Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 73»
Рассмотрено на заседании МО__________________ __________________________ | Принято на заседании | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 73 _______________________ |
| методического совета | Н.Е.Ермолина |
Протокол № ____ от ________ | Протокол № _______от | «___»_____________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
для 8 А, 8Б, 8В классов.
Программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
2. ООП ООО МБОУ СШ № 73
3.Программы по химии для 8-9 классов (автор Н.Н. Гара, М.: Просвещение, 2013 год)
Учитель Гилязова Елена Николаевна
высшая квалификационная категория
Архангельск
2020-2021 учебный год
Рабочая программа учебного предмета „Химия“ для 8-х классов, предметная область «Естественно-научные предметы», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, основной общеобразовательной программе МБОУ СШ №73. Программа разработана на основе авторской программы Н.Н. Гара „Химия“, М.: Просвещение, 2011. - 48 с.., 2013 год. Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2019.
Программа учебного предмета „Химия“ рассчитана на обучение с 8-го класса по 2 часа в неделю, по 68 часов в год.
Количество контрольных работ – 6.
Количество практических работ – 7.
Количество лабораторных опытов – 14.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 8 КЛАССЕ
Личностные
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы
с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметные
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
- умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные
Ученик научится:
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
- классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
- описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
- давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Ученик получит возможность научиться:
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.
Ученик научится:
- классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
- раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
- изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
- выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
- описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
- осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций.
Ученик научится:
- объяснять суть химических процессов;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
- называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
- готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ.
Ученик научится:
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
- составлять формулы веществ по их названиям;
- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
- называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
- определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
- составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
- проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Ученик получит возможность научиться:
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
- приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
- организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Тема 1. Предмет химии (7 часов). Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы
Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Региональное содержание.
История химии. Вклад отечественных ученых - химиков, уроженцев Архангельской области, в развитие химической науки. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов как ученый - химик и гражданин. Вклад М.В. Ломоносова в науку химию и развитие русского Севера.
Тема 2. Первоначальные химические понятия (15 часов). Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Демонстрации. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов, горных пород.
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Региональное содержание.
Распространение химических элементов в природе Архангельской области. Элементарный состав полезных ископаемых Архангельской области.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
массовой доли химического элемента - полезного компонента - в сложном веществе - природном соединении (минерале, горной породе, полезном ископаемом Архангельской области).
Примеры природных смесей: минералы и горные породы.
Тема 3. Количественные отношения в химии (4 часа). Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи:
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Тема 4. Кислород (5 часов). Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практические работы
Получение и свойства кислорода
Региональное содержание.
Случайные и постоянные компоненты воздуха как смеси. Озон в природе. Значение озонового слоя для планеты Земля. Причины и последствия озоновых дыр, мероприятия по восстановлению озонового слоя.
Тема 5. Водород (3 часа). Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Практические работы
Тема 6. Вода. Растворы (6 часов). Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практические работы
Расчетные задачи:
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Региональное содержание.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
массовой доли растворенного вещества в природном растворе - минеральной воде конкретного минерального источника области.
Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области. Содержание в природной воде Архангельской области примесей, в том числе полезных (минеральные источники), токсичных, радиоактивных, канцерогенных. Снабжение населения г. Архангельска и области питьевой водой. Запасы питьевой воды в крае. Пермиловское, Архангельское месторождения питьевой воды и проблемы их использования.
Тема 7. Важнейшие классы неорганических соединений (9 часов). Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Региональное содержание.
Оксиды как полезные ископаемые Архангельской области (бокситы, железняки, пески и песчаники области).
Кислоты в природе. Кислотность почв, почвенные кислоты. Определение кислотности почв своей местности. Способы снижения кислотности почв.
Соли как полезные ископаемые области (известняки, доломиты, гипсы, ангидриты).
Реакция горения как пример экзотермической реакции. Сжигание топлива. Виды топлива. Сжигание топлива и загрязнение окружающей среды продуктами горения топлива.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Тема 8. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 часов)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система как естественно–научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А и Б группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Региональное содержание.
Радиоактивные изотопы. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Использование ядерной энергии в мирных целях: АЭС, космические исследования. Проблема строительства АЭС в г. Архангельске. Экологические проблемы области в связи с деятельностью военно-промышленного комплекса (предприятия Северодвинска, ракетный полигон в Неноксе, космодром «Плесецк», ядерный полигон на Новой Земле). Радиационное и радионуклидное загрязнение воздуха, водоемов, почв в области, меры обеспечения радиационной безопасности.
Раздел 3. Строение вещества.
Тема 9. Химическая связь (7 часов).
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Региональное содержание.
Применение окислительно-восстановительных реакций (электролиз) на предприятиях Архангельской области.
Тематическое планирование
8 класс
Номер урока | Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы |
Тема № 1. «Предмет химии» (7 часов) |
1 | Р/С№1. Предмет химии. Вещества и их свойства. Л.О. № 1. Изучение физических свойств сахара и серы. ИОТ-005 | 1час |
2 | Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент | 1 час |
3 | Практическая работа №1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Строение пламени. ИОТ-005 | 1 час |
4 | Р/С № 2. Чистые вещества и смеси. Л.О. № 2. Разделение смеси с помощью магнита. ИОТ-005 | 1 час |
5 | Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли. ИОТ-005 | 1час |
6 | Физические и химические явления. Л.О. № 3 Физические явления Л.О. № 4. Химические явления.ИОТ-005 | 1 час |
7 | Химические реакции. ИОТ-004 | 1 час |
Тема № 2. «Первоначальные химические реакции» (15 часов) |
1(8) | Р/С № 3. Молекулы, атомы и ионы.ОТ-004 | 1час |
2(9) | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки. ИОТ-004 | 1 час |
3(10) | Р/С № 4. Простые и сложные вещества. Химические элементы. Л.О.№5.Знакомство с образцами простых и сложных веществ. ИОТ-005 | 1 час |
4(11) | Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | 1час |
5(12) | Закон постоянства состава вещества. | 1час |
6(13) | Химические формулы. Относительная молекулярная масса | 1час |
7(14) | Р/С№5. Вычисление по химическим формулам. | 1час |
8(15) | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений | 1час |
9(16) | Составление формул соединений по валентности | 1час |
10(17) | Р/С № 6. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. ИОТ-004 | 1час |
11(18) | Р/С № 7. Атомно-молекулярное учение. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова | 1час |
12(19) | Типы химических реакций. Л.О.№ 6 Разложение основного карбоната меди (II). Л.О. № 7. Реакция замещения меди железом. ИОТ-005 | 1час |
13(20) | Количество вещества. Моль. Молярная масса. ИОТ-004 | 1час |
14(21) | Вычисления по химическим уравнениям реакций | 1час |
15(22) | Контрольная работа № 1 по теме: «Первоначальные химические понятия» | 1час |
Тема № 3. «Количественные отношения в химии» (4 часа) |
1(23) | Закон Авогадро. Молярный объем газов. ИОТ-004 | 1час |
2(24) | Относительная плотность газов | 1час |
3(25) | Объемные отношения газов при химических реакциях | 1час |
4(26) | Решение расчётных задач | 1час |
Тема № 4. «Кислород» (6 часов) |
1(27) | Р/С № 8. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода. ИОТ-004 | 1час |
2(28) | Р/С № 9. Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Л.О. № 8 Ознакомление с образцами оксидов. ИОТ-005. | 1час |
3(29) | Озон. Аллотропия кислорода. | 1час |
4(30) | Практическая работа № 3 Получение кислорода и изучение его свойств. ИОТ-005 | 1час |
5(31) | Р/С № 10. Воздух и его состав. ИОТ-004 | 1час |
6(32) | Контрольная работа № 2 по теме «Кислород» | |
Тема № 5. «Водород» (3 часа) |
1(33) | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода. ИОТ-004 | 1час |
2(34) | Свойства и применение водорода. Л.О. № 9 Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). ИОТ-005 | 1час |
3(35) | Практическая работа № 4 Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). ИОТ-005 | 1час |
Тема № 6. «Растворы. Вода» (6 часов) |
1(36) | Р/С № 11. Вода, физические свойства, методы очистки. ИОТ-004 | 1час |
2(37) | Р/С № 12. Химические свойства воды. ИОТ-004 | 1час |
3(38) | Р/С № 13. Вода – растворитель. Растворы. ИОТ-004 | 1час |
4(39) | Массовая доля растворенного вещества в растворе | 1час |
5(40) | Практическая работа № 5. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Обобщение знаний по темам: «Кислород. Водород. Вода. Растворы». ИОТ-005 | 1час |
6(41) | Контрольная работа № 3 по темам «Водород», «Растворы. Вода» | 1час |
Тема № 7. «Основные классы неорганических соединений» (9 часов) |
1(42) | Р/С № 14. Оксиды. ИОТ-004 | 1час |
2(43) | Р/С № 15. Гидроксиды. Основания. ИОТ-004 | 1час |
3(44) | Свойства оснований. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. ИОТ-004. Л. О. № 10 Взаимодействие щелочей с кислотами. Л.О. № 11. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. ИОТ-005 | 1час |
4(45) | Р/С № 16. Кислоты. Л.О. №12. Действие кислот на индикаторы. Л.О. №13. Растворение железа и цинка в соляной кислоте. ИОТ-005 | 1час |
5(46) | Амфотерные оксиды и гидроксиды. Л.О. №14 Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. ИОТ-005 | 1час |
6(47) | Р/С № 17. Соли. ИОТ-004 | 1час |
7(48) | Свойства солей. Связь между отдельными классами неорганических соединений. ИОТ-004 | 1час |
8(49) | Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических. ИОТ-005 | 1час |
9(50) | Контрольная работа № 4 по теме «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений» | 1час |
Тема № 8. «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома » (10 часов) |
1(51) | Классификация химических элементов | 1час |
2(52) | Практическая работа № 7 Изучение кислотно-основных свойств гидроксидов, образованных элементами III периода. ИОТ-005 | 1час |
3(53) | Периодический закон Д.И.Менделеева | 1час |
4(54) | Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева | 1час |
5(55) | Р/С № 18. Строение атома | 1час |
6(56) | Распределение электронов по энергетическим уровням. | 1час |
7(57) | Распределение электронов по энергетическим уровням. | 1час |
8(58) | Р/С № 19. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева | 1час |
9(59) | Обобщение знаний по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 1час |
10(60) | Промежуточная аттестация в форме контрольной работы | 1час |
Тема № 9. «Химическая связь» (8 часов) |
1(61) | Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи | 1час |
2(62) | Ионная связь | 1час |
3(63) | Ковалентная связь | 1час |
4(64) | Степень окисления | 1час |
5(65) | Окислительно-восстановительные реакции. | 1час |
6(66) | Повторение и обобщение знаний по теме: Строение атома. Химическая связь. Строение веществ | 1час |
7(67) | Контрольная работа № 6 по теме «Химическая связь» | 1час |
8(68) | Обобщение знаний по курсу химии 8 класса | 1час |
Темы проектов для 8класса
Влияние видов химической связи на свойства веществ.
Вода, которую мы пьем.
Воздух, которым мы дышим.
Водород – топливо будущего.
География химических названий.
Грани яркой натуры Д.И. Менделеева.
Йод в нашей жизни.
История открытия химических элементов.
Кристаллы вокруг нас.
Лауреаты Нобелевской премии в области химии.
Соль – без вины виноватая.
Химические вещества вокруг нас.
Химия на кухне.