СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 9 класса основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по химии.

        Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией О.С. Габриеляна. Химия 8 класс: О.С Габриелян.- Дрофа, 2013г.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Цели и задачи программы:

Ведущими целями и задачами рабочей программы являются:

  • формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций.

  • усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

  • воспитание элементов экологической культуры.

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;

  • выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  1. Предполагаемые и планируемые результаты освоения учебного материала:

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе являются следующие умения:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в  природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения химии:

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения химии:

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества

2. Содержание учебного курса

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.  Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева  (10 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.

Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ

Лабораторные опыты.

1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.

5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.

Тема 1. Металлы  (14 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2   и Fe+3 .

 Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.

17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов  и их соединений  (2 ч)

1. Получение и свойства соединений металлов.  2. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Тема 3. Неметаллы  (25 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка.

 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)

1. Решение экспериментальных задач по теме«Подгруппа кислорода». 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота» и«Подгруппа углерода». 3. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5. Органические вещества (7 ч)

  Основные сведения о химическом строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен.  Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая, аминоуксусная) как представители кислородосодержащих  органических соединений. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы(8 ч)

  Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номера периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений. Значение периодического закона.

   Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

    Классификация веществ по различным признакам.

   Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды, гидроксиды и соли: состав, классификация и общие свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления.

Учебно - тематическое планирование

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Практических работ

Контрольных работ

Повторение основных вопросов за курс 8 класса

4



Металлы

18

1

1

Неметаллы

27

3

1

Органические соединения

10



Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА.

9



1

Всего часов:

68

4

3

3. Календарно - тематическое планирование

Содержание

(раздел, тема)

Количество часов

Количество уроков

Практические работы

Контрольные работы

Тема 1. Повторение основных вопросов за курс 8 класса (4ч)

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Значение закона.

1



2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Значение закона.

1



3

Характеристика металла по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика неметалла по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

1



4

Характеристика металла по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика неметалла по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

1



Тема 2. Металлы

5

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Стартовый контроль.

1



6

Физические свойства металлов.

1



7

Химические свойства металлов.

1



8

Электрохимический ряд напряжений металлов.

1



9

Металлы в природе. Способы их получения. Сплавы.

1



10

Щелочные металлы

Соединения щелочных металлов.

1



11

Щелочные металлы

Соединения щелочных металлов.

1



12

Be, Мg и щелочноземельные металлы.

Соединения щелочно-земельных металлов.

1



13

Be, Мg и щелочноземельные металлы.

Соединения щелочно-земельных металлов.

1



14

Соединения кальция.

1



15

Алюминий.

Соединения алюминия.

1



16

Алюминий.

Соединения алюминия.

1



17

Железо.

Соединения железа.

1



18

Железо.

Соединения железа.

1



19

Практическая работа №1. Осуществление цепочек превращений. «Получение и свойства соединений металлов»


1


20

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».



21

Контрольная работа: «Металлы»



22

Анализ контрольной работы.



Тема 3. Неметаллы

23

Общая характеристика неметаллов.



24

Водород, физические и химические свойства.



25

Общая характеристика галогенов.



26

Соединения галогенов.



27

Кислород, его физические и химические свойства.



28

Сера, физические и химические свойства.



29

Оксиды серы.



30

Серная кислота и её соли.



31

Практическая работа № 2. «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».



32

Азот, его физические и химические свойства.



33

Аммиак и его свойства.



34

Соли аммония.



35

Оксиды азота (II) и (IV).



36

Азотная кислота и её свойства.



37

Соли азотной кислоты.



38

Фосфор, его физические и химические свойства.



39

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.



40

Углерод, его физические и химические свойства.



41

Оксиды углерода.



42

Угольная кислота и её соли.



43

Кремний и его соединения.



44

Кремний и его соединения.




45

Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».



46

Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.



47

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».



48

Контрольная работа № 2 по теме 2.»Неметаллы»



49

Анализ контрольной работы.



Тема 4. Органические соединения (10ч)

50

Предмет органической химии.



51

Предмет органической химии.



52

Предельные углеводороды (метан, этан).



53

Предельные углеводороды (метан, этан).



54

Непредельные углеводороды (этилен).

Представления о полимерах на примере полиэтилена.



55

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.



56

Спирты.



57

Карбоновые кислоты.



58

Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы.



59

Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.



Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА

60

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.



61

Строение веществ.



62

Классификация химических реакций.



63

Классификация веществ.



64

П/а Итоговый тест



65

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.



66

Обобщение и систематизация знаний курса органической химии 



67

Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса



68

Работа над ошибками по итоговой контрольной работе.



Всего часов:

68


4

3