)

Практическая работа № 3

Получение кислорода и изучение его свойств. ИОТ-005

1час

5(31)

Р/С № 10. Воздух и его состав. ИОТ-004

1час

6(32)

Контрольная работа № 2 по теме «Кислород»


Тема № 5. «Водород» (3 часа)

1(33)

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода. ИОТ-004

1час

2(34)

Свойства и применение водорода. Л.О. № 9 Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). ИОТ-005

1час

3(35)

Практическая работа № 4

Получение водорода и изучение его свойств.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). ИОТ-005

1час

Тема № 6. «Растворы. Вода» (6 часов)

1(36)

Р/С № 11. Вода, физические свойства, методы очистки. ИОТ-004

1час

2(37)

Р/С № 12. Химические свойства воды. ИОТ-004

1час

3(38)

Р/С № 13. Вода – растворитель. Растворы. ИОТ-004

1час

4(39)

Массовая доля растворенного вещества в растворе

1час

5(40)

Практическая работа № 5. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Обобщение знаний по темам: «Кислород. Водород. Вода. Растворы». ИОТ-005

1час

6(41)

Контрольная работа № 3 по темам «Водород», «Растворы. Вода»

1час

Тема № 7. «Основные классы неорганических соединений» (9 часов)

1(42)

Р/С № 14. Оксиды. ИОТ-004

1час

2(43)

Р/С № 15. Гидроксиды. Основания. ИОТ-004

1час

3(44)

Свойства оснований. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. ИОТ-004. Л. О. № 10 Взаимодействие щелочей с кислотами. Л.О. № 11. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. ИОТ-005

1час

4(45)

Р/С № 16. Кислоты. Л.О. №12. Действие кислот на индикаторы. Л.О. №13. Растворение железа и цинка в соляной кислоте. ИОТ-005

1час

5(46)

Амфотерные оксиды и гидроксиды. Л.О. №14

Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. ИОТ-005

1час

6(47)

Р/С № 17. Соли. ИОТ-004

1час

7(48)

Свойства солей. Связь между отдельными классами неорганических соединений. ИОТ-004

1час

8(49)

Практическая работа № 6

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических. ИОТ-005

1час

9(50)

Контрольная работа № 4

по теме «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»

1час

Тема № 8. «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома » (10 часов)

1(51)

Классификация химических элементов

1час

2(52)

Практическая работа № 7

Изучение кислотно-основных свойств гидроксидов, образованных элементами III периода. ИОТ-005

1час

3(53)

Периодический закон Д.И.Менделеева

1час

4(54)

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева

1час

5(55)

Р/С № 18. Строение атома

1час

6(56)

Распределение электронов по энергетическим уровням.

1час

7(57)

Распределение электронов по энергетическим уровням.

1час

8(58)

Р/С № 19. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева

1час

9(59)

Обобщение знаний по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

1час

10(60)

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы

1час

Тема № 9. «Химическая связь» (8 часов)

1(61)

Электроотрицательность химических элементов.

Основные виды химической связи

1час

2(62)

Ионная связь

1час

3(63)

Ковалентная связь

1час

4(64)

Степень окисления

1час

5(65)

Окислительно-восстановительные реакции.

1час

6(66)

Повторение и обобщение знаний по теме:

Строение атома. Химическая связь. Строение веществ

1час

7(67)

Контрольная работа № 6 по теме «Химическая связь»

1час

8(68)

Обобщение знаний по курсу химии 8 класса

1час




Темы проектов для 8класса

Влияние видов химической связи на свойства веществ.

Вода, которую мы пьем.

Воздух, которым мы дышим.

Водород – топливо будущего.

География химических названий.

Грани яркой натуры Д.И. Менделеева.

Йод в нашей жизни.

История открытия химических элементов.

Кристаллы вокруг нас.

Лауреаты Нобелевской премии в области химии.

Соль – без вины виноватая.

Химические вещества вокруг нас.

Химия на кухне.